logo
Lektsii_OEP / ККЛ-ОП-Юрченко

4.1.1. Стратегическое планирование

В системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, а также в обеспечении нормального функционирования коммерческих организаций особое место зани­мает планирование - способ обеспечения единства направления усилий для достижения общих целей. Без планирования система неизменна во времени и не приспосабливается к изменениям во внешней среде. Поэтому никакое управление невозможно без пла­нирования деятельности предприятия, так как от него во многом за­висит эффективное функционирование.

В зависимости от размеров предприятия, характера поставленных задач и возможных сроков их решения план может иметь различные формы. В соответствии с этим планирование подразделяют на:

- долгосрочное, рассчитанное на срок от 5 до 15 лет и преду­сматривающее формирование перспективных целей пред­приятия, направленных на наилучшее использование его ре­сурсов, на основе долгосрочных прогнозов;

- среднесрочное, сроком от одного года до пяти лет. Среднесроч­ные планы по сравнению с долгосрочными более подробны, содержат большое число количественных показателей, и в них делается упор на распределение ресурсов. Объектами такого планирования являются производственные мощности пред­приятия, капитальные вложения, потребности в финансовых ресурсах, научные исследования и разработки и т.д.;

- краткосрочное или текущее - рассчитано на срок до одного года.

В последние годы особенно возросла роль стратегического пла­нирования, целью которого является разработка стратегических ре­шений и формирование планов, нацеленных на развитие предпри­ятия в долгосрочной перспективе и достижение конкурентных пре­имуществ с учетом возможных изменений во внешней среде. Благодаря стратегическому планированию предприятие может с необходимой точностью оценить свои потенциальные возможно­сти, разра-ботать соответствующие производственные программы, скоординировать усилия всех служб, установить каждому подразде­лению конкретные цели, определить альтернативные действия на длительный срок.

Стратегическое планирование принципиально отличается от дру­гих видов планирования, так как оно использует не традиционный подход «из прошлого в будущее», а предполагает направление ана­лиза и принятие управленческих решений «из будущего в настоя­щее». Это и вызывает основные трудности: как планировать «от ба­зы», знают все, а вот как выстраивать план своих текущих действий, основываясь на представлениях о будущем бизнеса, знают немно­гие.

Стратегическое планирование пришло на смену долгосрочному планированию и заняло лидирующее место в планирующей дея­тельности фирмы. В стратегическом планировании по сравнению с долгосрочным пространство деятельности фирмы стало более объ­емным, включая в себя наряду с основными элементами внутрен­ней среды организации внешние аспекты: социальные факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т.д. Главное отличие стратегического планирования от долгосрочно­го - в его вариативности, разработке альтернативных версий разви­тия будущего предприятия.

В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в ряду функций менеджмента. Сегодня наряду с формальными, количест-венными методами стратегическое планирование ис­пользует творческий, интуитивный подход.

Методология стратегического планирования, совокупность важ­нейших теоретических принципов и методов, используемых в про­цессе составления планов, дает ответы на следующие вопросы:

  1. Каковы цели развития соответствующего объекта стратегиче­ского планирования?

  2. Какие подходы к решению проблем стратегического планиро­вания использовать?

  3. С помощью какой системы показателей можно обеспечить оптими-зацию стратегических планов?

Под методом стратегического планирования понимают кон­кретный способ, прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования. В стратегическом планировании использу­ются следующие методы разработки планов:

- экспертный метод, основанный на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции;

- метод социально-экономического анализа, заключающийся во всесто-роннем изучении социально-экономической действи­тельности, познания внутренних связей и зависимостей яв­лений с целью определения прогрессивных тенденций разви­тия;

- метод прямых инженерно-экономических расчетов, предназна­ченный для определения потребностей рынка в данном виде продукции и возможностей ее производства;

- балансовый метод, используемый для обеспечения согласо­ванности взаимосвязанных показателей;

- экономико-математические методы и модели, решающие, к примеру, такие вопросы, как составление оптимальной про­граммы выпуска продукции при заданных трудовых и мате­риальных ресурсах;

- метод системного анализа и синтеза, заключающийся в раз­ложении явлений на составные части и определении на этой основе ключевых проблем перспективного развития. Методологические подходы стратегического планирования мо­гут быть реализованы только с помощью специальных показателей. Разработка стратегических программ и планов невозможна без ис­пользования системы показателей, которая должна быть гибкой, адаптивной, способной отражать все изменения в состоянии объек­та планирования.

Так как стратегическое планирование является центральным элементом системы управления фирмой, для него общезначимыми являются принципы управления, к которым относят:

- принцип единства централизма и самостоятельности. Он свя­зан с предоставлением филиалам максимально возможной свободы в хозяйственной деятельности, в том числе и в пла­нировании, но в рамках общей стратегии фирмы;

- принцип единства и комплексности прогнозов, программ и пла­нов. Он направлен на координацию и сведение в единое це­лое планов структурных подразделений и филиалов, разрабо­танных на основе общей стратегии организации;

- принцип проверки выполнения программ и планов. Проверка вы­полнения намеченных целей осуществляется для выявления ошибок, допущенных в процессе стратегического планиро­вания; для учета возможностей, не учтенных ранее или вновь возникших; для определения возникших в ходе выполнения планов новых потребностей и привлечения необходимых ре­сурсов.

Цикл стратегического планирования включает следующие ос­новные элементы (см. рис. 1).

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегиче­ского планирования, так как он является базой как для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей.

После анализа среды можно переходить к формированию мис­сии организации, которая выражает смысл ее существования, ее предназначение. Далее идет процесс разработки долгосрочных це­лей, а затем их конкретизация путем определения краткосрочных.

Рисунок 1. Основные элементы цикла стратегического планирования

После того как определены миссия и цели, наступает этап ана­лиза и выбора стратегии. С помощью специальных приемов органи­зация определяет, как она будет достигать своих целей и реализовывать свою миссию.

После определения порядка реализации стратегии и окончательного оформления стратегического плана можно присту­пать к выполнению стратегии. Именно этот процесс в случае ус­пешного осуществления приводит предприятие к достижению по­ставленных целей, или, как это достаточно часто случается, фирма оказывается не в состоянии осуществить выбранную стратегию.

В стратегическом планировании самыми важными целями счи­таются цели роста организации, выражающие соотношение темпа изменения объема продаж и прибыли организации и темпа измене­ния объема продаж и прибыли по отрасли в целом. В зависимости от характера этого соотношения и в соответствии с темпом роста различают цели быстрого, стабильного роста и цели сокращения.

Попытка достичь целей быстрого роста связана с огромным риском, и ставить перед собой эти цели могут только те организа­ции, которые обладают достаточным потенциалом, необходимыми ресурсами, доскональным знанием рынка.

Цели стабильного роста направлены на сохранение уже достиг­нутых позиций в отрасли, когда организация не пытается резко вы­рваться вперед, рискуя потерять то, что было накоплено. Цель со­кращения ставится, когда организация по ряду причин вынуждена развиваться более медленными темпами, чем отрасль в целом.

Цели должны отвечать определенным требованиям. Во-первых, они должны быть достижимыми, и, хотя в них должен быть заложен определенный вызов, они не могут выходить за пределы допусти­мых возможностей исполнителей. Во-вторых, цели должны быть гибкими и поддаваться корректировке в случае изменений во внеш­ней среде. В-третьих, необходимо, чтобы цели были измеримыми, иначе будет невозможно оценить, была ли достигнута цель. В-чет­вертых, цели должны быть конкретными, что означает необходи­мость установления сроков достижения целей и определения от­ветственного лица, которое будет непосредственно заниматься их реализацией. И наконец, цели должны быть совместимыми: долго­срочные цели должны соответствовать миссии, а краткосрочные це­ли — долгосрочным.

Установленные цели имеют для организации, всех ее подразде­лений и всех сотрудников статус закона. Устанавливать цели можно централизованно или децентрализованно. При централизованном подходе все цели подчинены единой ориентации и определяются высшим руководством.

Недостаток данного подхода заключается в том, что руководство может столкнуться с сопротивлением и неприятием целей на ниж­них уровнях. В случае децентрализации нижние уровни наряду с верхними принимают участие в установлении целей. Существует две схемы децентрализованного установления целей:

- установление целей сверху вниз, т. е. нижестоящие уровни оп­ределяют свои цели, исходя из целей более высокого уровня;

- установление целей снизу вверх, т. е. нижестоящие уровни устанав-ливают свои цели, на основе чего идет определение целей более высокого уровня.

Итак, организация не может существовать без целевых ориенти­ров. И чем четче сформулирована цель, тем проще разработать стра­тегию ее реализации.

Сущность стратегии состоит в создании будущего конкурентного преиму-щества быстрее, чем конкуренты организации смогут скопировать то, чем она обладает сегодня.

Стратегия - долгосрочное направление развития организации, касаю-щееся сферы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации и позиции организации в окружающей среде.

В условиях жесткой конкурентной борьбы предприятия должны выра-батывать долгосрочную стратегию поведения, которая позво­лит им приспо-сабливаться к постоянно меняющимся условиям во внешней среде и поспе-вать за изменениями, происходящими в их окружении. Не существует единой стратегии для всех предприятий. Каждое предприятие уникально и требует выработки особой страте­гии, которая зависит от позиции предприятия на рынке, динамики его развития, его потенциала, существующих конкурентов.

При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами: какой бизнес прекратить; какой бизнес продолжить; в какой бизнес пе­рейти.

М.Портер, специалист в области стратегического управления, выделяет три области выработки стратегии поведения фирмы на рынке. Первая область связана с лидерством в минимизации издер­жек производства, в результате чего компания может за счет более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания боль­шей доли рынка. Предприятия, реализующие такой тип стратегии, должны иметь хорошую организацию производства и снабжения.

Вторая область выработки стратегии связана со специализацией в производстве продукции. Предприятия, выбирающие этот тип стратегии, должны иметь прекрасную систему обеспечения высокого качества продук-ции, а также развитую систему маркетинга.

Третья область связана с концентрацией усилий предприятия на определенном выбранном сегменте рынка. В этом случае предприятие должно строить свою деятельность, прежде всего, на анализе потреб­ностей клиентов определенного сегмента рынка, т.е. исходить из запросов конкретных клиентов, а не рынка в целом.

Коротко можно обозначить эти три конкурентные стратегии так: преимущество в издержках, дифференциация и фокусирование.

Выделяют четыре группы эталонных стратегий предприятия. К первой группе эталонных стратегий относят стратегии концентри­рованного роста:

- стратегия усиления позиции на рынке, при которой фирма пытается с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции (для реализации этой стратегии требуются большие маркетинговые усилия);

- стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта;

- стратегия развития продукта, предполагающая производство нового продукта и его реализацию на уже освоенном фирмой рынке.

Вторую группу эталонных стратегий составляют стратегии ин­тегрированного роста, направленные на изменение положения пред­приятия внутри отрасли:

- стратегия обратной вертикальной интеграции, направленная на рост фирмы за счет усиления контроля над поставщиками или за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение;

- стратегия вперед идущей вертикальной интеграции связана с приобре-тением или усилением контроля над системами рас­пределения и продажи.

К третьей группе эталонных стратегий развития бизнеса относят стратегии диверсифицированного роста. Эти стратегии реализуются в том случае, если предприятия дальше не могут развиваться на дан­ном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли:

- стратегия центрированной диверсификации, заключающая­ся в произ-водстве новой продукции наряду с уже имею­щейся;

- стратегия горизонтальной диверсификации предполагает про­изводство нового продукта с использованием новой техноло­гии; по своим качествам этот продукт должен сопутствовать уже производимому товару;

- стратегия конгломеративной диверсификации состоит в про­изводстве технологически не связанных с уже производимы­ми, новых продуктов, которые реализуются на новых рын­ках.

Четвертым типом эталонных стратегий развития бизнеса явля­ются стратегии сокращения:

- стратегия ликвидации, которая вызвана тем, что фирма не может вести дальнейший бизнес;

- стратегия «сбора урожая», предполагающая отказ от долго­срочного взгляда на бизнес в пользу максимального получе­ния доходов в краткосрочной перспективе. Эта стратегия применяется к бесперспективному бизнесу, который не мо­жет быть прибыльно продан, но может принести доходы во время «сбора урожая»;

- стратегия сокращения, заключающаяся в продаже одного из подраз-делений или бизнеса, не приносящего дохода, для по­лучения средств на развитие более перспективных, соответ­ствующих долгосрочным целям фирмы бизнесов;

- стратегия сокращения расходов, направленная на уменьше­ние издержек и сокращение затрат. Часто при реализации этой стратегии вынужденной мерой является сокращение найма и даже увольнение персонала, а также прекращение производства прибыльных товаров.

На практике предприятие может одновременно реализовывать несколько стратегий. Ключевыми факторами, которые должны быть учтены при выборе стратегии, являются следующие:

  1. Потенциал предприятия. Сильные фирмы должны стремиться к максимальному использованию возможностей, связанных с их лидирующим положением, и к укреплению этого положения. Им следует делать ставку на стратегию концентрированного либо ин­тегрированного роста. Слабые фирмы должны реализовать одну из стратегий сокращения, и если нет такой стратегии, которая может привести к увеличению их силы, то они должны покинуть данную отрасль.

  2. Финансовые ресурсы предприятия. Любые изменения в деятель­ности предприятия, такие, например, как выход на новые рынки, разработка нового продукта или переход в новую отрасль, требуют больших финансовых затрат.

  3. Интересы и отношение высшего руководства. Руководство мо­жет любить рисковать, а может, наоборот, стремиться любыми спо­собами избегать риска.

4. Степень зависимости от внешней среды также оказывает суще­ственное влияние на выбор стратегии фирмы. Бывают ситуации, когда фирма настолько зависит от поставщиков или покупателей, что она не вольна делать выбор стратегии, исходя из возможностей более полного использования своего потенциала,

Для выбора стратегии фирмы в зависимости от динамики роста рынка продук­ции и конкурентной позиции используется матрица, которую предло-жили А. Томпсон и А. Стрикланд.

Одним из наиболее распространенных методов оценки качества видов деятельности предприятия является матричный анализ ее хо­зяйственного портфеля. Портфельные модели определяют настоя­щее и будущее положение бизнеса с точки зрения привлекательно­сти рынка и способности бизнеса конкурировать внутри него. Наиболее часто применяются три типа матриц хозяйственного портфеля — матрица «рост/доля рынка», разработанная компанией Boston Consulting Group, матрица «привлекательность отрасли/конку­рентное положение», созданная компанией General Electric, и мат­рица жизненного цикла отрасли.

На сегодняшний день лишь единицы российских компаний имеют эффективную систему стратегического планирования. Одна­ко большинство руководителей в нашей стране уже осознают важ­ность применения методов и принципов стратегического планиро­вания для успешного ведения бизнеса.