logo
лек

3. Принципы, проблематика и приоритеты социальной ответственности

Несмотря на то, что все основные темы взаимосвязаны и дополняют друг друга, природа организационного управ­ления в некоторой степени может отличаться. Эффектив­ное организационное управление дает организации воз­можность предпринимать действия относительно других основных тем и проблем и внедрять принципы КСО [кор, с. 236].

  1. Подотчетность — организации следует быть подот­четной за ее воздействие на общество и окружающую среду.

  2. Прозрачность — организации следует быть «прозрач­ной» в ее решениях и деятельности, которые оказывают воздействие на общество и окружающую среду.

3. Этичное поведение — организации следует постоянно Нести себя этично.

4. Уважение интересов заинтересованных сторон — ор- I лиизации следует уважать, учитывать и реагировать на ин- гересы ее заинтересованных сторон.

    1. Соблюдение верховенства закона — организации сле­дует принять то, что соблюдение верховенства закона обя­зательно.

    2. Соблюдение международных норм поведения — орга- мизации следует соблюдать международные нормы поведе­ния, при этом следуя принципу соблюдения верховенства икона.

    3. Соблюдение прав человека — организации следует соблюдать права человека и признавать их важность и все­общность.

В процессах реализации социальной ответственности ор­ганизации следует рассматривать основные темы как целое; т.е. ей следует рассматривать все основные темы, проблемы п их взаимосвязи, а не просто концентрироваться на реше­нии одной проблемы. Улучшения, направленные на реше­ние отдельной проблемы, не должны отражаться негативно па решении других проблем или не должны оказывать не- I агивное воздействие на жизненный цикл продукции или услуг, на заинтересованные стороны или на цепочку созда­ния добавленной стоимости.

Основные проблемы социальной ответственности, рас­сматриваемые стандартом ISO 26000:

Организационное управление.

Права человека.

Проблема 1: Должная предусмотрительность.

Проблема 2: Ситуации, связанные с риском для прав че­ловека.

Проблема 3: Избежание соучастия.

Проблема 4: Удовлетворение жалоб.

Проблема 5: Дискриминация и уязвимые группы.

Проблема 6: Гражданские и политические права.

Проблема 7: Экономические, социальные и культурные права.

Проблема 8: Основные права в сфере труда.

Трудовые практики.

Проблема 1: Наем и трудовые отношения.

Проблема 2: Условия труда и социальная защита.

Проблема 3: Социальный диалог.

Проблема 4: Охрана труда и безопасность на рабочем месте.

Проблема 5: Развитие человеческого потенциала и обу­чение на рабочем месте.

Окружающая среда.

Проблема 1: Предотвращение загрязнения. -

Проблема 2: Устойчивое ресурсопользование.

Проблема 3: Смягчение изменения климата и адаптация к нему.

Проблема 4: Защита и восстановление естественной природной среды.

Добросовестные деловые практики.

Проблема 1: Противодействие коррупции.

Проблема 2: Ответственное вовлечение в политику.

Проблема 3: Честная конкуренция.

Проблема 4: Пропаганда социальной ответственности в рамках сферы влияния.

Проблема 5: Уважение прав собственности.

Проблемы, связанные с потребителями.

Проблема 1: Честные практики маркетинга, информиро­вания и заключения договоров.

Проблема 2: Защита здоровья и безопасности потреби­телей.

Проблема 3: Устойчивое потребление.

Проблема 4: Обслуживание и поддержка пользователей и разрешение споров.

Проблема 5: Защита данных и обеспечение конфиденци­альности потребителей.

I [роблема 6: Доступ к услугам первой необходимости.

Проблема 7: Образование и повышение осведомленности.

Участие в жизни сообществ и их развитие.

Проблема 1: Участие в жизни сообществ.

Проблема 2: Образование и культура.

Проблема 3: Создание занятости и развитие навыков.

Проблема 4: Развитие технологий.

Проблема 5: Создание благосостояния и дохода.

Проблема 6: Здоровье.

Проблема 7: Социальные инвестиции.

Организации следует добросовестно и методично управ­лять своими решениями, связанными с каждой темой со­циальной ответственности и вести мониторинг воздействия в рамках ее сферы влияния с тем, чтобы минимизировать риск ущерба обществу и окружающей среде.

Организации следует стремиться к повышению полез­ного воздействия ее решений на общество и окружающую среду. При принятии решений следует учитывать ресурсы и планирование, необходимые для этих целей. Организа­ции следует подтвердить, что принципы социальной ответственности применяются в ее управлении и отражены в ее структуре и культуре.

Пересмотр процедур и процессов включат:

Очень важно осознавать, что процесс интеграции соци­альной ответственности повсеместно в организации не про­исходит одномоментно или с одинаковым темпом для всех основных тем и проблем.

Организации следует определить приоритеты для дей­ствий, основываясь на ее планах по интеграции социальной от ветственности повсеместно в организацию и ее повсед­невные практики. Приоритеты, вероятно, будут изменяться с течением времени. Организации следует вовлечь заинте­ресованные стороны в определение приоритетов.

Высокий приоритет следует отдавать проблемам и дей­ствиям, которые имеют значимое влияние на устойчивое развитие. Основа для присвоения высокого приоритета проблемам и действиям должна включать следующие фак­торы:

Порядок приоритетов будет отличаться у разных орга­низаций. Приоритеты должны пересматриваться и обнов­ляться с периодичностью, которая адекватна организации.

К внешней социальной ответственности бизнеса мож­но отнести спонсорство и корпоративную благотворитель­ность, содействие охране окружающей среде, взаимодей­ствие с местным сообществом и местной властью, готовность участвовать в кризисных ситуациях, ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных то­варов). Большинство из этих направлений не может быть реализовано простыми приказами государства, а требует более тонкого подхода к взаимодействию бизнеса и орга­нов государственной власти. Государство должно создавать стимулы для бизнеса, чтобы корпорации с большим инте­ресом относились к сфере своей социальной ответственно­сти. К таким стимулам увеличения привлекательности со­циальной ответственности относится: улучшение имиджа компании, ее репутации, популяризация компании в СМИ, реклама ее бренда, товаров, рост производительности труда, развитие персонала и возможность привлечения инвести­ционного капитала, сохранение социальной стабильности общества и налоговые льготы.

Оценка эффективности вложенных в социальные про­граммы средств является «больным вопросом»: компа­нии зачастую не имеют представления о расходовании переданных администрациям средств. В 2004 г., например, «Сибнефть» начала создавать общественные комиссии но контролю за реализацией социально благотворительных программ. Комиссии работают на общественных началах и финансируются за счет средств дочерних предприятий «Сибнефти». Компания рассматривает эти комиссии как к ременную меру, поскольку бизнес берет на себя не свой­ственную ему миссию — контроля власти.

Задача общественных комиссий — оценить эффектив­ность реализации социальных программ и контролировать целевое использования средств, выделяемых «Сибнефтью» на развитие территорий деятельности. В состав комиссий входят представители «Сибнефти», курирующие три бло­ка — социальный, строительный и финансовый, и собствен­но получатели средств — представители общественности, местных органов власти (исполнительных и представитель­ных), общественных объединений (предпринимателей, со­циально незащищенных слоев). На заседаниях комиссий определяются направления финансирования, утверждают­ся инвестиционные проекты, контролируется соблюдение конкурсных механизмов выбора подрядчиков, рассматри­ваются промежуточные отчеты подрядчиков, принимаются выполненные работы. Социальные проекты финансиру­ются поэтапно: компания перечисляет средства на первый этап работ, по завершении которого комиссия оценивает выбранного подрядчика и его эффективность, и в случае удовлетворительных результатов «Сибнефть» перечисляет следующий транш.

Формы взаимодействия организаций с властью, ко­торые позволяют решать проблемы регионов и избегать конфликтов, складываются в практике жизнедеятельности организации. Менеджмент как институт социальной от­ветственности в системе национальной экономики России находится в процессе своего становления и формирования. Под социальным институтом понимается совокупность формальных и неформальных принципов, норм, правил, ценностей, традиций, установок, регулирующих человече­скую деятельность и организующих их социальную струк­туру со своей системой статусов и функциональных ролей.

Профсоюзы РФ являются независимыми общественны­ми организациями, формируемыми по региональному или отраслевому принципу. По данным исследования в отно­шениях социальной ответственности принимают участие ЦК профсоюза АПК РФ, ЦК профсоюза работников тор­говли и общественного питания, ЦК профсоюза морского, речного рыболовного флота, Общероссийский профсоюз работников местной промышленности и коммунально-бы­товых предприятий, Совет Всероссийской конфедерации труда, Конгресс российских профсоюзов и др.

Работодатели в социальных отношениях представлены множеством юридических лиц, осуществляющих произ­водственно-хозяйственную деятельность. Координация их взаимодействия в отношениях социальной ответственно­сти проводится координационным советом работодателей Российской Федерации с участием множества обществен­ных организаций работодателей. Среди них находятся Со­юз общественных объединений предпринимателей и арен­даторов России, Союз работодателей машиностроения и атомной энергетики, Российский союз химиков, Рос­сийская ассоциация подрядных организаций в дорожном строительстве, Союз промышленников и предпринима­телей угольной промышленности, Российский автотран­спортный союз, Агропромышленный союз России, Союз судовладельцев, Союз лесопромышленников и лесоэк- спортеров России, Всероссийский союз предпринимателей малого и среднего бизнеса, Конгресс российских деловых кругов.

В структуре государственных органов управления ак­тивными центрами в вопросах социальной ответственно сти являются: Комитет по труду и социальной политике Государственной Думы, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Российская трехсторонняя ко­миссия по регулированию социально-трудовых отношений, Министерство финансов РФ.

Регулирование социально-трудовых отношений в сре­де института социальной ответственности осуществляется в формах политики оплаты труда, режима работы, условий занятости, коллективных договоров между администрацией и трудовыми коллективами (индивидуальные и коллектив­ные, соглашения), закрепляющих обязательство условий о порядке деятельности договаривающихся сторон в за­висимости от экономических возможностей организаций. Учитываются нормативные положения и законодательные акты регулирования отношений социальной ответствен­ности на уровне организаций (профессии, отрасли, терри­тории, субъекта РФ, Федерации).

На уровне администра­тивно-территориальных и муниципальных образований в составе субъектов РФ заключаются территориальные соглашения между соответствующими профессиональны­ми союзами и их объединениями, объединениями работо­дателей, органами местного самоуправления об условиях труда, социальных гарантиях и льготах, связанных с терри­ториальными особенностями города (района), администра­тивно-территориального образования.