3.2. Особенности выполнения курсовой работы по курсу «Основы теории коммуникации»
Целью курсовой работы является углубление теоретических знаний студентов по отдельным темам изучаемой дисциплины, мотивирование обучающихся к приобретению и закреплению навыков исследовательской работы.
Отличительной особенностью курсовой работы является ее научно-исследовательский характер. Она представляет собой единство теоретического и эмпирического в познании объекта исследования. Процесс организации научного исследования в рамках курсовой работы предполагает наличие и определенную последовательность ряда этапов: выбор темы, составление плана работы, отбор и подготовка материала, обработка и оформление рукописи курсовой, ее защита.
Выбор темы курсовой работы
Примерная тематика курсовых работ представлена в приложении (прилож. 1). Она охватывает круг проблем, исследуемых современной коммуникативистикой, и поэтому шире перечня тематики, изучаемой в учебном курсе.
Для того чтобы исследовательская деятельность отвечала внутренним запросам самого исследователя, выбор темы по данному курсу осуществляется, исходя из научных интересов студента, и не ограничивается заранее определенным объектом исследования. Вместе с тем, следует отметить, что в литературе по данной дисциплине отдельные темы находят широкое распространение и по ним имеется богатый теоретический и аналитический материал, другие же - наименее разработаны. Поэтому, студенту, выбравшему определенную тему исследования, следует посоветоваться с преподавателем (руководителем курсовой работы), чтобы получить представление о том, что ожидает его при работе над данной темой.
В отдельных случаях студент может предложить свою тему исследования, которая соответствует его научным интересам или определенным образом будет связана с его будущей специализацией. В этом случае также необходимо согласовать тему с преподавателем (руководителем).
В каждой академической группе не должно быть более двух одинаковых тем.
Составление плана работы
Принято считать, что любую работу следует начинать с составления подробного плана. Однако на начальном этапе очень сложно определить весь спектр подлежащих анализу вопросов. Поэтому целесообразно, уяснив цель работы, определить и зафиксировать в предварительном варианте плана общие направления исследования, обязательно согласовав их с научным руководителем, а по мере изучения литературы план детализировать.
Независимо от выбранной темы исследования в соответствии со стандартом ГОСТ 7.32-2001 установлены общие требования к структуре курсовой работы, которые должны быть соблюдены всеми студентами.
В общем виде план работы включает: введение, основную часть, заключение, список использованных источников (литературы), приложения.
Введение является структурной частью основного текста работы, в которой дается оценка современного состояния решаемой проблемы, обосновывается актуальность темы, дается краткий обзор публикаций по рассматриваемой проблеме, определяются цель и задачи исследования. По объему введение не должно превышать 2-3 страниц. Многолетний опыт показывает, что введение лучше написать после того, когда будет завершена черновая работа над текстом. Это позволит лучше отразить в нем содержание вашей работы.
Основная часть освещает существо и основные результаты исследования. Она подразделяется на логически соподчиненные элементы – главы, параграфы, пункты. Названия глав, параграфов должны иметь лаконичную форму и не выходить за пределы выбранной темы. Структура курсовой работы по курсу “Основы теории коммуникации” должна отвечать архитектонике замысла и логике исследования. Специфика темы будет предопределять логическое построение структуры основной части курсовой работы ( в приложении № 2. приводятся образцы примерных планов по некоторым темам). Она может содержать историческую, теоретическую и практическую главы. Однако ее структура может состоять и из глав теоретико-методологического характера. Наиболее типичным вариантом структуры курсовой работы по основам теории коммуникации будет следующий:
В первой главе - теоретической - следует излагать теоретические вопросы темы, характеризующие сущность проблемы, основные понятия, общие тенденции и закономерности различных видов коммуникации. В данной главе студент должен изложить взгляды ученых по исследуемой проблеме, разобраться в их различиях, попытаться сформулировать свои теоретические позиции или же присоединиться к какой-либо точке зрения. Исследованию теоретических аспектов коммуникации в рамках данного курса придается особое значение, так как он является базовым для всего комплекса коммуникативных дисциплин по связям с общественностью.
Во второй главе - аналитической – должна освещаться сложившаяся практика под углом зрения идеальной модели объекта исследования, представленной в первой главе. Это позволяет выявить расхождение между “идеальным” и “реальным”, а также причины, детерминирующие противоречия между ними. Здесь рекомендуется анализировать фактический материал, представленный различными литературными источниками, средствами массовой информации и т.п. Желательно использование современной литературы и информации.
Содержание третьей главы – рекомендательной - диктуется логикой исследования. Она должна отражать обоснование путей, позволяющих изменить сложившуюся ситуацию в направлении к “идеальной модели”. Эта глава самая сложная. Для ее написания студент должен суметь обобщить и теоретический и аналитический материал, проявить самостоятельность и способность к творческому поиску. В данной главе следует обязательно делать сноски на авторов, выделивших ту или иную проблему и предложивших пути ее решения.
Объем основной части – не менее 25-30 страниц машинописного текста. Распределение материала по главам в каждом отдельном случае осуществляется сугубо индивидуально, исходя из особенностей темы. Однако можно рекомендовать примерную структуру: 1 гл. - 40-50%, 2 гл. - 30-25%, 3 гл. - 30 - 25% объема трех глав.
В заключении в сжатой форме излагаются итоги проделанной работы в соответствии с поставленной целью и задачами. Здесь дается объяснение полученных результатов, оценивается их значение. Этот материал излагается в виде выводов, которые прямо вытекают из работы, или в форме простого перечисления положений, которые автор считает нужным представить в виде конечных результатов. Формулировки выводов должны быть четкими, определенными, а порядок их расположения определяется либо структурой работы, либо степенью важности каждого из них. Объем заключения – 3-5 страниц.
Список использованной литературы содержит библиографическое описание источников информации.
В приложение выносятся материалы, дополняющие и иллюстрирующие основной текст: схемы, таблицы, справочные материалы и т.д.
Отбор и подготовка материала
Одним из важных условий качества курсовой работы является умение находить источники информации по выбранной теме, овладение навыками их использования. Изучение литературы рекомендуется начинать с усвоения материала, изложенного в учебниках или учебных пособиях (см. пп.1-9 списка литературы), а затем обратиться к другим источникам: монографиям, журнальным и газетным статьям, трудам научных учреждений и организаций, диссертациям и их авторефератам. Их можно найти в библиотеках (ГПНТБ, областной, университетской), читальных залах.
При работе в ГПНТБ можно обратиться к различным видам информационных изданий: реферативные журналы, бюллетени сигнальной информации, заключающие библиографическое описание литературы, выходящей по определенной отрасли знаний, экспресс-информации - информационным изданиям, содержащим расширенные рефераты статей и публикаций, позволяющих не обращаться к первоисточнику и др.
Большую роль в раскрытии содержания курсовой работы играет фактический материал, служащий для обоснования и иллюстрации теоретических положений. Этот материал следует брать из различных печатных источников: газеты, журналы, буклеты рекламы и т.д. Некоторые темы (см., например, пп.16, 28 -31 списка тематики курсовых) требуют просмотра и анализа телевизионных передач, просмотра кино и театральных спектаклей.
При написании курсовой работы мы рекомендуем соблюдение следующей последовательности:
-
Подбор необходимой литературы.
-
Непосредственная работа над собранным материалом (оценка и отбор подобранного материала, обобщение и представление отобранного материала для анализа в удобной форме).
-
Подготовка чернового варианта курсовой работы (уточнение логической последовательности изложения отдельных параграфов и глав, компоновка отдельных параграфов, выводов и логических переходов от предыдущего параграфа к последующему, от предыдущей главы к последующей).
-
Подготовка белового варианта курсовой работы (редактирование написанного текста, проверка соответствия названия отдельных глав и параграфов их содержанию, уточнение последовательности изложения отдельных параграфов и выводов по ним, написание белового варианта курсовой работы).
Готовая курсовая работа должна отвечать определенным требованиям.
Работа включает в себя титульный лист (Приложение 3), оглавление с указанием начальных страниц разделов работы ( введение, главы и параграфы, заключение, список использованной литературы, приложения). В конце работы оставляется чистый лист для письменной рецензии руководителя. Более подробно ознакомиться с требованиями к тексту и оформлению рукописи курсовой работы можно в методическом пособии.3
- Оглавление
- 1.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса
- 1.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса
- Рекомендации по работе с литературой
- 1.4. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса
- 1.5. Советы по подготовке к экзамену
- Раздел 2. Рабочая программа учебной дисциплины
- Выписка из образовательного стандарта.
- Цели и задачи учебной дисциплины.
- 2.3.Требования к уровню освоения дисциплины
- 2.4. Формы контроля
- Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)
- Содержание отдельных тем учебной дисциплины “Основы теории коммуникации”
- Тема 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина
- Тема 2. Исторические вехи возникновения и развития коммуникации
- Тема 3. Характеристика коммуникативного процесса
- Тема 4. Типы, виды, функции, средства коммуникаций.
- Тема 5. Межличностные, специализированные и массовые коммуникации.
- Тема 6. Коммуникативная личность. Коммуникатор и коммуниканты
- Тема7. Содержание коммуникации. Семиотика языка
- Тема 8. Аудитория и коммуникации
- Тема 9. Эффективность коммуникации
- Тема 10. Коммуникации в сфере связей с общественностью (pr)
- 2.7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Вопросы для подготовки к экзамену
- Тематика курсовых работ
- Список рекомендуемой литературы Основная литература
- Дополнительная литература
- Раздел 3. Методические указания для выполнения курсовых работ
- 3.1. Введение
- 3.2. Особенности выполнения курсовой работы по курсу «Основы теории коммуникации»
- 3.3. Порядок проверки и защиты курсовой работы
- 3.4. Список рекомендуемой литературы
- 3.4. Приложения
- Раздел 4. Тексты лекций по учебной дисциплине
- Тема 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина
- 1. Теория коммуникации как перспективная отрасль современного знания
- 2. Предмет теории коммуникации
- 3. Законы и категории теории коммуникации
- 4. Функции теории коммуникации
- 5. Методы теории коммуникации
- 6. Коммуникативная компетентность в системе профессиональной подготовки специалиста
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 2. Исторические вехи возникновения и развития коммуникации Вопросы темы:
- 1. Развитие средств коммуникации в процессе антропогенеза
- Генезис массовых коммуникаций. Коммуникативные революции
- Истоки и основные парадигмы теории коммуникации
- 4. Современные концепции коммуникации.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 3. Характеристика коммуникативного процесса
- 1. Представление о коммуникации как о процессе и структуре.
- 2. Структурные модели коммуникации
- Оратор – Речь – Слушатель.
- 3.Особенности структурных компонентов коммуникации в различных коммуникативных процессах.
- Аргументация в коммуникативном процессе
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 4. Типы, виды, функции, средства коммуникации
- 1.Многообразие коммуникаций и их классификация.
- 2.Функции коммуникации и коммуникативного акта.
- 3. Средства вербальной и невербальной коммуникации
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 5. Межличностные, специализированные и массовые коммуникации
- 1. Понятие, особенности, функции межличностной коммуникации.
- 2. Понятие и многообразие видов специализированной коммуникации
- 3.Сущность и функции массовой коммуникации.
- Вопросы для самопроверки
- Дополнительная литература
- Тема 6. Коммуникативная личность. Коммуникатор и коммуниканты
- 1. Личность в системе коммуникации.
- 2. Цели коммуникатора. Коммуникативные роли.
- 3. Коммуникативная сфера.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема № 7. Содержание коммуникации. Семиотика языка
- Понятие и типология знаков
- 2.Основы семиотической коммуникации: прагматика, семантика, синтактика.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 8. Аудитория коммуникации
- Аудитория как адресат массовой коммуникации
- 2.Эволюция исследований взаимодействия смк и аудитории.
- 3.Аудитория публичной коммуникации
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 9. Эффективность коммуникации
- Понятие эффективности коммуникации
- 2.Коммуникативные барьеры. Факторы повышения эффективности коммуникации.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 9. Коммуникации в сфере связей с общественностью (pr)
- 1. Понятие и виды pr как коммуникации
- Механизм и участники коммуникационного pr-процесса в бизнесе.
- 3.Коммуникативная кампания в области pr.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Раздел 6. Словарь терминов
- Раздел 7. Материалы тестовой системы Тестовые задания к теме № 1
- Тестовые задания к теме № 2
- Тестовые задания к теме № 3
- Тестовые задания к теме № 4
- Тестовые задания к теме № 5
- Тестовые задания к теме №6
- Тестовые задания к теме №7
- Тестовые задания к теме №8
- Тестовые задания к теме №9
- 1) Психофизиологический барьер;
- Тестовые задания к теме № 10