logo search
Учебное пособи по менеджменту

Уровни управления

По Парсонсу (социолог) руководители в органи­зации могут быть отнесены (разделены) к следующим уровням управления: технический, управленческий и институциональ­ный. На техническом уровне руководители в основном занимают­ся ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве про­дукции или оказании услуг в обеспечение ее успешного функцио­нирования. На управленческом уровне руководители в основном обеспечивают управление и координацию работ внутри организа­ции, согласование различных форм деятельности и усилий под­разделений. На институциональном уровне руководители заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организации к различного рода переменам, управлением отношениями организации с внеш­ней средой, а также с обществом, в котором существует и функци­онирует данная организация.

Рис. Схематическое изображение основных уровней управления

Более широкое распространение в практике менеджмента по­лучил другой способ описания трех уровней управления, при ко­тором выделяются: высший, средний и низовой уровень (звено) управления.

Руководители среднего звена обеспечивают координацию и руководят работой младших начальников. Характер работы ру­ководителя среднего звена в большей степени определяется содер­жанием работы подразделения, чем организации в целом, руко­водители среднего звена как социальная группа испытывают осо­бенно сильное влияние различных изменений экономического и технологического характера на производстве в течение 80-90-х годов, волна корпоративных слияний для повышения эффектив­ности компаний также вызвала радикальное сокращение руково­дителей этого звена.

Уровень управления

Характер функций

Высший уровень управления

Выбор основного направления деятельности организации с учетом внешних и внутренних факторов.

Постановка стратегических целей, организация стратегического планирования; прогнозирование работы компании на определенный отрезок времени.

Предвидение будущих результатов деятельности компании.

Ответственность за все решаемые в организации задачи и принимаемые решения.

Средний уровень управления

Знание полной информации о задачах данного уровня.

Руководство малыми (рабочими) группами.

Ответственность за деятельность этих групп.

Управление группо-динамическими процессами.

Ответственность за сплоченность групп, групповое единство, групповое мотивирование, принятие всеми членами групп организационных целей, формирование ценностно-ориентационного единства.

Мотивирование отдельных работников, а также всей группы.

Низовой уровень управления

Оперативное управление функционированием производства.

Непосредственный контакт с каждым членом рабочей группы.

Осуществление индивидуального мотивирования каждого работника.

Организация деятельности исполнителей.

Контроль за выполнением заданий.

Разрешение деловых и межличностных конфликтов.

Решение текущих задач управления.

Осуществление обратной связи с персоналом.