logo
Menedzhment_otvety_na_ekzamen

Мотивация и ее роль в управлении. Процессуальные теории мотивации.

В процессуальных теориях анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный тип поведения. Они не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функци­ей его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и воз­можных последствий выбранного им типа поведения. Имеется три ос­новные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера-Лоулера. Поведение личности опреде­ляется не только потребностями, но является также функцией вос­приятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных по­следствий выбранного типа поведения.

Основная мысль теории ожиданий состоит в надежде человека на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению своих потребностей. Мотивация является функцией фактора ожидания "зат­раты труда - результаты", ожидания - "результаты - вознаграждение" и валентности (то есть относительной степени удовлетворения). Ожида­ние - оценка личностью вероятности данного события. Теория подчер­кивает важность трех взаимосвязей (и соответствующих им ожиданий):

• затраты труда - результаты;

• результаты - вознаграждение;

• вознаграждение - валентность (удовлетворенность вознаграждением). Поскольку разные люди обладают различными потребностями, то конк­ретное вознаграждение они оценивают по-разному. Руководство должно сопоставить предлагаемое вознаграждение с потребностями сотрудников и привести их в соответствие. Наиболее эффективно мотивация работает тогда, когда люди верят в обязательное достижение цели в случае прило­жения определенных усилий. Если же сотрудниками возможность достиже­ния цели оценивается невысоко, эффективность резко падает.

Теория справедливости постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Несправедливое, по их оценкам, вознаграждение приводит к возникновению психологического напряжения. Люди могут восстано­вить баланс либо, изменив уровень затрачиваемых усилий, либо, пыта­ясь изменить уровень получаемого вознаграждения. По усредненным результатам, если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. Если работник считает свой труд пе­реоцененным, то он, скорее всего, сохранит объем затрачиваемых уси­лий на прежнем уровне или даже увеличит его.

Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную теорию мотивации. В их модели фигурирует пять переменных, затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Они поставили уровень достигнутых результатов в зависимость от при­ложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных осо­бенностей, осознания своей роли в процессе труда. Уровень приложен­ных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что эти усилия действительно повлекут за собой определенный уровень вознаграждения. Достигнутые результаты могут повлечь внутренние вознаграждения (удовлетворение от выполненной работы) и внешние вознаграждения (похвала руководителя, премия). Согласно модели Портера-Лоулера результативность труда продолжает удовлетворенность, а вовсе не наоборот, как считают сторонники те­ории человеческих отношений.