logo
Menedzhment_otvety_na_ekzamen

Мотивация и ее роль в управлении. Содержательные теории мотивации.

Содержательные теории

Содержательные теории основаны на определении внутренних побуж­дений, заставляющих людей действовать таким образом, чтобы достичь определенной цели. Потребности - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложе­ны генетически, а вторичные - вырабатываются в ходе познания и об­ретения жизненного опыта. Потребности невозможно непосредствен­но наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Потребности служат мотивом к действию. Потреб­ности можно удовлетворить вознаграждениями. Вознаграждение - это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внут­ренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели), получа­емые посредством самой работы. Согласно теории Маслоу, все потреб­ности человека можно разделить на пять групп:

• физиологические потребности - необходимые для выживания;

• потребности в безопасности и уверенности в будущем;

• социальные потребности - потребности в причастности к какому-либо человеческому сообществу, группе людей;

• потребности в уважении, признании;

• потребности самовыражения.

Располагая потребности в виде строгой иерархической структуры, Мас­лоу показывал, что потребности низших уровней (физиологические и потребности в безопасности) требуют первоочередного удовлетворе­ния. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощ­ным мотивационным фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена, хотя бы частично, потребность более низкого уровня. Менеджер должен на основе постоянных наблюдений определять, ка­кие активные потребности движут сотрудниками предприятия. Недостаток теории заключается в том, что не доказан факт, согласно которому удовлетворение какой-либо одной потребности приводит к автоматическому задействованию потребности следующего уровня. К тому же в теории не удалось учесть индивидуальные отличия людей.

Д. МакКлелланд дополнил теорию Маслоу, введя еще три уровня по­требностей:

• потребность власти - желание воздействовать на других людей. Тех, у кого наивысшей является потребность власти и отсутствует склонность к авантюризму или тирании, надо готовить к занятию высших руково­дящих должностей;

• потребность успеха. Удовлетворяется не провозглашением успеха како­го-либо человека, то есть подтверждением его статуса, а процессом доведения работы до успешного завершения. Перед людьми с потреб­ностью успеха менеджеры должны ставить задачи с умеренной степе­нью риска, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы поощрить инициативу в решении поставленных задач;

• потребность в причастности. Означает, что люди заинтересованы в ком­пании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помо­щи другим. Руководители должны сохранять атмосферу, не ограничива­ющую межличностные отношения и контакты.

Ф. Герцберг разработал еще одну модель мотивации, выделив две груп­пы факторов, которые влияют на поведение людей:

• гигиенические факторы: условия труда, социальные отношения, стиль руководства и характер контроля в организации, вознаграждение, со­циально-психологический климат и межличностные отношения на пред­приятии. Положительное проявление факторов дает лишь отсутствие неудовлетворения работой у людей;

• факторы мотивации: работа как ценность сама по себе, чувство ответ­ственности, признание успеха, возможность совершенствования. В слу­чае положительного проявления наступает удовлетворение работой.