3. Законы и категории теории коммуникации
Предназначение любой науки как формы человеческой деятельности – открытие и формулирование законов природы или общества. Только опираясь на законы – необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения явлений, ученые имеют возможность объяснить многообразные факты и явления реального мира, предсказать новые события.
Законы теории коммуникации во многом определяются ее предметом и характеризуются спецификой информационных связей в природе и обществе.
Специфика законов коммуникации состоит в следующем:
-
Они имеют объективный характер, который заключается в том, что эти законы раскрывают движение объективно существующих коммуникационных потребностей, интересов людей. Вместе с тем необходимо отметить, что законы социальной коммуникации реализуются через мышление и деятельность людей, поэтому их выявление и формулирование невозможно без учета связи объективного и субъективного. Например, закон возрастания коммуникативных потребностей людей будет действовать по-разному в различные исторические эпохи, его специфика будет определяться географическими, профессиональными особенностями, а также характером и темпераментом личности и т.п.
-
Законы коммуникации выражают всеобщий характер информационного обмена в природе и обществе.
-
Существуют динамические (отражающие жестко детерминированную связь явлений) и статистические (отражающие нелинейные зависимости явлений и потому основанные на статистических фактах, определенным образом измеренных и организованных). Первые характерны для природных коммуникативных процессов (например, в технических системах, некоторых видах биокоммуникации). Вторые же характерны для социальной коммуникации. Например, проблематичным будет точное предсказание поведения человека согласно бихевиористской формуле S-R (стимул-реакция). Необходимо учитывать традиции, прошлый социальный опыт, групповые ценности и установки, психологические факторы, которые влияют на коммуникативное поведение человека. Значительно проще выявить закономерности и связи и предсказать поведение в той или иной коммуникативной ситуации большой массы людей, взяв за основу статистические данные о поведении такой группы.
-
Законы коммуникации действуют в совокупности с другими законами – экономическими, политическими, техническими и пр. Это следует учитывать в практической деятельности. Например, прогнозирование потребностей людей в информационных системах связи невозможно без знания и учета экономических, социальных, технических, психологических законов и закономерностей.
-
Законы коммуникации действуют при определенных условиях. Эти условия обеспечивают информационный обмен. Эти законы – условия состоят в следующем:
1) должно быть не мене двух сторон - участников коммуникацинного взаимодействия (источник и приемник, коммуникатор и коммуникант, оратор и слушатель и т.п.);
2) всякая коммуникация как информационное взаимодействие основано на принципе обратной связи, являющейся необходимым условием осуществления коммуникативного акта;
3) всякая коммуникация имеет знаковый характер (знаки могут быть разного рода - слова, символы, сигналы, предметы, позы, жесты и т.п.);
4) для осуществления коммуникации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и приемника основания в виде системы знаков, или правил приема и передачи, кодирования и декодирования информации (закон минимального основания)
5) коммуникация возможна при несовпадении информационных потенциалов взаимодействующих систем. Это означает, что полное совпадение информационных потенциалов коммуникантов обесценивает какой-либо обмен информации между ними (закон гетерогенности коммуникативных систем).
Последние два условия имеют большую практическую значимость. Из них следует, что внимание привлекают редко встречающиеся слова, фразы, жесты и другие сигналы. Именно они придают значимость сообщениям. Остальные знаки легко предсказать. Мы чаще всего игнорируем то, что знакомо и привычно, порой не замечаем ту или иную информацию. Чем более редок передаваемый сигнал, тем он более информативен – эта закономерность коммуникации широко используется в практической деятельности профессионалов в рекламе, политическом пиаре и др.
Научный статус теории коммуникации может быть представлен в системе понятии, категорий, которые она используют при изучении коммуникативной реальности. Система категорий отражает уровневую структуру коммуникативного знания. Так, предельно общим (соответствующим общей теории коммуникации) понятием является термин коммуникация. В переводе с латыни (communicatio) он означает “делать общим, связывать, общаться”. Еще в XIX в. рассматривалось инженерно-техническое значение этого слова (пути, дороги, средства связи мест – В.И. Даль). В начале XX в. термин стал использоваться различными социально-гуманитарными науками. В настоящее время очень часто встречается некорректное с точки зрения терминологической строгости отождествление понятий “коммуникация” и “социальная коммуникация”.
Отметим, что в научных дисциплинах социально-гуманитарного цикла – философии, общей и социальной психологии, социологии, педагогике и др. давно и прочно утвердилось понятие “общение”. Возникает в связи с этим вопрос о соотношении понятий коммуникация и общение. Анализируя различные подходы к решению данной проблемы, можно констатировать, что соотношение вышеназванных понятий зависит от того, какое содержание в них вкладывается.8 Поэтому в одних случаях коммуникация выступает лишь как информационная сторона, аспект общения, в других, наоборот, общение выступает стороной, или формой, коммуникации. Стоит заметить, что дискутируя по поводу соотношения понятий, авторы в качестве неизменного или основного понятия используют понятия “информация”, “информационный обмен”. Коммуникация и общение – это процессы, имеющие ярко выраженный информационный характер. В зависимости от того, что понимается под словом “информация” будет зависеть и соотношение исходных понятий. В современном представлении существуют следующие смысловые варианты понятия информации: 1)сведения о чем-либо, передаваемые людьми; 2) сигналы, импульсы, циркулирующие в кибернетических системах; 3) количественная мера устранения неопределенности (в математической теории коммуникации ); 4) мера организации системы и пр.
Если рассматривать информацию только в первом значении, то следует признать, что общение – это более широкое понятие, поскольку включает помимо информационной стороны взаимодействия людей его интерактивную и перцептивную стороны.
Но если иметь в виду, что информация - это атрибутивное свойство материи (широкий философский смысл данного понятия), то понятие коммуникации будет более широким по сравнению с общением.
Более плодотворным, на наш взгляд, является подход, который решает проблему соотношения указанных понятий на основе понятия информационный обмен. Он отражает и уровневую структуру коммуникативного знания (см. рис 2.). Суть его заключается в следующем: самым общим понятием является “коммуникация” (информационный обмен – синоним), менее широким – “социальная коммуникация” (информационный обмен в обществе) и, наконец, более узким, обозначающим разновидность социальной коммуникации, является понятие “общение”.
Общение - это обмен информацией в обществе, направленный на установление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми и осуществляющийся прежде всего вербально, с помощью языка (речи, текста).
Поскольку любой коммуникативный акт осуществляется в определенном пространстве и времени, то в теории коммуникации используются такие понятия как “коммуникативное пространство” и “коммуникативное время”.
Коммуникативное пространство – это система многообразных коммуникативных связей, возникающих между различными агентами коммуникации.
Многочисленные связи, возникающие в обществе (между отдельными людьми, группами, группами и отдельными людьми, людьми, группами и социальными институтами и т.п.) образуют социальное коммуникативное пространство, агентами которого являются отдельные люди, социальные группы (большие и малые), социальные институты. Коммуникативное пространство характеризуется плотностью (зависит от интенсивности осуществляемых взаимодействий) и протяженностью (коммуникативной дистанцией – близкий контакт в условиях межличностных взаимодействий или опосредованный с большой дистанцией, с помощью технических средств, характерный для массовой коммуникации).
Коммуникативное время – это длительность и последовательность самих коммуникативных актов.
В настоящее время с помощью современных технических средств решена проблема максимального ускорения прохождения информации от источника до получателя: сегодня можно практически мгновенно передавать информацию в любую точку планеты и даже за ее пределы. Но решение технических проблем не решает человеческих проблем – существуют границы человеческих возможностей получения, восприятия и понимания сообщений в условиях все более сокращающегося коммуникативного времени и все более увеличивающегося объема информации.
- Оглавление
- 1.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса
- 1.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса
- Рекомендации по работе с литературой
- 1.4. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса
- 1.5. Советы по подготовке к экзамену
- Раздел 2. Рабочая программа учебной дисциплины
- Выписка из образовательного стандарта.
- Цели и задачи учебной дисциплины.
- 2.3.Требования к уровню освоения дисциплины
- 2.4. Формы контроля
- Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)
- Содержание отдельных тем учебной дисциплины “Основы теории коммуникации”
- Тема 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина
- Тема 2. Исторические вехи возникновения и развития коммуникации
- Тема 3. Характеристика коммуникативного процесса
- Тема 4. Типы, виды, функции, средства коммуникаций.
- Тема 5. Межличностные, специализированные и массовые коммуникации.
- Тема 6. Коммуникативная личность. Коммуникатор и коммуниканты
- Тема7. Содержание коммуникации. Семиотика языка
- Тема 8. Аудитория и коммуникации
- Тема 9. Эффективность коммуникации
- Тема 10. Коммуникации в сфере связей с общественностью (pr)
- 2.7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Вопросы для подготовки к экзамену
- Тематика курсовых работ
- Список рекомендуемой литературы Основная литература
- Дополнительная литература
- Раздел 3. Методические указания для выполнения курсовых работ
- 3.1. Введение
- 3.2. Особенности выполнения курсовой работы по курсу «Основы теории коммуникации»
- 3.3. Порядок проверки и защиты курсовой работы
- 3.4. Список рекомендуемой литературы
- 3.4. Приложения
- Раздел 4. Тексты лекций по учебной дисциплине
- Тема 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина
- 1. Теория коммуникации как перспективная отрасль современного знания
- 2. Предмет теории коммуникации
- 3. Законы и категории теории коммуникации
- 4. Функции теории коммуникации
- 5. Методы теории коммуникации
- 6. Коммуникативная компетентность в системе профессиональной подготовки специалиста
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 2. Исторические вехи возникновения и развития коммуникации Вопросы темы:
- 1. Развитие средств коммуникации в процессе антропогенеза
- Генезис массовых коммуникаций. Коммуникативные революции
- Истоки и основные парадигмы теории коммуникации
- 4. Современные концепции коммуникации.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 3. Характеристика коммуникативного процесса
- 1. Представление о коммуникации как о процессе и структуре.
- 2. Структурные модели коммуникации
- Оратор – Речь – Слушатель.
- 3.Особенности структурных компонентов коммуникации в различных коммуникативных процессах.
- Аргументация в коммуникативном процессе
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 4. Типы, виды, функции, средства коммуникации
- 1.Многообразие коммуникаций и их классификация.
- 2.Функции коммуникации и коммуникативного акта.
- 3. Средства вербальной и невербальной коммуникации
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 5. Межличностные, специализированные и массовые коммуникации
- 1. Понятие, особенности, функции межличностной коммуникации.
- 2. Понятие и многообразие видов специализированной коммуникации
- 3.Сущность и функции массовой коммуникации.
- Вопросы для самопроверки
- Дополнительная литература
- Тема 6. Коммуникативная личность. Коммуникатор и коммуниканты
- 1. Личность в системе коммуникации.
- 2. Цели коммуникатора. Коммуникативные роли.
- 3. Коммуникативная сфера.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема № 7. Содержание коммуникации. Семиотика языка
- Понятие и типология знаков
- 2.Основы семиотической коммуникации: прагматика, семантика, синтактика.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 8. Аудитория коммуникации
- Аудитория как адресат массовой коммуникации
- 2.Эволюция исследований взаимодействия смк и аудитории.
- 3.Аудитория публичной коммуникации
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 9. Эффективность коммуникации
- Понятие эффективности коммуникации
- 2.Коммуникативные барьеры. Факторы повышения эффективности коммуникации.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 9. Коммуникации в сфере связей с общественностью (pr)
- 1. Понятие и виды pr как коммуникации
- Механизм и участники коммуникационного pr-процесса в бизнесе.
- 3.Коммуникативная кампания в области pr.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Раздел 6. Словарь терминов
- Раздел 7. Материалы тестовой системы Тестовые задания к теме № 1
- Тестовые задания к теме № 2
- Тестовые задания к теме № 3
- Тестовые задания к теме № 4
- Тестовые задания к теме № 5
- Тестовые задания к теме №6
- Тестовые задания к теме №7
- Тестовые задания к теме №8
- Тестовые задания к теме №9
- 1) Психофизиологический барьер;
- Тестовые задания к теме № 10