logo
лек

1. Стандарты и отчетность в сфере ксо

В 1997 г. был разработан международный стандарт SA 8000:1997 «Социальная ответственность» (Social Accountability 8000).В этом стандарте, рассматриваются требования социальной ответственности, которые охва­тывают сферу решения следующих проблем: труд детей, принудительный труд, здоровье и безопасность, свобода объединения и право на переговоры о заключении коллек­тивного договора, дискриминация, дисциплинарные меры, рабочее время, оплата труда, системы управления.

SA 8000:1997 был направлен на регламентацию этиче­ских критериев в производстве товаров и/или услуг. Стан­дарт гарантировал, по своей сути, порядочность ведения дел в бизнесе. При разработке стандарта были использова­ны международные документы по правам человека, Между­народной организации труда и ООН:

Стандарт определял требования по социальной ответ­ственности для предоставления компаниям возможности: развивать, поддерживать и проводить в жизнь политику н процедуры с целью управления теми проблемами, кото­рые она может контролировать и на которые может ока­зывать влияние; продемонстрировать заинтересованным сторонам, что политика, процедуры и действительность находятся в соответствии с требованиями этого стандарта.

Стандарт SA 8000:1997 и его второе издание SA 8000, введенное в 2001 г., создали предпосылки для разработки МС ИСО 26000, который был опубликован 28 октября 2010 г. и с 1 ноября 2010 г. вступил в силу как Между­народный стандарт ISO 26000:2010 «Руководство по со­циальной ответственности». Проект стандарта широко обсуждался в международном сообществе, на последнем совещании (ISO/WG SR) рабочей группы в июле 2010 г. присутствовали 450 участников-экспертов и 210 наблюда­телей из 99 стран-участниц и 42 юридических организаций.

ISO 26000:2010 дает руководство для всех типов органи­заций, независимо от их размера и местоположения:

ИСО 26000:2010 предназначен помочь организаци­ям внести вклад в устойчивее развитие, предложить им не ограничиваться лишь соблюдением законодательства, признавая, что он является фундаментальной обязанностью любой организации и неотъемлемой частью ее социальной ответственности; обеспечить взаимопонимание в области социальной ответственности и дополнить другие инстру­менты и инициативы в области социальной ответственно­сти, а не заменить их.

При применении данного Международного стандарта организации рекомендуется учитывать социальное, эколо­гическое, юридическое, культурное, политическое и орга­низационное разнообразие, а также различия в экономи­ческих условиях, согласуясь при этом с международными нормами поведения.

ISO 26000 является добровольным стандартом, он не может быть использован для сертификации, также как, например, ISO 9001:2008 (менеджмент качества) и ISO 14001:2004 (экологический менеджмент).