Мотивация и ее роль в управлении. Процессуальные теории мотивации.
В процессуальных теориях анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный тип поведения. Они не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения. Имеется три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера-Лоулера. Поведение личности определяется не только потребностями, но является также функцией восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного типа поведения.
Основная мысль теории ожиданий состоит в надежде человека на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению своих потребностей. Мотивация является функцией фактора ожидания "затраты труда - результаты", ожидания - "результаты - вознаграждение" и валентности (то есть относительной степени удовлетворения). Ожидание - оценка личностью вероятности данного события. Теория подчеркивает важность трех взаимосвязей (и соответствующих им ожиданий):
• затраты труда - результаты;
• результаты - вознаграждение;
• вознаграждение - валентность (удовлетворенность вознаграждением). Поскольку разные люди обладают различными потребностями, то конкретное вознаграждение они оценивают по-разному. Руководство должно сопоставить предлагаемое вознаграждение с потребностями сотрудников и привести их в соответствие. Наиболее эффективно мотивация работает тогда, когда люди верят в обязательное достижение цели в случае приложения определенных усилий. Если же сотрудниками возможность достижения цели оценивается невысоко, эффективность резко падает.
Теория справедливости постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Несправедливое, по их оценкам, вознаграждение приводит к возникновению психологического напряжения. Люди могут восстановить баланс либо, изменив уровень затрачиваемых усилий, либо, пытаясь изменить уровень получаемого вознаграждения. По усредненным результатам, если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. Если работник считает свой труд переоцененным, то он, скорее всего, сохранит объем затрачиваемых усилий на прежнем уровне или даже увеличит его.
Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную теорию мотивации. В их модели фигурирует пять переменных, затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Они поставили уровень достигнутых результатов в зависимость от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, осознания своей роли в процессе труда. Уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что эти усилия действительно повлекут за собой определенный уровень вознаграждения. Достигнутые результаты могут повлечь внутренние вознаграждения (удовлетворение от выполненной работы) и внешние вознаграждения (похвала руководителя, премия). Согласно модели Портера-Лоулера результативность труда продолжает удовлетворенность, а вовсе не наоборот, как считают сторонники теории человеческих отношений.
- Раскройте сущность понятия «менеджмент». Менеджмент как наука и искусство, как вид управленческой деятельности.
- В чём заключаются основные задачи менеджмента?
- Раскройте основные принципы менеджмента.
- Что такое управление? Почему оно необходимо? Субъекты и объекты управленческой деятельности.
- Эволюция управленческой мысли: основные этапы развития, теории и школы.
- Классическая школа управления, её представители, их идеи.
- Расскажите об основных идеях представителей школы поведенческих наук в управлении.
- Раскройте сущность процессного подхода в управлении.
- Охарактеризуйте принцип системности в управлении.
- Охарактеризуйте ситуационный подход к управлению.
- Современные подходы в управлении.
- Дайте классификацию функций менеджмента. В чём проявляется их взаимосвязь?
- Охарактеризуйте основные функции менеджмента, покажите их взаимосвязь.
- Стратегическое, тактическое и оперативное управлении организацией. Цели деятельности организации
- Что такое «метод» управления. Охарактеризуйте основные методы управления.
- Методы управления: понятие, место в системе управления. Какова связь между методами и функциями управления?
- Понятие организации: её признаки. Раскройте роль организации через её функции.
- Раскройте роль и значение организаций в жизни общества и отдельной личности.
- Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю среду организации. Покажите, как они воздействуют на деятельность предприятия.
- Особенности управления организацией в условиях кризиса.
- Экономический кризис
- Организационная культура, её понятие. Роль организационной культуры в деятельности предприятия. Охарактеризуйте основные типы организационных культур.
- Расскажите об основных особенностях управления в банковских учреждениях. В чём заключается главная особенность управления в кредитных организациях?
- Банковский менеджмент (дайте определение), охарактеризуйте виды, задачи банковского менеджмента
- Банковская политика, что это такое, расскажите об основных видах банковской политики. Охарактеризуйте современную денежно – кредитную политику цб рф.
- Что такое группа? Каковы её функции, раскройте их. Формальные и неформальные группы.
- Взаимодействие личности и группы. Раскройте роль группы в социализации индивида.
- Что такое социальная роль с точки зрения поведения индивида в организации
- Понятие групповой динамики. Охарактеризуйте основные элементы групповой динамики.
- Управленческие команды, их роль в развитии организации. Понятие команды, принципы командной работы и факторы, влияющие на неё.
- Сущность мотивации, её природа. Мотивация и стимулирование. Внутренние и внешние факторы мотивации.
- Мотивация и ее роль в управлении. Процессуальные теории мотивации.
- Мотивация и ее роль в управлении. Содержательные теории мотивации.
- Раскройте сущность теории иерархии потребностей Абрахама Маслоу.
- Современные подходы к мотивации персонала.
- Понятие лидерства, его типы. Как соотносятся понятия «лидерство» и «руководство»? Какова роль лидера в групповых процессах?
- Понятие стиля управления. Дайте характеристику основных стилей управления
- Роль руководителя в организации, его функции. Типы руководителей.
- Расскажите о роли власти и авторитета в управлении. Виды власти менеджера.
- Управленческие решения, их виды и роль в деятельности организации. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
- Раскройте технологию подготовки и принятия управленческого решения. Каковы основные требования, предъявляемые к управленческим решениям?
- Факторы, влияющие на эффективность принятия управленческого решения.
- Раскройте роль коммуникационных процессов в управленческой деятельности, сущность, структуру, факторы, влияющие на коммуникацию.
- Раскройте основные особенности делового общения. Какие требования предъявляются к публичному выступлению? Раскройте факторы, влияющие на него.
- Вербальное общение, его значение в коммуникации. Что означает «умение говорить» и «умение слушать»?
- В чём заключается сущность и значение невербального общения? Расскажите об основных средствах невербальной коммуникации.
- Понятие конфликта, причины, структура и их виды.
- Назовите причины конфликтов в организации и в личностном общении, каковы способы их предотвращения?
- Расскажите об основных стилях поведения в конфликтной ситуации.
- 1. Стиль конкуренции (соперничества)
- Что такое стресс? Каковы его причины на производстве? Способы профилактики стрессов