Раскройте основные принципы менеджмента.
Сущность менеджмента выражается в его принципах. Принципы - это основные исходные положения, правила какой – либо теории, учения, науки.
Принцип научности (объективности). Менеджмент базируется на множестве наук. Решения, принимаемые менеджерами д. б. научно – обоснованными, то есть приниматься на основе анализа объективных данных. Научность означает моделирование экономических ситуаций с помощью компьютерной техники и программных продуктов.
Управлять научно означает способность предвидеть события, выявлять тенденции развития рынка, банковской системы.
Принцип системности в управлении предполагает рассмотрение организации в виде сложной системы, представляющей собой совокупность взаимосвязанных элементов: цели организации, производственная и управленческая структура, техника и технология, людские ресурсы. Системный подход предполагает вычленение в управлении управляющей и управляемой подсистем.
Принцип эффективности означает достижение целей организации в возможно более короткий срок и с наименьшими финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами.
Принцип непрерывности. Производственные процессы, финансово – кредитная деятельность являются непрерывными, поэтому и управление этими процессами должно осуществляться непрерывно. То есть речь идет о том, что управляем не от случая к случаю, а постоянно, регулярно.
Принцип целенаправленности. Процесс управления должен быть направлен на решение конкретных задач, стоящих перед организацией.
Принцип последовательности. Действия, из которых состоит управленческий процесс, располагаются в определенной последовательности, в определенном порядке. Нельзя, например, вначале принимать решения, а потом анализировать ситуацию
Правильный подбор и расстановка кадров. Подбор кадров должен осуществляться только по деловым качествам на основании правил профессионального отбора.
Принцип оптимального сочетания единоначалия и коллегиальности в руководстве. Формирование духа команды.
С одной стороны, приказ начальника – закон для подчиненных( как говорят в армии).С другой – в современных условиях управление не может быть по настоящему результативным без широкого вовлечения в процесс подготовки решений самих исполнителей, без доверия.
Принцип обратной связи означает взаимодействие между руководителем и подчинённым, движение информации сверху вниз и наоборот.
Какая разница в понятиях «менеджер», «предприниматель» и «бизнесмен»?
Менеджер | Предприниматель | Бизнесмен |
Менеджер – это профессиональный управляющий, работающий по найму, выполняющий конкретные управленческие функции. | Предпринимательство – особый род деятельности, связанный с инновациями, то есть организацией производства новых видов товаров и услуг, выходом на новые рынки, внедрением новой системы управления. Организуя новое дело, предприниматель вкладывает собственные или привлечённые средства и принимает на себя личный риск. Для него важны такие качества как независимость и самостоятельность, способность идти на оправданный риск. | Бизнес – это деятельность , приносящая доход. Бизнесмен делает деньги, владея капиталом, пускает его в оборот с целью получения прибыли. При этом бизнесмен сам может и не заниматься этим дело, нанять профессионального управляющего. |
Менеджмент и самоменеджмент – сравните понятия.
Менеджмент | Самоменеджмент |
Менеджмент — самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономических механизмов. Цели менеджмента: 1. Получение прибыли 2. Повышение эффективности деятельности 3.Удовлетворение потребностей рынка 4. Решение социальных вопросов. | Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать своё время. Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни |
- Раскройте сущность понятия «менеджмент». Менеджмент как наука и искусство, как вид управленческой деятельности.
- В чём заключаются основные задачи менеджмента?
- Раскройте основные принципы менеджмента.
- Что такое управление? Почему оно необходимо? Субъекты и объекты управленческой деятельности.
- Эволюция управленческой мысли: основные этапы развития, теории и школы.
- Классическая школа управления, её представители, их идеи.
- Расскажите об основных идеях представителей школы поведенческих наук в управлении.
- Раскройте сущность процессного подхода в управлении.
- Охарактеризуйте принцип системности в управлении.
- Охарактеризуйте ситуационный подход к управлению.
- Современные подходы в управлении.
- Дайте классификацию функций менеджмента. В чём проявляется их взаимосвязь?
- Охарактеризуйте основные функции менеджмента, покажите их взаимосвязь.
- Стратегическое, тактическое и оперативное управлении организацией. Цели деятельности организации
- Что такое «метод» управления. Охарактеризуйте основные методы управления.
- Методы управления: понятие, место в системе управления. Какова связь между методами и функциями управления?
- Понятие организации: её признаки. Раскройте роль организации через её функции.
- Раскройте роль и значение организаций в жизни общества и отдельной личности.
- Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю среду организации. Покажите, как они воздействуют на деятельность предприятия.
- Особенности управления организацией в условиях кризиса.
- Экономический кризис
- Организационная культура, её понятие. Роль организационной культуры в деятельности предприятия. Охарактеризуйте основные типы организационных культур.
- Расскажите об основных особенностях управления в банковских учреждениях. В чём заключается главная особенность управления в кредитных организациях?
- Банковский менеджмент (дайте определение), охарактеризуйте виды, задачи банковского менеджмента
- Банковская политика, что это такое, расскажите об основных видах банковской политики. Охарактеризуйте современную денежно – кредитную политику цб рф.
- Что такое группа? Каковы её функции, раскройте их. Формальные и неформальные группы.
- Взаимодействие личности и группы. Раскройте роль группы в социализации индивида.
- Что такое социальная роль с точки зрения поведения индивида в организации
- Понятие групповой динамики. Охарактеризуйте основные элементы групповой динамики.
- Управленческие команды, их роль в развитии организации. Понятие команды, принципы командной работы и факторы, влияющие на неё.
- Сущность мотивации, её природа. Мотивация и стимулирование. Внутренние и внешние факторы мотивации.
- Мотивация и ее роль в управлении. Процессуальные теории мотивации.
- Мотивация и ее роль в управлении. Содержательные теории мотивации.
- Раскройте сущность теории иерархии потребностей Абрахама Маслоу.
- Современные подходы к мотивации персонала.
- Понятие лидерства, его типы. Как соотносятся понятия «лидерство» и «руководство»? Какова роль лидера в групповых процессах?
- Понятие стиля управления. Дайте характеристику основных стилей управления
- Роль руководителя в организации, его функции. Типы руководителей.
- Расскажите о роли власти и авторитета в управлении. Виды власти менеджера.
- Управленческие решения, их виды и роль в деятельности организации. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
- Раскройте технологию подготовки и принятия управленческого решения. Каковы основные требования, предъявляемые к управленческим решениям?
- Факторы, влияющие на эффективность принятия управленческого решения.
- Раскройте роль коммуникационных процессов в управленческой деятельности, сущность, структуру, факторы, влияющие на коммуникацию.
- Раскройте основные особенности делового общения. Какие требования предъявляются к публичному выступлению? Раскройте факторы, влияющие на него.
- Вербальное общение, его значение в коммуникации. Что означает «умение говорить» и «умение слушать»?
- В чём заключается сущность и значение невербального общения? Расскажите об основных средствах невербальной коммуникации.
- Понятие конфликта, причины, структура и их виды.
- Назовите причины конфликтов в организации и в личностном общении, каковы способы их предотвращения?
- Расскажите об основных стилях поведения в конфликтной ситуации.
- 1. Стиль конкуренции (соперничества)
- Что такое стресс? Каковы его причины на производстве? Способы профилактики стрессов