Назовите причины конфликтов в организации и в личностном общении, каковы способы их предотвращения?
Каждый конфликт имеет свою причину (источник) возникновения. Недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп и работников. Чтобы избежать конфликта, необходимо уточнить цели и задачи каждого подразделения и работника, передав соответствующие предписания в устной или письменной форме. Довольно часты столкновения линейного руководства с функциональными службами, обусловленные плохим товароснабжением, неритмичностью поставок, низкой трудовой дисциплиной, способы предотвращения которых со всей очевидностью вытекают из характера самих недостатков. Устарелость организационной структуры, нечеткое разграничение прав и обязанностей. Следствием этого является двойное или тройное подчинение исполнителей. Естественно, выполнить указания всех руководителей не хватает ни сил, ни времени. Тогда подчиненный вынужден: · сам ранжировать поступившие приказы по степени их важности; · требовать этого от своего непосредственного руководителя; · браться за все подряд. В любом случае конфликтная ситуация налицо. Зреющий конфликт устраняется надлежащим организационным оформлением разделения и кооперации труда, устранением твердых нормативов, улучшением порядка делегирования полномочий. Ограниченность ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство решает, как правильно распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы достигнуть целей организации. Выделение большей доли ресурсов одним будет означать недополучение их другими членами коллектива, что вызовет их недовольство и приведет к различным видам конфликта. Недостаточный уровень профессиональной подготовки. В этом случае возможность возникновения конфликта обусловлена профессиональной неподготовленностью подчиненного. Ему не доверяют выполнение отдельных видов работ, которые выполняет другой сотрудник. В результате этого одни работники недогружены работой, а другие перегружены ею. Необоснованное публичное порицание одних и незаслуженная (авансированная) похвала другим сотрудникам. В результате этого появляются «доверенные лица» и «любимчики». Такое положение всегда провоцирует конфликт. Противоречие между функциями, входящими в круг должностных обязанностей работника, и тем, что он вынужден делать по требованию руководителя. Особенно остро проявляется это противоречие тогда, когда руководитель придерживается бюрократических процедур. Различия в манере поведения и жизненном опыте. Встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность по отношению к другим и готовы оспаривать каждое их слово. Такие люди и создают вокруг себя конфликтную ситуацию. Различия в жизненном опыте, нравственных ценностях, образовании, стаже работы, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между членами трудового коллектива. Неопределенность перспектив роста. Если сотрудник не имеет перспективы роста или сомневается в ее возможности, то работает он без энтузиазма, а трудовой процесс становится для него тягостным и бесконечным. В таких условиях вероятность конфликта наиболее очевидна. Неблагоприятные физические условия. Посторонний шум, жара или холод, неудачная планировка рабочего места тоже могут служить причиной конфликта. Недостаточность благожелательного внимания со стороны менеджера. Причиной конфликта могут быть нетерпимость менеджера к справедливой критике, невнимание к нуждам и заботам подчиненных, публичный «разнос» и т.п. Психологический феномен. Это постоянное чувство обиды и зависти (у других все лучше, другие удачливее, счастливее и т.д.). Рассматривая названные причины конфликтов, нельзя не заметить, что в определенных ситуациях источником возникновения конфликта является сам руководитель. Многие нежелательные конфликты порождаются личностью и действиями самого менеджера, особенно если он склонен вносить в принципиальную борьбу мнений много мелочного, позволяет себе личные выпады, злопамятен, мнителен, не стесняется публично демонстрировать свои симпатии и антипатии. Причиной конфликта может быть и беспринципность руководителя, ложное понимание им единоначалия как принципа управления, его тщеславие и чванство, резкость и грубость в обращении с подчиненными.
- Раскройте сущность понятия «менеджмент». Менеджмент как наука и искусство, как вид управленческой деятельности.
- В чём заключаются основные задачи менеджмента?
- Раскройте основные принципы менеджмента.
- Что такое управление? Почему оно необходимо? Субъекты и объекты управленческой деятельности.
- Эволюция управленческой мысли: основные этапы развития, теории и школы.
- Классическая школа управления, её представители, их идеи.
- Расскажите об основных идеях представителей школы поведенческих наук в управлении.
- Раскройте сущность процессного подхода в управлении.
- Охарактеризуйте принцип системности в управлении.
- Охарактеризуйте ситуационный подход к управлению.
- Современные подходы в управлении.
- Дайте классификацию функций менеджмента. В чём проявляется их взаимосвязь?
- Охарактеризуйте основные функции менеджмента, покажите их взаимосвязь.
- Стратегическое, тактическое и оперативное управлении организацией. Цели деятельности организации
- Что такое «метод» управления. Охарактеризуйте основные методы управления.
- Методы управления: понятие, место в системе управления. Какова связь между методами и функциями управления?
- Понятие организации: её признаки. Раскройте роль организации через её функции.
- Раскройте роль и значение организаций в жизни общества и отдельной личности.
- Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю среду организации. Покажите, как они воздействуют на деятельность предприятия.
- Особенности управления организацией в условиях кризиса.
- Экономический кризис
- Организационная культура, её понятие. Роль организационной культуры в деятельности предприятия. Охарактеризуйте основные типы организационных культур.
- Расскажите об основных особенностях управления в банковских учреждениях. В чём заключается главная особенность управления в кредитных организациях?
- Банковский менеджмент (дайте определение), охарактеризуйте виды, задачи банковского менеджмента
- Банковская политика, что это такое, расскажите об основных видах банковской политики. Охарактеризуйте современную денежно – кредитную политику цб рф.
- Что такое группа? Каковы её функции, раскройте их. Формальные и неформальные группы.
- Взаимодействие личности и группы. Раскройте роль группы в социализации индивида.
- Что такое социальная роль с точки зрения поведения индивида в организации
- Понятие групповой динамики. Охарактеризуйте основные элементы групповой динамики.
- Управленческие команды, их роль в развитии организации. Понятие команды, принципы командной работы и факторы, влияющие на неё.
- Сущность мотивации, её природа. Мотивация и стимулирование. Внутренние и внешние факторы мотивации.
- Мотивация и ее роль в управлении. Процессуальные теории мотивации.
- Мотивация и ее роль в управлении. Содержательные теории мотивации.
- Раскройте сущность теории иерархии потребностей Абрахама Маслоу.
- Современные подходы к мотивации персонала.
- Понятие лидерства, его типы. Как соотносятся понятия «лидерство» и «руководство»? Какова роль лидера в групповых процессах?
- Понятие стиля управления. Дайте характеристику основных стилей управления
- Роль руководителя в организации, его функции. Типы руководителей.
- Расскажите о роли власти и авторитета в управлении. Виды власти менеджера.
- Управленческие решения, их виды и роль в деятельности организации. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
- Раскройте технологию подготовки и принятия управленческого решения. Каковы основные требования, предъявляемые к управленческим решениям?
- Факторы, влияющие на эффективность принятия управленческого решения.
- Раскройте роль коммуникационных процессов в управленческой деятельности, сущность, структуру, факторы, влияющие на коммуникацию.
- Раскройте основные особенности делового общения. Какие требования предъявляются к публичному выступлению? Раскройте факторы, влияющие на него.
- Вербальное общение, его значение в коммуникации. Что означает «умение говорить» и «умение слушать»?
- В чём заключается сущность и значение невербального общения? Расскажите об основных средствах невербальной коммуникации.
- Понятие конфликта, причины, структура и их виды.
- Назовите причины конфликтов в организации и в личностном общении, каковы способы их предотвращения?
- Расскажите об основных стилях поведения в конфликтной ситуации.
- 1. Стиль конкуренции (соперничества)
- Что такое стресс? Каковы его причины на производстве? Способы профилактики стрессов