2.4. Корпоративное волонтерство
Некоторые крупные российские компании активно демонстрируют приверженность требованиям внешней социальной ответственности.
Корпоративное волонтерство традиционно является частью внешней корпоративной социальной ответственности бизнеса во всем мире. Однако в России до недавнего времени оказание помощи социально-незащищенным группам осуществлялось, преимущественно, в виде материальных пожертвований бизнеса. Это важная и нужная работа, но корпоративное волонтерство является более адресным и эффективным способом решения значимых проблем общества.
С 2009 г. в компании «Эльдорадо» принята Политика корпоративного волонтерства. Ее задача — упорядочить и систематизировать волонтерские инициативы, получившие в прошедшем году распространение во всех регионах деятельности компании. Наличие Политики не ставит перед собой цель формализации волонтерских инициатив. Политика нужна для того, чтобы подсказать сотрудникам способы решения проблем конкретных людей в тех местах, где они живут и работают.
Корпоративное волонтерство является частью корпоративной культуры и предполагает добровольную деятельность работников на благо общества при поддержке и поощрении со стороны компании [кор, с. 246]. Волонтеры — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда [кор, с. 385].
Добровольчество является не просто добрым делом, оно позволяет сотрудникам участвовать в решении общественных задач, внося свой вклад в решение проблем региона. Благодаря корпоративному волонтерству «Эльдорадо» укрепляет свою репутацию в регионах присутствия как социально ответственная компания.
Стимулируя своих сотрудников принимать личное участие в решении социально значимых проблем в регионах деятельности, «Эльдорадо» способствует формированию чувства личной ответственности и стремления участвовать в общественных событиях.
Одной из форм поддержки является организация внутрикорпоративного конкурса по выявлению самого значимого проекта в сфере корпоративной социальной ответственности и выбор «Самого социально ответственного региона».
Приведенные примеры можно многократно повторять, и, это свидетельствует о повороте в мировоззрении бизнес- элиты от настроений временщиков, стремящихся урвать сейчас как можно больше, без всякого разглядывания будущего, к принципам рачительного ведения хозяйствования, ответственности за улучшение общественного окружения.
Исследования ВЦИЭСТ зафиксировали, что более 70% отечественных фирм жертвуют деньги на благотворительность. Ежегодно бизнес страны тратит на социальные проекты около 150 млрд руб. По некоторым данным, отечественные компании выделяют сегодня на благотворительную деятельность в среднем 17% своей прибыли, в то время как западные — 2-3%. В эффектности некоторых социальных инвестиций, благотворительных акций и прочих форм социального партнерства сомнения нет. Но насколько они эффективны? Решают ли эти траты финансовых и прочих ресурсов реальные социальные проблемы? Что они приносят самому бизнесу?
Опросы населения показывают, что россияне ждут от бизнеса:
создания новых рабочих мест (65%),
предоставления дополнительного «социального пакета» работникам своих предприятий (33%),
участия в строительстве городских социальных объектов (24%),
благоустройстве городов, поселков (19%) [кор, с. 246].
Раздачи денег от бизнеса не ждут. Россияне хотят от бизнеса существенных усилий в социальной сфере.
И результаты опроса, проведенного Лабораторией социальных технологий МАМ, убедительно демонстрируют абсолютную адекватность этим ожиданиям, понимание ( )течественным малым и средним бизнесом, как сути самой проблемы, так и перспектив ее решения.
Главной социальной проблемой современной России бизнес видит:
(40%) — бедность населения, включая необеспеченность и беззащитность ветеранов,
11% связывает главные социальные проблемы с детьми и молодежью,
10% — с экологией [кор, с. 247].
ЖКХ и наркомания, по мнению бизнеса — проблемы производные, зависимые от решения главной.
В свете сказанного выше, становится веским и обоснованным понимание бизнесом социальных инвестиций. 30% понимает их как вложения в общество, в котором мы живем, 28% — как социальную политику компании. 26% пока еще продолжает понимать социальные инвестиции как благотворительность, но зато уже только 1% связывает их с PR и никто — с давлением со стороны органов власти. Иначе говоря, отечественный бизнес понимает социальные инвестиции как собственный свободный и ответственный выбор.
Показательно и то, что востребованность оценки эффективности социальных инвестиций деловое сообщество связывает не с только с органами власти (14%), экспертами по социальной политике (5%) или даже пиарщиками (5%) и журналистами (1%)! Подавляющее большинство считает, что такая оценка необходима населению (20%) и самому бизнесу его учредителям и менеджерам (26%). В этой связи следует признать, что бизнес понимает свою роль в обществе и готов к прямому диалогу и партнерству с ним.
Более того, 30% считает, что социальные инвестиции необходимы бизнесу как средство коммуникации с органами власти и местной общественностью, 15% связывают с ними возможности расширения рынка, а 20% — видят в социальных инвестициях эффективное средство достижения конкурентных преимуществ и роста капитализации. И только 2% «говорят, что это выгодно».
Все вышеизложенное подтверждает и интерес бизнеса к конкретным технологиям и видам социальной ответственности. Только 5% интересует общая информация о социальных инвестициях. Но практически поровну (от 15% до 20%) распределился интерес к методике оценки эффективности социальных программ, выбору оптимального направления социальных инвестиций, в том числе — социальных инвестиций в развитие человеческого капитала и т.д.
- Тема 1 Эволюция концепции ксо. Объекты и субъекты ксо План
- 1. Понятие ксо. Этапы развития концепции ксо
- 2. Уровни социальной ответственности и ксо
- 3. Этапы развития концепции ксо
- 3.1. Комплексная модель ксо
- 3.2. Модель корпоративной социальной деятельности
- 3.3. Концепции стейкхолдеров
- 3.4. Концепция корпоративного гражданства и корпоративной устойчивости
- 3.5. Российские исследования в сфере ксо
- Список литературы
- Тема 2 Основы регулирования ксо План
- 1. Стандарты и отчетность в сфере ксо
- 2. Структура и содержание стандарта социальной ответственности
- 3. Принципы, проблематика и приоритеты социальной ответственности
- Список литературы
- Внутренний и внешний контекст корпоративной
- Социальной ответственности
- 1. Внутренняя корпоративная социальная ответственность
- 1.1. Основные черты и особенности внутренней корпоративной социальной ответственности
- 1.2. Видывнутренней корпоративной социальной ответственности
- 1.3. Анализ результатов реализации внутренней корпоративной социальной ответственности
- 1.4. Становление внутренней корпоративной социальной ответственности
- 1.5. Подходы и принципы составления социального пакета
- 1.6. Организация и тенденции развития внутренней социальной ответственности
- 2. Внешняя корпоративная социальная ответственность
- 2.1. Поддержка образования и науки
- 2.2. Поддержка здравоохранения
- 2.3. Поддержка культуры
- 2.4. Корпоративное волонтерство
- Список литературы
- Тема 5. Глобальная управленческая перспектива План
- 2. Повышение деловой репутации
- Список литературы