Раскройте основные особенности делового общения. Какие требования предъявляются к публичному выступлению? Раскройте факторы, влияющие на него.
В жизни любой организации или предприятия виды делового общения занимают важное место. Обмен информацией, выдвижение и разработка рабочих идей, контроль и координация деятельности сотрудников, подведение итогов и оценка достигнутого - вот лишь некоторые стороны деятельности организации, которые связаны с проведением совещаний и деловых бесед разного рода.
Деловое общение - это такое взаимодействие людей, которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной-коммерческой и т.д.), т.е. цель делового взаимодействия лежит за пределами процесса общения. От качества делового общения зависят взаимопонимание, согласованность действий и четкость приоритетов, возникающих у субъектов, занятых общим делом. Принципы деятельности любой социальной организации (фирмы, учреждения) оказывают существенное воздействие на поведение входящих в нее индивидов. Отметим следующие особенности организационного поведения: 1. Достаточно жесткая регламентация целей и мотивов общения, способов осуществления контактов между сотрудниками: за каждым работником в организации нормативно закрепляется стандарт поведения в виде устойчивой структуры формальных прав и обязанностей, которому он должен следовать. Поэтому психологически деловое общение оказывается в значительной степени формализованным, отстраненным, "холодным". Соответственно в отношении речевого поведения ожидается, что обмен сведениями между сотрудниками носит не личный характер и подчинен совместному решению служебной задачи. 2. Иерархичность построения организации: между подразделениями и сотрудниками закрепляются отношения подчинения, зависимости, неравенства. Следствием действия этого принципа для речевой коммуникации оказывается: во-первых, активное использование вербальных средств демонстрации социального статуса участниками делового общения, во-вторых, проблема передачи информации по звеньям иерархической пирамиды и соответственно эффективности обратной связи. Признано, что эффективность распространения деловой информации "по горизонтали" (т.е. между отделами, подразделениями или сотрудниками одного уровня), как правило, очень высока. Люди, работающие на одном и том же уровне, понимают друг друга "с полуслова", им не требуется детальное и подробное объяснение сути задачи, Эффективность вертикальной коммуникации (т.е. вверх и вниз по иерархическим уровням) значительно ниже. Это объясняется тем, что на пути прохождения информации от источника (говорящего) к адресату в любом иерархически организованном управлении присутствуют звенья-посредники. Посредниками могут становиться линейные руководители, секретари, ассистенты, канцелярские работники и др. Устные сообщения при передаче с одного уровня на другой (как вниз, так и вверх) могут быть сокращены, отредактированы, искажены прежде, чем они дойдут до получателя (эффект "испорченного телефона"). Другая причина, вызывающая низкую эффективность вертикальной коммуникации, связана с убеждением, что подчиненным вовсе не обязательно знать о положении дел на предприятии в целом, они должны выполнять поставленные: перед ними задачи, исполнять принятые решения и не задавать лишних вопросов. Однако, как установлено психологией восприятия, человек будет действовать осмысленно, если он знает не только выполняемую им конкретную операцию, но и видит более широкий контекст, в который она вписана Стремление учесть эти особенности служебно-деловой коммуникации проявляется, с одной стороны, в требовании письменной фиксации распоряжений, решений, приказов, а с другой - в признании деловых бесед важнейшим средством повышения эффективности обратной связи в организации. 3. Необходимость в особых усилиях по стимулированию труда, что объясняется объективной противоречивостью поведения и самоощущения человека в организации. Природа человека несовместима с жесткой иерархической структурой и формализацией организационных процессов, поэтому необходимы управленческие действия, направленные на удовлетворение психологических и эмоциональных потребностей работников, поддержание их интереса к выполняемой работе, создания эффекта причастности к принимаемым решениям. Наряду с такими способами мотивации труда персонала, как различные виды морального и материального поощрения, продвижение по службе, повышение квалификации за счет организации и др., огромное мотивационное воздействие могут оказывать беседы руководителя с подчиненными, если ему удается связать свое сообщение с их потребностями. Форма постановки задач, ответы руководителя на вопросы, критические оценки могут либо помогать сотрудникам ориентироваться в своей деятельности, побуждать их работать успешнее и прибыльнее, либо препятствовать этому. "В процессе делового общения его участники обмениваются информацией, которая передается в форме управленческих решений, замыслов, идей, отчетов, докладов, сообщений и т.д. Не менее важен обмен интересами, настроениями, чувствами. В этом случае деловое общение предстает как коммуникативный процесс, т.е. как обмен информацией, значимой для участников общения. Перечисленные выше особенности служебно-делового общения во многом объясняют характер требований к речевой коммуникации в деловой среде. Эти требования могут быть сформулированы следующим образом: - Четко определяйте цели своего сообщения. - Делайте сообщение понятным и доступным для восприятия разными группами работников: находите конкретные иллюстрации общих понятий, развивайте общую идею, используя яркие примеры. - Делайте сообщения по возможности краткими и сжатыми, отказывайтесь от излишней информации, привлекайте внимание сотрудников лишь к тем проблемам, которые касаются их конкретно. - В разговоре с сотрудниками следуйте правилам активного слушания, демонстрируйте им сигналы вашего понимания и готовности к совместным действиям. Таким образом, приведенные правила в равной мере должны соблюдаться как в разговоре между двумя деловыми собеседниками, так и при групповом общении. В то же время их использование и конкретное проявление в деловой беседе и на деловом совещании имеет свои особенности.
Общие требования к публичному выступлению
1. Понятность главной мысли, доступность изложения. По словам П. Сопера, «непонятна обычно не тема, а изложение». Для того, чтобы главная мысль была понятой нужно, во-первых, ее иметь, то есть твердо знать, что хочешь сказать; во-вторых, сделать ее доступной слушателям. В результате аудитория должна быть в состоянии ответить на вопрос и сформулировать словами, что оратор хотел сказать.
2. Решительное начало и решительный конец. Они должны быть краткими, ясными, понятными и заранее продуманными.
3. Краткость – важно соблюдать регламент и даже чуть-чуть сэкономить время, т. к. оратор, который закончил выступление на 1–2 мин. раньше объявленного времени, всегда повышает свой рейтинг у аудитории. Краткие выступления рассматриваются как более умные, правильные, содержащие истинную информацию.
4. Разговорность – выступление должно выглядеть как откровенный разговор с аудиторией, оно должно носить характер беседы. Д. Карнеги: «Хорошее выступление – это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные. Говорите так, как если бы вы разговаривали с Джоном Смитом. Аудитория не что иное как сумма Джонов Смитов». Разговорность повышает доверие к оратору, а значить – к содержанию его речи.
5. Сдержанная эмоциональность, которая должна быть приятной для слушателей и оказывать положительное воздействие. Иначе слушатель будет испытывать чувство неловкости. Обращаться к фактам, вызывающим эмоции, а не к самим эмоциям.
6. Выраженная потребность донести мысль до слушателей – слушатели должны видеть, что все этого говорится именно для них. Без обращенности к аудитории выступление усваивается хуже. Искренность, потребность высказаться перед данной аудиторией должна ощущаться на протяжении всего выступления.
7. Установление контакта с аудиторией – контакт с аудиторией предполагает:
– корректировку речи по ее ходу;
– управление поведением аудитории;
– управление собственным поведением.
Контакт может устанавливаться не сразу, только с течением времени или с применением специальных усилий. Если соблюдать предыдущие требования, то контакт обычно устанавливается.
Основными недостатками современного речевого общения являются его агрессивность и демагогичность. Ораторы нередко манипулируют общественным сознанием, употребляя обороты Как известно, совершенно очевидно, как мы все знаем, нет сомнения, чтобы подчеркнуть свою уверенность в согласии слушателя, выражая похвалу адресату (Как думающий, интеллигентный, современный человек, вы не можете не согласиться...), представляя субъективное мнение в форме категорического суждения.
В арсенале ораторов — разнообразные приемы «скольжения», «размывания», «затемнения» смысла высказывания. Например, часто используются эвфемизмы, т. е. более мягкие выражения (Лагерь для перемещенных лиц вместо концентрационный лагерь), слова с отрицательной оценочностью (Шпион вместо разведчик), выражения с расплывчатым значением (Потребительская корзина), синекдоха (когда часть используется в значении целого или целое в значении части: Белый дом. Кремль как обозначение парламента или президентской администрации).
Установка на борьбу (атональность) участников современного речевого общения очевидна. Приведем только небольшой перечень некорректных приемов, которые нередко используются в публичной речи: возбуждение гнева оппонента; приклеивание ярлыков; игра в авторитеты; огульное обвинение (Бред сивой кобылы), высокомерный ответ (Это знает любой школьник), игра на самолюбии; психологическое давление; ложные аргументы; аксиоматические высказывания, якобы не требующие аргументации («Россия — самая читающая страна в мире»). Атональность также проявляется в криминализации языка, в использовании лексики преступного мира (Подставить, наехать, шестерки и т. п.), а также в его «военизации» (Перейти в наступление, передний край борьбы).
Рекомендации по ведению деловой беседы:
Заранее составляйте план беседы:
- выступление
- осн часть
- завершение
2. подумайте о том, какие применить средства для напрвления беседы к желаемому результату.
3. внимательно выслушивайте собеседника до конца
4. уважайте своего собеседника
5. задавайте больше вопросов
6. наблюдайте, слушайте и оценивайте реакции собеседника
7. будьте всегда вежливы, дружески настроены
8. не отвлекайтесь на побочные мысли
- Раскройте сущность понятия «менеджмент». Менеджмент как наука и искусство, как вид управленческой деятельности.
- В чём заключаются основные задачи менеджмента?
- Раскройте основные принципы менеджмента.
- Что такое управление? Почему оно необходимо? Субъекты и объекты управленческой деятельности.
- Эволюция управленческой мысли: основные этапы развития, теории и школы.
- Классическая школа управления, её представители, их идеи.
- Расскажите об основных идеях представителей школы поведенческих наук в управлении.
- Раскройте сущность процессного подхода в управлении.
- Охарактеризуйте принцип системности в управлении.
- Охарактеризуйте ситуационный подход к управлению.
- Современные подходы в управлении.
- Дайте классификацию функций менеджмента. В чём проявляется их взаимосвязь?
- Охарактеризуйте основные функции менеджмента, покажите их взаимосвязь.
- Стратегическое, тактическое и оперативное управлении организацией. Цели деятельности организации
- Что такое «метод» управления. Охарактеризуйте основные методы управления.
- Методы управления: понятие, место в системе управления. Какова связь между методами и функциями управления?
- Понятие организации: её признаки. Раскройте роль организации через её функции.
- Раскройте роль и значение организаций в жизни общества и отдельной личности.
- Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю среду организации. Покажите, как они воздействуют на деятельность предприятия.
- Особенности управления организацией в условиях кризиса.
- Экономический кризис
- Организационная культура, её понятие. Роль организационной культуры в деятельности предприятия. Охарактеризуйте основные типы организационных культур.
- Расскажите об основных особенностях управления в банковских учреждениях. В чём заключается главная особенность управления в кредитных организациях?
- Банковский менеджмент (дайте определение), охарактеризуйте виды, задачи банковского менеджмента
- Банковская политика, что это такое, расскажите об основных видах банковской политики. Охарактеризуйте современную денежно – кредитную политику цб рф.
- Что такое группа? Каковы её функции, раскройте их. Формальные и неформальные группы.
- Взаимодействие личности и группы. Раскройте роль группы в социализации индивида.
- Что такое социальная роль с точки зрения поведения индивида в организации
- Понятие групповой динамики. Охарактеризуйте основные элементы групповой динамики.
- Управленческие команды, их роль в развитии организации. Понятие команды, принципы командной работы и факторы, влияющие на неё.
- Сущность мотивации, её природа. Мотивация и стимулирование. Внутренние и внешние факторы мотивации.
- Мотивация и ее роль в управлении. Процессуальные теории мотивации.
- Мотивация и ее роль в управлении. Содержательные теории мотивации.
- Раскройте сущность теории иерархии потребностей Абрахама Маслоу.
- Современные подходы к мотивации персонала.
- Понятие лидерства, его типы. Как соотносятся понятия «лидерство» и «руководство»? Какова роль лидера в групповых процессах?
- Понятие стиля управления. Дайте характеристику основных стилей управления
- Роль руководителя в организации, его функции. Типы руководителей.
- Расскажите о роли власти и авторитета в управлении. Виды власти менеджера.
- Управленческие решения, их виды и роль в деятельности организации. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
- Раскройте технологию подготовки и принятия управленческого решения. Каковы основные требования, предъявляемые к управленческим решениям?
- Факторы, влияющие на эффективность принятия управленческого решения.
- Раскройте роль коммуникационных процессов в управленческой деятельности, сущность, структуру, факторы, влияющие на коммуникацию.
- Раскройте основные особенности делового общения. Какие требования предъявляются к публичному выступлению? Раскройте факторы, влияющие на него.
- Вербальное общение, его значение в коммуникации. Что означает «умение говорить» и «умение слушать»?
- В чём заключается сущность и значение невербального общения? Расскажите об основных средствах невербальной коммуникации.
- Понятие конфликта, причины, структура и их виды.
- Назовите причины конфликтов в организации и в личностном общении, каковы способы их предотвращения?
- Расскажите об основных стилях поведения в конфликтной ситуации.
- 1. Стиль конкуренции (соперничества)
- Что такое стресс? Каковы его причины на производстве? Способы профилактики стрессов