Что такое «метод» управления. Охарактеризуйте основные методы управления.
Методы управления — совокупность приемов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных организацией целей.
Все методы можно подразделить на 3 группы:
Организационно-административные (Распорядительные)
Базируются на отношении власти. Эффективное администрирование предполагает четкое определение функций, структуры организации, прав и обязанностей сотрудников, дисциплину.
Различают следующие способы административного воздействия:
1. Организационное воздействие — основано на действии утвержденных внутренних документов, регламентирующих действия персонала. К ним относятся:
а) Устав
б) Организационная структура
в) Штатное расписание
г) Должностные инструкции
д) Правила внутренного распорядка
2. Распорядительное воздействие — направлено на достижение поставленных целей управления, соблюдение требований внутренних нормативных документов. К ним относятся:
а) приказы
б) Распоряжения
в) Указания
г) Инструкции
д) Нормирование труда
е) Контроль исполнения.
3. Дисциплинарная ответственность и взыскание:
а) Замечание
б) Выговор
в) Увольнение
Административные методы ориентированы на принуждение людей к определенному поведению в интересах организации.
«+» Быстрое достижение желаемых результатов и обеспечение высокой исполнительной дисциплины.
«-» Снижение инициативности работников. Ограничение свободы и творчества.
Экономические
Экономические методы управления занимают центральное место в рыночной экономике. Это обусловлено тем, что управление определяется в первую очередь экономическими отношениями, и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.
Инструменты:
а) Экономический анализ
б) Технико — экономическое обоснование
в) Планирование
г) Материальное стимулирование (фонды экономического стимулирования, бесплатное профессиональное образование, помощь в решении жилищной проблемы)
д) Ценообразование
е) Налоговая система
ж) Экономические нормы и нормативы.
«+» Мотивирует предприятие и отдельных работников; дает большой простор для творчества
«-» Ограничены; не универсальны; на определенном этапе прекращают мотивировать деятельность; их расчет бывает слишком сложным.
Социально — психологические
Нацелены на создание благоприятного, морально-психологического климата в коллективе и раскрытие творческого личностного потенциала каждого работника.
Инструменты:
а) Моральное поощрение
б) Оценка профессиональной пригодности, психологического климата, удовлетворенности трудом
в) Персональное консультирование
г) Развитие у работников инициативы и ответственности.
д) Участие работников в управлении.
-
Содержание
- Раскройте сущность понятия «менеджмент». Менеджмент как наука и искусство, как вид управленческой деятельности.
- В чём заключаются основные задачи менеджмента?
- Раскройте основные принципы менеджмента.
- Что такое управление? Почему оно необходимо? Субъекты и объекты управленческой деятельности.
- Эволюция управленческой мысли: основные этапы развития, теории и школы.
- Классическая школа управления, её представители, их идеи.
- Расскажите об основных идеях представителей школы поведенческих наук в управлении.
- Раскройте сущность процессного подхода в управлении.
- Охарактеризуйте принцип системности в управлении.
- Охарактеризуйте ситуационный подход к управлению.
- Современные подходы в управлении.
- Дайте классификацию функций менеджмента. В чём проявляется их взаимосвязь?
- Охарактеризуйте основные функции менеджмента, покажите их взаимосвязь.
- Стратегическое, тактическое и оперативное управлении организацией. Цели деятельности организации
- Что такое «метод» управления. Охарактеризуйте основные методы управления.
- Методы управления: понятие, место в системе управления. Какова связь между методами и функциями управления?
- Понятие организации: её признаки. Раскройте роль организации через её функции.
- Раскройте роль и значение организаций в жизни общества и отдельной личности.
- Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю среду организации. Покажите, как они воздействуют на деятельность предприятия.
- Особенности управления организацией в условиях кризиса.
- Экономический кризис
- Организационная культура, её понятие. Роль организационной культуры в деятельности предприятия. Охарактеризуйте основные типы организационных культур.
- Расскажите об основных особенностях управления в банковских учреждениях. В чём заключается главная особенность управления в кредитных организациях?
- Банковский менеджмент (дайте определение), охарактеризуйте виды, задачи банковского менеджмента
- Банковская политика, что это такое, расскажите об основных видах банковской политики. Охарактеризуйте современную денежно – кредитную политику цб рф.
- Что такое группа? Каковы её функции, раскройте их. Формальные и неформальные группы.
- Взаимодействие личности и группы. Раскройте роль группы в социализации индивида.
- Что такое социальная роль с точки зрения поведения индивида в организации
- Понятие групповой динамики. Охарактеризуйте основные элементы групповой динамики.
- Управленческие команды, их роль в развитии организации. Понятие команды, принципы командной работы и факторы, влияющие на неё.
- Сущность мотивации, её природа. Мотивация и стимулирование. Внутренние и внешние факторы мотивации.
- Мотивация и ее роль в управлении. Процессуальные теории мотивации.
- Мотивация и ее роль в управлении. Содержательные теории мотивации.
- Раскройте сущность теории иерархии потребностей Абрахама Маслоу.
- Современные подходы к мотивации персонала.
- Понятие лидерства, его типы. Как соотносятся понятия «лидерство» и «руководство»? Какова роль лидера в групповых процессах?
- Понятие стиля управления. Дайте характеристику основных стилей управления
- Роль руководителя в организации, его функции. Типы руководителей.
- Расскажите о роли власти и авторитета в управлении. Виды власти менеджера.
- Управленческие решения, их виды и роль в деятельности организации. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
- Раскройте технологию подготовки и принятия управленческого решения. Каковы основные требования, предъявляемые к управленческим решениям?
- Факторы, влияющие на эффективность принятия управленческого решения.
- Раскройте роль коммуникационных процессов в управленческой деятельности, сущность, структуру, факторы, влияющие на коммуникацию.
- Раскройте основные особенности делового общения. Какие требования предъявляются к публичному выступлению? Раскройте факторы, влияющие на него.
- Вербальное общение, его значение в коммуникации. Что означает «умение говорить» и «умение слушать»?
- В чём заключается сущность и значение невербального общения? Расскажите об основных средствах невербальной коммуникации.
- Понятие конфликта, причины, структура и их виды.
- Назовите причины конфликтов в организации и в личностном общении, каковы способы их предотвращения?
- Расскажите об основных стилях поведения в конфликтной ситуации.
- 1. Стиль конкуренции (соперничества)
- Что такое стресс? Каковы его причины на производстве? Способы профилактики стрессов