1.3. Анализ результатов реализации внутренней корпоративной социальной ответственности
Наиболее полным, посвященных социальной деятельности бизнеса в России, является «Доклад о социальных инвестициях в России — 2008». Этот доклад был подготовлен Ассоциацией Менеджеров в рамках проекта Программы развития ООН по продвижению «Глобального договора» ООН. Доклад содержит анализ практик корпоративной социальной ответственности российских компаний, позиционируемых как лучшие.
В процессе подготовки Доклада были проведены анкетные опросы среди 102 компаний — лидеров КСО и углубленные неформальные интервью с руководителями высшего звена, отвечающими за реализацию КСО в этих компаниях. Среди опрошенных компаний были представлены в большинстве своем те, которые имели валовый объем продаж свыше 1 млрд руб., вне зависимости от отраслевой принадлежности. При этом на долю сферы услуг пришлось 38% компаний, на долю сырьевого сектора — 33%, на долю отраслей перерабатывающей промышленности — 29%. Активнее ответственность проявляется, когда она касается персонала собственного предприятия, и подобная диспропорция между внутренними и внешними социальными инвестициями за последние годы только увеличивается.
1. Первый вывод, который можно сделать на основе анализа практики корпоративной социальной ответственности в России — в нашей стране преобладает внутренняя КСО.
2. Первыми критериями оценки социальных инвестиций в России стали количественный и качественный индексы, рассчитанные по агрегированным показателям для всех компаний.
Количественный индекс рассчитывался по трем разновидностям: как величина социальных инвестиций, приходящаяся на одного работника; как отношение социальных инвестиций к валовому объему продаж и как удельный вес социальных инвестиций в балансовой прибыли.
Социальные инвестиции в данном контексте — материальные, технологические, управленческие, финансовые и иные ресурсы компании, направляемые на реализацию корпоративных социальных программ, осуществление которых в стратегическом отношении предполагает получение компанией определенного экономического эффекта.
При этом суммарные результаты по всем фирмам были соответственно: социальные инвестиции на одного работника — 54,3 тыс. руб., отношение социальных инвестиций к валовому объему продаж — 3,76%, удельный вес инвестиций в балансовой прибыли — 6,25%.
Качественный индекс социальных инвестиций показывает, каким образом процесс социального инвестирования выстраивается внутри компании, и рассчитывается на основе тринадцати индикаторов, сведенных в три группы: институциональное оформление стратегии КСО (имеется в наличии у 87% опрошенных компаний), систему учета социальных мероприятий (реализуется у 52% компаний), и комплексность осуществляемых мероприятий (положительно оценена у 64% компаний).
На основе приведенных данных можно утверждать, что в случае с социальной ответственностью российский бизнес столкнулся с типично российской проблемой: документальное, формальное сопровождение социальных программ опережает как их реализацию, так и контрольно-учетные мероприятия.
3. Структура корпоративных социальных инвестиций. Они могут быть как внутренними для организации, так и внешними. В России преобладание внутренних социальных инвестиций носит устойчивый характер, а инвестиции, связанные с добросовестной деловой практикой и направленные на взаимодействие с потребителями и деловыми партнерами, пока не получают должного развития, т.к. первые более эффективны экономически (быстрее окупается).
4. В ходе исследования российские компании продемонстрировали отсутствие единого понимания сущности КСО, и, как следствие, значительное разнообразие практических видов КСО.
Большинство компаний придерживаются обобщенных подходов, ориентированных на актуальные документы международных и российских организаций, таких как Глобальная инициатива по отчетности, Глобальный договор ООН, Социальная хартия российского бизнеса РСПП и Позиция Комитета Ассоциации Менеджеров по корпоративной ответственности и других.
КСО в России носит как стратегический, так и реагирующий характер. Такую модель, в которой выделяются два направления участия корпорации в жизни социума, создали М. Портер и М. Креймер. Если стратегическому направлению присущи дальновидность, долгосрочные перспективы, социальные инвестиции, улучшающие конкурентное положение фирмы, то реагирующее направление — это прак- шка, направленная на покрытие общественных издержек, поддерживающая репутацию фирмы в краткосрочной перспективе.
Проведенное исследование показало, что реагирующая КСО все-таки преобладает в отечественном бизнесе по отношению к стратегической: это и нерегулярные благотворительные пожертвования музеям, и помощь малоимущим, и программы, снижающие экологические риски, — вариантов множество.
Но отдельные компании, например «Роснефть», осваивают и стратегическую КСО, реализуя такие долгосрочные социальные проекты, как ипотека и санаторно-курортное лечение для своих сотрудников или жилищное строительство на условиях софинансирования муниципальных бюджетов.
5. Документы, в которых закреплена стратегия компании в области КСО:
коллективный договор — 58%;
кодекс корпоративного поведения — 29%;
этический кодекс — 22%;
отдельный документ, утвержденный высшим исполнительным органом -* 21%;
другое — 12%;
у 12% подобный специальный документ отсутствует.
6. Разнообразие в выборе подразделений, непосредственно отвечающих за реализацию стратегий в области КСО:
департамент по управлению персоналом — 59%,
все подразделения организации в рамках реализации своих функций — 39%,
департамент по связям с общественностью — 38%,
департамент по экологии и охране окружающей среды — 14%,
департамент по социальному развитию — 12%,
специально созданные межфункциональные группы — 7%,
департамент маркетинга — 6%,
департамент по социальной ответственности — 5%,
департамент по отношениям с инвесторами — 3%,
другое — 14%.
Этот результат говорит о том, что лишь в редких случаях в компаниях имеются специальные комитеты по КСО; гораздо чаще, ввиду ориентированности на определенные группы людей, проблемами социальной ответственности занимаются маркетологи, менеджеры по персоналу и специалисты по отношениям с инвесторами или же занимаются все подразделения, что, по сути, может означать отсутствие единой социальной политики организации.
Исходя из статистических данных, в процессе внедрения КСО в практику российские компании сталкиваются со следующими основными особенностями и проблемами:
отсутствием единого понимания концепции КСО и ее инновационной стороны; если рассматривать практики ведущих российский компаний в сравнении с пирамидой А. Керолла, то в их деятельности экономическая, правовая, этическая и филантропическая ответственность будет сочетаться по-разному и не всегда выполняется условие убывающей силы обязательств для данной последовательности;
отсутствием систематического, сбалансированного подхода в социально-инвестиционной деятельности; преобладание реагирующего характера КСО;
отсутствием определенности в качестве и количестве необходимой документации КСО;
отсутствием четких инструкций по поводу организации подразделения, отвечающего за реализацию КСО;
преобладанием внутренних социальных инвестиций в ущерб внешним [кор, с. 151].
- Тема 1 Эволюция концепции ксо. Объекты и субъекты ксо План
- 1. Понятие ксо. Этапы развития концепции ксо
- 2. Уровни социальной ответственности и ксо
- 3. Этапы развития концепции ксо
- 3.1. Комплексная модель ксо
- 3.2. Модель корпоративной социальной деятельности
- 3.3. Концепции стейкхолдеров
- 3.4. Концепция корпоративного гражданства и корпоративной устойчивости
- 3.5. Российские исследования в сфере ксо
- Список литературы
- Тема 2 Основы регулирования ксо План
- 1. Стандарты и отчетность в сфере ксо
- 2. Структура и содержание стандарта социальной ответственности
- 3. Принципы, проблематика и приоритеты социальной ответственности
- Список литературы
- Внутренний и внешний контекст корпоративной
- Социальной ответственности
- 1. Внутренняя корпоративная социальная ответственность
- 1.1. Основные черты и особенности внутренней корпоративной социальной ответственности
- 1.2. Видывнутренней корпоративной социальной ответственности
- 1.3. Анализ результатов реализации внутренней корпоративной социальной ответственности
- 1.4. Становление внутренней корпоративной социальной ответственности
- 1.5. Подходы и принципы составления социального пакета
- 1.6. Организация и тенденции развития внутренней социальной ответственности
- 2. Внешняя корпоративная социальная ответственность
- 2.1. Поддержка образования и науки
- 2.2. Поддержка здравоохранения
- 2.3. Поддержка культуры
- 2.4. Корпоративное волонтерство
- Список литературы
- Тема 5. Глобальная управленческая перспектива План
- 2. Повышение деловой репутации
- Список литературы