Вербальное общение, его значение в коммуникации. Что означает «умение говорить» и «умение слушать»?
Вербальное общение — использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.
Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В последние годы ведется немало споров и дискуссий по вопросу о том, является ли способность к усвоению речи у человека врожденной или нет. Мнения ученых в этом вопросе разделились: одни стоят на позиции не врожденности этой способности, другие придерживаются точки зрения ее генетической обусловленности.
С одной стороны, есть убедительные доказательства того, что ни о какой врожденности речи человека говорить нельзя. Это, к примеру, факты отсутствия каких бы то ни было признаков членораздельной речи у детей, выросших в изоляции от говорящих на родном языке людей.
С другой стороны, имеются не мене достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что многие высшие животные обладают развитой системой коммуникаций, по многим своим функциям напоминающей речь человека. Например, обезьяны, собаки, дельфины понимают обращенную к ним речь.
Речь – это система, используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
С помощью речи мы не только передаем и получаем информацию, но и общаемся, то есть, воздействуем друг на друга, воспринимаем друг - друга, делимся новостями, жалуемся, хотим, чтобы нас поняли и т. д.
Как вам известно, речь бывает устная и письменная. Владение и той и другой речью важно не только в профессиональной деятельности, но и в общечеловеческом плане. К сожалению, нужно сказать, что сегодня речь современного поколения изобилует вульгаризмами, жаргонами и не цензурными словами.
Что касается делового общения, то здесь, прежде всего, важно умение говорить и умение слушать.
Умение говорить – это очень важное качество руководителя, оно необходимо каждому человеку. Этому умению обучали еще в античности, учат и сегодня: артистов, политиков, преподавателей, студентов, детей.
Умение говорить предполагает умение точно формулировать свои мысли, излагать их доступным для собеседника языком, ориентироваться в общении на реакцию собеседника.
Ориентация на собеседника увеличивает эффективность куоммуникации.
Наиболее эффективной формой делового общения является диалог. Диалог предполагает свободное владение речью, умение задавать вопросы себе и другим. Вопросы могут быть:
открытые (информационные);
зеркальные – состоят в повторении с вопросительной интонацией частью утверждения только что произнесенного собеседником;
закрытые (да/нет)
эстафетные- призваны динамизировать диалог. При этом можно опережать высказывание партнера не перебивая его, а помогая..
Эффективность диалога зависит также от того владеют ли партнёры по общению коммуникативными техниками.
Техника выяснения – это обращение к говорящему за уточнениями. Выяснение позволяет сделать сообщение более понятным и способствует более точному восприятию слушающим.
Ключевые фразы:
Не повторите ли Вы ещё раз…
Я не понимаю, что Вы имеете в виду...
Техника перефразирования:
Если я Вас правильно понял…
Другими словами Вы считаете…
Успешность вербального общения во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать.
Существует 2 вида слушания:
пассивное – минимальное участие в речи собеседника своими замечаниями. Бывает полезно, когда собеседник выражает глубокие чувства ( обида,гнев)
рефлексивное слушание – означает искусство задавать вопросы для расшифровки смысла сообщения.
Приёмы рефлексивного слушания: выяснения уточнения; перефразирование – собственная формулировка сообщения; резюмирование или подведение итогов.
3.Типичные ошибки слушания: перебивание собеседника,поспешные выводы,поспешное возрожение.
Отсутствие умения слушать означает не просто низкий уровень культуры общения, а стремление рассматривать межличностные отношения в рамках статуса власти и подчинения.
Как надо слушать?
1.Не уходите от ответственности за общение.
2.Слушайте собеседника всем телом.
3.Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник.
4.Старайтесь понять не только смысл, но и чувства собеседника.
5.Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику.
6.Старайтесь выразить понимание.
7.Слушайте самого себя.
Что нельзя делать во время диалога?
Не притворяйтесь слушающим.
Не перебивайте без надобности.
Не делайте поспешных выводов.
Не задавайте одновременно слишком много вопросов
Не давайте непрошеных советов.
Выводы:
Необходимо вырабатывать у себя коммуникативные навыки, к которым относятся: слушание, речь, чтение и письмо. Для этого нужно больше читать. «Чтение вот лучшее учение» А.С. Пушкин. Нужно учиться говорить перед аудиторией. И такие возможности предоставляются вам во время учебы в банковской школе на 100%.
- Раскройте сущность понятия «менеджмент». Менеджмент как наука и искусство, как вид управленческой деятельности.
- В чём заключаются основные задачи менеджмента?
- Раскройте основные принципы менеджмента.
- Что такое управление? Почему оно необходимо? Субъекты и объекты управленческой деятельности.
- Эволюция управленческой мысли: основные этапы развития, теории и школы.
- Классическая школа управления, её представители, их идеи.
- Расскажите об основных идеях представителей школы поведенческих наук в управлении.
- Раскройте сущность процессного подхода в управлении.
- Охарактеризуйте принцип системности в управлении.
- Охарактеризуйте ситуационный подход к управлению.
- Современные подходы в управлении.
- Дайте классификацию функций менеджмента. В чём проявляется их взаимосвязь?
- Охарактеризуйте основные функции менеджмента, покажите их взаимосвязь.
- Стратегическое, тактическое и оперативное управлении организацией. Цели деятельности организации
- Что такое «метод» управления. Охарактеризуйте основные методы управления.
- Методы управления: понятие, место в системе управления. Какова связь между методами и функциями управления?
- Понятие организации: её признаки. Раскройте роль организации через её функции.
- Раскройте роль и значение организаций в жизни общества и отдельной личности.
- Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю среду организации. Покажите, как они воздействуют на деятельность предприятия.
- Особенности управления организацией в условиях кризиса.
- Экономический кризис
- Организационная культура, её понятие. Роль организационной культуры в деятельности предприятия. Охарактеризуйте основные типы организационных культур.
- Расскажите об основных особенностях управления в банковских учреждениях. В чём заключается главная особенность управления в кредитных организациях?
- Банковский менеджмент (дайте определение), охарактеризуйте виды, задачи банковского менеджмента
- Банковская политика, что это такое, расскажите об основных видах банковской политики. Охарактеризуйте современную денежно – кредитную политику цб рф.
- Что такое группа? Каковы её функции, раскройте их. Формальные и неформальные группы.
- Взаимодействие личности и группы. Раскройте роль группы в социализации индивида.
- Что такое социальная роль с точки зрения поведения индивида в организации
- Понятие групповой динамики. Охарактеризуйте основные элементы групповой динамики.
- Управленческие команды, их роль в развитии организации. Понятие команды, принципы командной работы и факторы, влияющие на неё.
- Сущность мотивации, её природа. Мотивация и стимулирование. Внутренние и внешние факторы мотивации.
- Мотивация и ее роль в управлении. Процессуальные теории мотивации.
- Мотивация и ее роль в управлении. Содержательные теории мотивации.
- Раскройте сущность теории иерархии потребностей Абрахама Маслоу.
- Современные подходы к мотивации персонала.
- Понятие лидерства, его типы. Как соотносятся понятия «лидерство» и «руководство»? Какова роль лидера в групповых процессах?
- Понятие стиля управления. Дайте характеристику основных стилей управления
- Роль руководителя в организации, его функции. Типы руководителей.
- Расскажите о роли власти и авторитета в управлении. Виды власти менеджера.
- Управленческие решения, их виды и роль в деятельности организации. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
- Раскройте технологию подготовки и принятия управленческого решения. Каковы основные требования, предъявляемые к управленческим решениям?
- Факторы, влияющие на эффективность принятия управленческого решения.
- Раскройте роль коммуникационных процессов в управленческой деятельности, сущность, структуру, факторы, влияющие на коммуникацию.
- Раскройте основные особенности делового общения. Какие требования предъявляются к публичному выступлению? Раскройте факторы, влияющие на него.
- Вербальное общение, его значение в коммуникации. Что означает «умение говорить» и «умение слушать»?
- В чём заключается сущность и значение невербального общения? Расскажите об основных средствах невербальной коммуникации.
- Понятие конфликта, причины, структура и их виды.
- Назовите причины конфликтов в организации и в личностном общении, каковы способы их предотвращения?
- Расскажите об основных стилях поведения в конфликтной ситуации.
- 1. Стиль конкуренции (соперничества)
- Что такое стресс? Каковы его причины на производстве? Способы профилактики стрессов