logo
лек

1.3. Анализ результатов реализации внутренней корпоративной социальной ответственности

Наиболее полным, посвященных со­циальной деятельности бизнеса в России, является «Доклад о соци­альных инвестициях в России — 2008». Этот доклад был подготовлен Ассоциацией Менеджеров в рамках проекта Программы развития ООН по продвижению «Глобального договора» ООН. Доклад содержит анализ практик корпора­тивной социальной ответственности российских компаний, позиционируемых как лучшие.

В процессе подготовки Доклада были проведены анкет­ные опросы среди 102 компаний — лидеров КСО и углу­бленные неформальные интервью с руководителями выс­шего звена, отвечающими за реализацию КСО в этих компаниях. Среди опрошенных компаний были представле­ны в большинстве своем те, которые имели валовый объем продаж свыше 1 млрд руб., вне зависимости от отраслевой принадлежности. При этом на долю сферы услуг пришлось 38% компаний, на долю сырьевого сектора — 33%, на до­лю отраслей перерабатывающей промышленности — 29%. Активнее ответственность проявляется, когда она касается персонала собственного предприятия, и подобная диспро­порция между внутренними и внешними социальными ин­вестициями за последние годы только увеличивается.

1. Первый вывод, который можно сделать на основе анализа практики корпоративной социальной от­ветственности в России — в нашей стране преобладает вну­тренняя КСО.

2. Первыми критериями оценки социальных инвестиций в России стали количественный и качественный индексы, рассчитанные по агрегированным показателям для всех компаний.

Количественный индекс рассчитывался по трем разно­видностям: как величина социальных инвестиций, прихо­дящаяся на одного работника; как отношение социальных инвестиций к валовому объему продаж и как удельный вес социальных инвестиций в балансовой прибыли.

Социальные инвестиции в данном контексте — мате­риальные, технологические, управленческие, финансовые и иные ресурсы компании, направляемые на реализацию корпоративных социальных программ, осуществление ко­торых в стратегическом отношении предполагает получе­ние компанией определенного экономического эффекта.

При этом суммарные результаты по всем фирмам были соответственно: социальные инвестиции на одного работ­ника — 54,3 тыс. руб., отношение социальных инвестиций к валовому объему продаж — 3,76%, удельный вес инвести­ций в балансовой прибыли — 6,25%.

Качественный индекс социальных инвестиций показы­вает, каким образом процесс социального инвестирования выстраивается внутри компании, и рассчитывается на ос­нове тринадцати индикаторов, сведенных в три группы: институциональное оформление стратегии КСО (имеется в наличии у 87% опрошенных компаний), систему учета социальных мероприятий (реализуется у 52% компаний), и комплексность осуществляемых мероприятий (положи­тельно оценена у 64% компаний).

На основе приведенных данных можно утверждать, что в случае с социальной ответственностью российский биз­нес столкнулся с типично российской проблемой: докумен­тальное, формальное сопровождение социальных программ опережает как их реализацию, так и контрольно-учетные мероприятия.

3. Структура корпо­ративных социальных инвестиций. Они могут быть как внутренними для организации, так и внешними. В России преобладание внутренних социальных инве­стиций носит устойчивый характер, а инве­стиции, связанные с добросовестной деловой практикой и направленные на взаимодействие с потребителями и де­ловыми партнерами, пока не получают должного развития, т.к. первые более эффективны экономически (бы­стрее окупается).

4. В ходе исследования российские компании продемон­стрировали отсутствие единого понимания сущности КСО, и, как следствие, значительное разнообразие практических видов КСО.

Большинство компаний придерживаются обобщен­ных подходов, ориентированных на актуальные докумен­ты международных и российских организаций, таких как Глобальная инициатива по отчетности, Глобальный дого­вор ООН, Социальная хартия российского бизнеса РСПП и Позиция Комитета Ассоциации Менеджеров по корпора­тивной ответственности и других.

КСО в России носит как стратегический, так и реагиру­ющий характер. Такую модель, в которой выделяются два направления участия корпорации в жизни социума, создали М. Портер и М. Креймер. Если стратегическому направле­нию присущи дальновидность, долгосрочные перспективы, социальные инвестиции, улучшающие конкурентное по­ложение фирмы, то реагирующее направление — это прак- шка, направленная на покрытие общественных издержек, поддерживающая репутацию фирмы в краткосрочной пер­спективе.

Проведенное исследование показало, что реагирующая КСО все-таки преобладает в отечественном бизнесе по от­ношению к стратегической: это и нерегулярные благотво­рительные пожертвования музеям, и помощь малоимущим, и программы, снижающие экологические риски, — вариан­тов множество.

Но отдельные компании, например «Роснефть», осваи­вают и стратегическую КСО, реализуя такие долгосрочные социальные проекты, как ипотека и санаторно-курортное лечение для своих сотрудников или жилищное строитель­ство на условиях софинансирования муниципальных бюд­жетов.

5. Документы, в которых закреплена стратегия ком­пании в области КСО:

6. Разнообразие в выборе подразделений, непосредственно от­вечающих за реализацию стратегий в области КСО:

Этот результат говорит о том, что лишь в редких случа­ях в компаниях имеются специальные комитеты по КСО; гораздо чаще, ввиду ориентированности на определенные группы людей, проблемами социальной ответственности занимаются маркетологи, менеджеры по персоналу и спе­циалисты по отношениям с инвесторами или же занимают­ся все подразделения, что, по сути, может означать отсут­ствие единой социальной политики организации.

Исходя из статистических данных, в про­цессе внедрения КСО в практику российские компании сталкиваются со следующими основными особенностями и проблемами:

  1. отсутствием единого понимания концепции КСО и ее инновационной стороны; если рассматривать практики ведущих российский компаний в сравнении с пирамидой А. Керолла, то в их деятельности экономическая, правовая, этическая и филантропическая ответственность будет соче­таться по-разному и не всегда выполняется условие убыва­ющей силы обязательств для данной последовательности;

  2. отсутствием систематического, сбалансированного подхода в социально-инвестиционной деятельности; пре­обладание реагирующего характера КСО;

  3. отсутствием определенности в качестве и количестве необходимой документации КСО;

  4. отсутствием четких инструкций по поводу организа­ции подразделения, отвечающего за реализацию КСО;

  5. преобладанием внутренних социальных инвестиций в ущерб внешним [кор, с. 151].