4.1.1. Стратегическое планирование
В системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, а также в обеспечении нормального функционирования коммерческих организаций особое место занимает планирование - способ обеспечения единства направления усилий для достижения общих целей. Без планирования система неизменна во времени и не приспосабливается к изменениям во внешней среде. Поэтому никакое управление невозможно без планирования деятельности предприятия, так как от него во многом зависит эффективное функционирование.
В зависимости от размеров предприятия, характера поставленных задач и возможных сроков их решения план может иметь различные формы. В соответствии с этим планирование подразделяют на:
- долгосрочное, рассчитанное на срок от 5 до 15 лет и предусматривающее формирование перспективных целей предприятия, направленных на наилучшее использование его ресурсов, на основе долгосрочных прогнозов;
- среднесрочное, сроком от одного года до пяти лет. Среднесрочные планы по сравнению с долгосрочными более подробны, содержат большое число количественных показателей, и в них делается упор на распределение ресурсов. Объектами такого планирования являются производственные мощности предприятия, капитальные вложения, потребности в финансовых ресурсах, научные исследования и разработки и т.д.;
- краткосрочное или текущее - рассчитано на срок до одного года.
В последние годы особенно возросла роль стратегического планирования, целью которого является разработка стратегических решений и формирование планов, нацеленных на развитие предприятия в долгосрочной перспективе и достижение конкурентных преимуществ с учетом возможных изменений во внешней среде. Благодаря стратегическому планированию предприятие может с необходимой точностью оценить свои потенциальные возможности, разра-ботать соответствующие производственные программы, скоординировать усилия всех служб, установить каждому подразделению конкретные цели, определить альтернативные действия на длительный срок.
Стратегическое планирование принципиально отличается от других видов планирования, так как оно использует не традиционный подход «из прошлого в будущее», а предполагает направление анализа и принятие управленческих решений «из будущего в настоящее». Это и вызывает основные трудности: как планировать «от базы», знают все, а вот как выстраивать план своих текущих действий, основываясь на представлениях о будущем бизнеса, знают немногие.
Стратегическое планирование пришло на смену долгосрочному планированию и заняло лидирующее место в планирующей деятельности фирмы. В стратегическом планировании по сравнению с долгосрочным пространство деятельности фирмы стало более объемным, включая в себя наряду с основными элементами внутренней среды организации внешние аспекты: социальные факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т.д. Главное отличие стратегического планирования от долгосрочного - в его вариативности, разработке альтернативных версий развития будущего предприятия.
В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в ряду функций менеджмента. Сегодня наряду с формальными, количест-венными методами стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход.
Методология стратегического планирования, совокупность важнейших теоретических принципов и методов, используемых в процессе составления планов, дает ответы на следующие вопросы:
Каковы цели развития соответствующего объекта стратегического планирования?
Какие подходы к решению проблем стратегического планирования использовать?
С помощью какой системы показателей можно обеспечить оптими-зацию стратегических планов?
Под методом стратегического планирования понимают конкретный способ, прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования. В стратегическом планировании используются следующие методы разработки планов:
- экспертный метод, основанный на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции;
- метод социально-экономического анализа, заключающийся во всесто-роннем изучении социально-экономической действительности, познания внутренних связей и зависимостей явлений с целью определения прогрессивных тенденций развития;
- метод прямых инженерно-экономических расчетов, предназначенный для определения потребностей рынка в данном виде продукции и возможностей ее производства;
- балансовый метод, используемый для обеспечения согласованности взаимосвязанных показателей;
- экономико-математические методы и модели, решающие, к примеру, такие вопросы, как составление оптимальной программы выпуска продукции при заданных трудовых и материальных ресурсах;
- метод системного анализа и синтеза, заключающийся в разложении явлений на составные части и определении на этой основе ключевых проблем перспективного развития. Методологические подходы стратегического планирования могут быть реализованы только с помощью специальных показателей. Разработка стратегических программ и планов невозможна без использования системы показателей, которая должна быть гибкой, адаптивной, способной отражать все изменения в состоянии объекта планирования.
Так как стратегическое планирование является центральным элементом системы управления фирмой, для него общезначимыми являются принципы управления, к которым относят:
- принцип единства централизма и самостоятельности. Он связан с предоставлением филиалам максимально возможной свободы в хозяйственной деятельности, в том числе и в планировании, но в рамках общей стратегии фирмы;
- принцип единства и комплексности прогнозов, программ и планов. Он направлен на координацию и сведение в единое целое планов структурных подразделений и филиалов, разработанных на основе общей стратегии организации;
- принцип проверки выполнения программ и планов. Проверка выполнения намеченных целей осуществляется для выявления ошибок, допущенных в процессе стратегического планирования; для учета возможностей, не учтенных ранее или вновь возникших; для определения возникших в ходе выполнения планов новых потребностей и привлечения необходимых ресурсов.
Цикл стратегического планирования включает следующие основные элементы (см. рис. 1).
Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического планирования, так как он является базой как для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей.
После анализа среды можно переходить к формированию миссии организации, которая выражает смысл ее существования, ее предназначение. Далее идет процесс разработки долгосрочных целей, а затем их конкретизация путем определения краткосрочных.
Рисунок 1. Основные элементы цикла стратегического планирования
После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. С помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать своих целей и реализовывать свою миссию.
После определения порядка реализации стратегии и окончательного оформления стратегического плана можно приступать к выполнению стратегии. Именно этот процесс в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей, или, как это достаточно часто случается, фирма оказывается не в состоянии осуществить выбранную стратегию.
В стратегическом планировании самыми важными целями считаются цели роста организации, выражающие соотношение темпа изменения объема продаж и прибыли организации и темпа изменения объема продаж и прибыли по отрасли в целом. В зависимости от характера этого соотношения и в соответствии с темпом роста различают цели быстрого, стабильного роста и цели сокращения.
Попытка достичь целей быстрого роста связана с огромным риском, и ставить перед собой эти цели могут только те организации, которые обладают достаточным потенциалом, необходимыми ресурсами, доскональным знанием рынка.
Цели стабильного роста направлены на сохранение уже достигнутых позиций в отрасли, когда организация не пытается резко вырваться вперед, рискуя потерять то, что было накоплено. Цель сокращения ставится, когда организация по ряду причин вынуждена развиваться более медленными темпами, чем отрасль в целом.
Цели должны отвечать определенным требованиям. Во-первых, они должны быть достижимыми, и, хотя в них должен быть заложен определенный вызов, они не могут выходить за пределы допустимых возможностей исполнителей. Во-вторых, цели должны быть гибкими и поддаваться корректировке в случае изменений во внешней среде. В-третьих, необходимо, чтобы цели были измеримыми, иначе будет невозможно оценить, была ли достигнута цель. В-четвертых, цели должны быть конкретными, что означает необходимость установления сроков достижения целей и определения ответственного лица, которое будет непосредственно заниматься их реализацией. И наконец, цели должны быть совместимыми: долгосрочные цели должны соответствовать миссии, а краткосрочные цели — долгосрочным.
Установленные цели имеют для организации, всех ее подразделений и всех сотрудников статус закона. Устанавливать цели можно централизованно или децентрализованно. При централизованном подходе все цели подчинены единой ориентации и определяются высшим руководством.
Недостаток данного подхода заключается в том, что руководство может столкнуться с сопротивлением и неприятием целей на нижних уровнях. В случае децентрализации нижние уровни наряду с верхними принимают участие в установлении целей. Существует две схемы децентрализованного установления целей:
- установление целей сверху вниз, т. е. нижестоящие уровни определяют свои цели, исходя из целей более высокого уровня;
- установление целей снизу вверх, т. е. нижестоящие уровни устанав-ливают свои цели, на основе чего идет определение целей более высокого уровня.
Итак, организация не может существовать без целевых ориентиров. И чем четче сформулирована цель, тем проще разработать стратегию ее реализации.
Сущность стратегии состоит в создании будущего конкурентного преиму-щества быстрее, чем конкуренты организации смогут скопировать то, чем она обладает сегодня.
Стратегия - долгосрочное направление развития организации, касаю-щееся сферы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации и позиции организации в окружающей среде.
В условиях жесткой конкурентной борьбы предприятия должны выра-батывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволит им приспо-сабливаться к постоянно меняющимся условиям во внешней среде и поспе-вать за изменениями, происходящими в их окружении. Не существует единой стратегии для всех предприятий. Каждое предприятие уникально и требует выработки особой стратегии, которая зависит от позиции предприятия на рынке, динамики его развития, его потенциала, существующих конкурентов.
При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами: какой бизнес прекратить; какой бизнес продолжить; в какой бизнес перейти.
М.Портер, специалист в области стратегического управления, выделяет три области выработки стратегии поведения фирмы на рынке. Первая область связана с лидерством в минимизации издержек производства, в результате чего компания может за счет более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка. Предприятия, реализующие такой тип стратегии, должны иметь хорошую организацию производства и снабжения.
Вторая область выработки стратегии связана со специализацией в производстве продукции. Предприятия, выбирающие этот тип стратегии, должны иметь прекрасную систему обеспечения высокого качества продук-ции, а также развитую систему маркетинга.
Третья область связана с концентрацией усилий предприятия на определенном выбранном сегменте рынка. В этом случае предприятие должно строить свою деятельность, прежде всего, на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка, т.е. исходить из запросов конкретных клиентов, а не рынка в целом.
Коротко можно обозначить эти три конкурентные стратегии так: преимущество в издержках, дифференциация и фокусирование.
Выделяют четыре группы эталонных стратегий предприятия. К первой группе эталонных стратегий относят стратегии концентрированного роста:
- стратегия усиления позиции на рынке, при которой фирма пытается с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции (для реализации этой стратегии требуются большие маркетинговые усилия);
- стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта;
- стратегия развития продукта, предполагающая производство нового продукта и его реализацию на уже освоенном фирмой рынке.
Вторую группу эталонных стратегий составляют стратегии интегрированного роста, направленные на изменение положения предприятия внутри отрасли:
- стратегия обратной вертикальной интеграции, направленная на рост фирмы за счет усиления контроля над поставщиками или за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение;
- стратегия вперед идущей вертикальной интеграции связана с приобре-тением или усилением контроля над системами распределения и продажи.
К третьей группе эталонных стратегий развития бизнеса относят стратегии диверсифицированного роста. Эти стратегии реализуются в том случае, если предприятия дальше не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли:
- стратегия центрированной диверсификации, заключающаяся в произ-водстве новой продукции наряду с уже имеющейся;
- стратегия горизонтальной диверсификации предполагает производство нового продукта с использованием новой технологии; по своим качествам этот продукт должен сопутствовать уже производимому товару;
- стратегия конгломеративной диверсификации состоит в производстве технологически не связанных с уже производимыми, новых продуктов, которые реализуются на новых рынках.
Четвертым типом эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии сокращения:
- стратегия ликвидации, которая вызвана тем, что фирма не может вести дальнейший бизнес;
- стратегия «сбора урожая», предполагающая отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе. Эта стратегия применяется к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но может принести доходы во время «сбора урожая»;
- стратегия сокращения, заключающаяся в продаже одного из подраз-делений или бизнеса, не приносящего дохода, для получения средств на развитие более перспективных, соответствующих долгосрочным целям фирмы бизнесов;
- стратегия сокращения расходов, направленная на уменьшение издержек и сокращение затрат. Часто при реализации этой стратегии вынужденной мерой является сокращение найма и даже увольнение персонала, а также прекращение производства прибыльных товаров.
На практике предприятие может одновременно реализовывать несколько стратегий. Ключевыми факторами, которые должны быть учтены при выборе стратегии, являются следующие:
Потенциал предприятия. Сильные фирмы должны стремиться к максимальному использованию возможностей, связанных с их лидирующим положением, и к укреплению этого положения. Им следует делать ставку на стратегию концентрированного либо интегрированного роста. Слабые фирмы должны реализовать одну из стратегий сокращения, и если нет такой стратегии, которая может привести к увеличению их силы, то они должны покинуть данную отрасль.
Финансовые ресурсы предприятия. Любые изменения в деятельности предприятия, такие, например, как выход на новые рынки, разработка нового продукта или переход в новую отрасль, требуют больших финансовых затрат.
Интересы и отношение высшего руководства. Руководство может любить рисковать, а может, наоборот, стремиться любыми способами избегать риска.
Для выбора стратегии фирмы в зависимости от динамики роста рынка продукции и конкурентной позиции используется матрица, которую предло-жили А. Томпсон и А. Стрикланд.
Одним из наиболее распространенных методов оценки качества видов деятельности предприятия является матричный анализ ее хозяйственного портфеля. Портфельные модели определяют настоящее и будущее положение бизнеса с точки зрения привлекательности рынка и способности бизнеса конкурировать внутри него. Наиболее часто применяются три типа матриц хозяйственного портфеля — матрица «рост/доля рынка», разработанная компанией Boston Consulting Group, матрица «привлекательность отрасли/конкурентное положение», созданная компанией General Electric, и матрица жизненного цикла отрасли.
На сегодняшний день лишь единицы российских компаний имеют эффективную систему стратегического планирования. Однако большинство руководителей в нашей стране уже осознают важность применения методов и принципов стратегического планирования для успешного ведения бизнеса.
- Тема 1.1. Понятие предприятия и его основные характеристики
- 1.1.1. Понятие предприятия и его основные признаки
- Цели, задачи и функции предприятия
- Классификация и организационно-правовые формы предприятий
- Контрольные вопросы к теме № 1.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 1.1
- Тема 1.2. Основы создания предприятия
- 1.2.1. Выбор места расположения предприятия
- 1.2.2. Этапы и содержание мероприятий по созданию предприятия
- 1.2.3. Государственная регистрация и оформление предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 2.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.1
- Тема 2.1. Основы создания предприятия
- 2.1.1. Основные структурные признаки предприятия
- 2.1.2. Организация предприятия: понятие, сущность и принципы
- Хозяйствующий субъект
- 2.1.3. Миссия предприятия: философия, этика и принципы организации деятельности
- 2.1.4. Предпринимательская деятельность предприятия и ее основные характеристики
- Контрольные вопросы к теме № 2.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.1
- Тема 2.2. Структура предприятия
- 2.2.3. Производственная структура предприятия
- 2.2.1. Понятие структуры предприятия и факторы ее определяющие
- Ступени иерархии
- 2.2.2. Отраслевые особенности структуры предприятия
- 352.2.3. Производственная структура предприятия
- 2.2.4. Характеристика рабочего места
- Контрольные вопросы к теме № 2.2
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.2
- Тема 2.3. Типы производства и организационная структура управления предприятия
- 2.3.1. Типы организации производства
- 2.3.2. Организационная структура управления производством
- 2.3.3. Типы организационных структур управления предприятия
- Руководитель а Руководитель в1 Руководитель в2 Руководитель с1 Руководитель с2 Испол-нитель 1 Испол-нитель 2
- Руководитель с3 Руководитель с4
- Испол-нитель 4 Испол-нитель 4 Испол-нитель 3 Испол-нитель 3 Испол-нитель 2 Испол-нитель 1
- Руководство
- Руководитель группы энергоиспользования
- Отдел использования энергии в промышленности
- Отдел использования энергии в торговле
- Отдел обслуживания потребителей
- Руководство
- Руководство предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 2.3
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.3
- Тема 2.4. Организация производственного процесса предприятия
- 2.4.1. Понятие и содержание производственного процесса предприятия
- 2.4.2. Производственные процессы и операции
- 2.4.3. Проектирование производственного процесса и принципы его организации
- 4.4.4. Производственный цикл и его характеристика
- Контрольные вопросы к теме № 2.4
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.4
- Тема 3.1. Трудовые и финансовые ресурсы предприятия
- 3.1.1. Трудовые ресурсы предприятия
- 3.1.2. Рынок труда и занятость
- 3.1.3. Производительность труда и методы ее измерения
- 3.1.4. Финансовые ресурсы предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 3.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 3.1
- Тема 3.2. Производственные фонды предприятия
- 3.2.1. Основные средства предприятия
- 3.2.2. Оборотные средства предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 3.2
- Рекомендуемая литература к лекции № 3.2
- Раздел 4. Планирование деятельности предприятия и маркетинг
- Тема 4.1. Планирование на предприятии (4 часа)
- 4.1.1. Стратегическое планирование
- 4.1.2. Текущее планирование
- 4.1.3. Оперативное планирование
- Контрольные вопросы к теме № 4.1
- 4.2.2. Маркетинговые исследования: цель, задачи и принципы
- 4.2.3. Методы маркетинговых исследований
- Контрольные вопросы к теме № 4.2
- Рекомендуемая литература к лекции № 4.2
- Раздел 5. Результаты деятельности предприятия
- Тема 5.1. Прибыль и рентабельность предприятия
- 5.1.1. Прибыль предприятия: понятие, функции, виды
- 5.1.2. Рентабельность предприятия: понятие, сущность и виды
- Контрольные вопросы к теме № 5.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 5.1
- Тема 5.2. Банкротство и ликвидация предприятия
- 5.2.1. Банкротство и санация предприятия
- Основные внешние факторы, обуславливающие кризисное развитие предприятия
- Основные внутренние факторы, обуславливающие кризисное развитие предприятия
- Тактика и стратегия предприятия
- 5.2.2. Понятие и виды ликвидации предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 5.2
- Рекомендуемая литература к лекции № 5.2