logo
лек

1.4. Становление внутренней корпоративной социальной ответственности

За последние 20 лет подход к социальной ответственно­сти бизнеса в России кардинально изменился: государство постепенно освобождается от своих социальных обяза­тельств и перекладывает их на частные предприятия. Об­ратной стороной такого процесса является увеличение со­циальной дифференциации населения.

С началом перестройки социальная инфраструктура российских предприятий менялась следующим образом:

К сожалению, в России ситуация с социальным обе­спечением работающего населения продолжает оставаться сложной. По данным Федеральной службы государствен­ной статистики РФ, 39,1% работников работают в усло­виях, не отвечающих гигиеническим нормативам труда. 68,7% работников получают заработную плату на уровне от 1 до 4 прожиточных минимумов, а 10,4% — ниже прожи­точного минимума [] . Это свидетельствует о низком уровне официальных доходов российского населения и высоком уровне бедности [дубовец].

Актуальность КСО для российских организаций объяс­няется причинами.

  1. Международная взаимозависимость экономических отношений, которая требует нового мышления, переноса западного опыта КСО на российскую почву.

  2. Изменение ожиданий и системы ценностей населе­ния РФ. Несмотря на известную терпеливость российско­го народа, со стороны работников, особенно квалифици­рованных, растут запросы не только к заработной плате, но и к условиям труда и отдыха, безопасности и т.п.

  3. Растущее расслоение общества, большая доля бед­ного населения. Чтобы избежать социальных потрясений, государство и бизнес заинтересованы поддерживать трудя­щееся население через социальные программы.

  4. Неразвитость гражданского общества в России, не­значительная роль политических партий, общественных, профсоюзных, религиозных организаций. В связи с этим бизнес вынужден брать на себя значительную долю ответ­ственности за развитие социума [кор, с. 160].

Особенности современной внутренней КСО в России:

Анализ практики реализации корпоративных социаль­ных программ российскими компаниями показывает, что несмотря на молодость российского бизнеса, развитие КСО становится тенденцией, а комплекс отдельных социальных программ уже реализуют средние и мелкие предприятия.

Торгово-промышленная палата РФ выпускает ежегод­ный сборник «Социально-ответственный бизнес в Рос­сии — опыт лучших компаний». В сборнике представлены предприятия всех отраслей и регионов Российской Феде­рации, в том числе малый и средний бизнес. Правитель­ство РФ с 2000 г. проводит ежегодный Всероссийский конкурс «Российская организация высокой социальной ответственности». По результатам конкурса не только на­граждаются победители, но и распространяется передовой опыт социальной поддержки персонала.