Введение
Программа дисциплины построена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к квалификации будущих специалистов, и направлена на обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки.
Формирование мышления, знаний и навыков студентов осуществляется в ходе лекционных и практических занятий, выполнения индивидуальных заданий, самостоятельной работы, участия в научных исследованиях.
Цель преподавания дисциплины – приобретение студентами знаний по основным направлениям менеджмента организации, понимание студентами природы и сущности базовых функций менеджмента и формирование навыков принятия управленческих решений, как определяющего фактора организационной эффективности.
Задачи изучения дисциплины - дать основополагающее представление об эффективном управлении организацией, организации систем управления, совершенствовании управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития. Объектом изучения являются различные организации экономической, производственной и социальной сферы. Предметом изучения являются основные функции и методы менеджмента.
Основные задачи дисциплины состоят:
в приобретении студентами основ знаний по теории и практике современного менеджмента;
в знакомстве студентов с основными принципами, инструментами и методическими основами функционирования и управления организацией;
приобретения ими практических навыков в данной области, с тем, чтобы самостоятельно находить на этой основе эффективные творческие решения проблем, возникающие как на предприятии, так и в его внешнем окружении.
В результате изучения дисциплины студенты должны иметь представление:
о факторах, определяющих эффективное управление организацией;
об особенностях современного этапа развития менеджмента в России;
о методах эффективных коммуникаций и их роли в управлении организацией;
о методах и моделях принятия решений по управлению организацией.
Знать:
исторические этапы становления и развития менеджмента как научного направления;
современное состояние теории и практики менеджмента;
основные функции и задачи, решаемые менеджерами на различных уровнях управления организацией;
методы принятия эффективных управленческих решений в области планирования, организации, мотивации и контроля в деятельности организации.
Уметь:
пользоваться базовой терминологией современного менеджмента;
выделять основные ситуационные факторы и применять полученные знания в соответствии с ситуационными характеристиками;
проводить анализ внутренней и внешней среды организации с целью выбора эффективных управленческих решений;
разрабатывать планы развития организации и отдельных ее подразделений;
разрабатывать формальные системы управления, ориентированные на достижение целей организации;
выбирать методы руководства коллективом и его мотивации в типовых ситуациях;
разрабатывать эффективные системы контроля за достижением целей организации.
- Короткий с.В. Менеджмент
- Содержание
- Введение
- Раздел 1. Методологические основы менеджмента Тема 1.1. Эволюция развития менеджмента как научного направления Этапы развития менеджмента в мире
- Школы менеджмента Традиционная школа менеджмента
- Взгляды Генри Форда на управление предприятием
- Административная (классическая) школа менеджмента
- Школа человеческих отношений
- Бихевиористическая (поведенческая) школа менеджмента
- Школа социальных систем
- Количественная школа менеджмента
- Эмпирическая школа менеджмента
- Подходы в управлении
- Процессный подход
- Системный подход
- Ситуационный подход
- Современный международный менеджмент
- Японская модель менеджмента
- Американская модель менеджмента
- Европейская модель менеджмента
- Арабская модель менеджмента
- Российская модель менеджмента
- Тема 1.2. Менеджмент в условиях рыночной экономики
- Внешняя среда организации: состав и ее характеристики
- Внутренняя среда организации и характеристика ее элементов
- Структура
- Технология
- Персонал
- Функции менеджмента
- Связующие процессы в менеджменте
- Принципы менеджмента
- Уровни управления
- Основные методы в менеджменте
- Организационно - административные методы управления
- Экономические методы управления
- Социально - психологические методы управления
- Раздел 2. Функции и методы менеджмента Тема 2.1. Построение организации и делегирование полномочий
- Понятие организационного проектирования и его этапы
- Основные элементы проектирования организации
- 1. Разделение труда и специализация
- 2. Департаментализация и кооперация
- 3. Централизация и децентрализация
- 4. Масштаб управляемости и контроля
- 5. Иерархия и делегирование полномочий
- 6. Координация
- 7. Дифференциация и интеграция
- Механистический и органический модели организаций
- Типология организационных структур
- Тема 2.2. Мотивация и стимулирование труда
- Содержательные теории мотивации Структурная теория потребностей а. Маслоу
- Теория «erg»
- Двухфакторная модель мотивации Фредерика Герцберга
- Иерархия мотивов индивидуальной и групповой мотивации
- Процессуальные теории мотивации
- Теория справедливости Стейси Адамса
- Теория ожиданий Врума
- Модель Портера-Лоулера
- Мотивация и стиль руководства
- Типы руководства
- Дополнительные стили руководства
- Многомерные стили руководства «Управленческая решетка» р. Блейка и м. Муттона
- Ситуационная модель руководства ф. Фидлера
- Тема 2.3. Информационное обеспечение менеджмента
- Понятие и сущность информации
- Информационные технологии
- Информационные системы
- Классификация информационных систем
- Техническое и программное обеспечение
- Раздел 3. Планирование и контроль в менеджменте Тема 3.1. Планирование в системе менеджмента
- Целеполагание
- Прогнозирование
- Планирование
- Тема 3.2. Функция контроля и учета
- Регулирование
- Контроль
- Виды контроля
- Качество продукции
- Характеристики эффективного контроля
- Принципы tqm
- Пять смертельных болезней
- Раздел 4. Эффективность менеджмента в организации Тема 4.1. Процесс коммуникации
- Коммуникационный процесс
- Коммуникационные барьеры Межличностные барьеры коммуникации
- Совершенствование искусства общения
- Преграды в организационных коммуникациях
- Совершенствование коммуникаций в организациях
- Документационное обеспечение организационной системы
- Контроль исполнения документов
- Тема 4.2. Формальные и неформальные группы. Управление конфликтами Лидерство
- Концепции руководства
- Формальные и неформальные группы. Формы власти и влияния.
- Понятие и сущность конфликта
- Тема 4.3. Принятие управленческих решений Понятие и сущность управленческого решения
- Структура и процесс принятия решения
- Риск при принятии решений
- Основные методы подготовки и принятия управленческих решений
- Обзор моделей науки управления
- Коллективные методы принятия решений
- Методы прогнозирования
- Влияние личности руководителя на выбор решения
- Ситуационная модель принятия решений Врума-Йеттона