1. Понятие ксо. Этапы развития концепции ксо
В условиях рыночной экономики чрезвычайно большое значение приобретает социальная ответственность бизнеса. Она должна проявляться в основных принципах менеджмента и является фактором его эффективности. В этом случае рыночная экономика может быть действительно социально ориентированной.
Реализация социальной ответственности возможна лишь тогда, когда она не просто декларируется, но входит в организацию менеджмента как мотивационный и ограничительный фактор, как средство достижения успеха и критерий оценки бизнеса.
Сущность ответственности проявляется в том, что она представляет собой понимание, осознание и учет последствий деятельности по критериям ее необходимости и эффективности, возможности порицания или поощрения.
Рис. 1. Содержание понятия ответственность
Ответственность сопровождает каждое управленческое решение и определенным образом характеризует его качество, статус и роль в процессах менеджмента. Ответственность — фундамент деловой дисциплины и элемент культуры организации.
Ответственность отражает одно из качеств поведения человека — психологическое восприятие им окружающей действительности. Каждый человек оценивает оценивает возможные отрицательные последствия и старается их избежать. Видение таких последствий находит свое отражение в понимании ответственности, которая ограничивает или направляет его деятельность. В некоторых случаях она характеризует риск, на который может пойти человек, учитывающий цели своей деятельности. Снижение ответственности или безответственность часто способствует принятию таких решений, которые могут быть опасными для человека и привести к отрицательным последствиям. Таким образом, ответственность характеризует мотивы, ограничения и риск деятельности человека. Учет этих факторов зависит от характера человека, его психологии, опыта, знаний, социального положения.
В группе ответственность она отражает, с одной стороны, совокупность господствующих установок и ценностей, с другой — тип организации совместной деятельности и управления. Проявление ответственности зависит от сочетания социально-психологических факторов функционирования коллектива и организационных факторов, реализуемых в процессах управления.
Ответственность должна быть соответствующим образом организована. В основе ее организации лежит система, под которой можно понимать совокупность взаимосвязанных видов ответственности, представляющих собой целостное образование.
От системы ответственности не могут не зависеть пути достижения цели и тенденции движения к ней. Ведь ответственность характеризует степень организованности деятельности, минимальные отклонения, а следовательно, и темпы развития. Из этих факторов складывается эффективность менеджмента, в них она находит свое реальное отражение.
В каждой организации могут быть определяющими в ее функционировании те или иные интересы и ценности. Они проявляются в приоритетах, деловых и не деловых отношениях между людьми, в выделении главного и второстепенного.
Система интересов и ценностей не может не накладывать отпечаток на систему ответственности, как в формальном ее существовании, так и в неформальном проявлении, поэтому при построении системы ответственности надо учитывать господствующие в организации интересы и ценности.
Существует множество различных типов ответственности. Каждый из них проявляется реально в практике менеджмента. Каждый из них обладает определенной особенностью, определяющей возможности, условия, границы и эффективность его практического использования.
Типология ответственности (типы ответственности) включает:
социально-психологическая;
экономическая;
организационная [кор, с. 30].
Все другие типы характеризуют их формы.
Действительно, экономическая ответственность может быть индивидуальной и коллективной (корпоративной), значительной и незначительной; социально-психологическая ответственность может быть явной и скрытой, индивидуальной и коллективной и т.д. Аналогичные рассуждения можно сделать и по поводу организационной ответственности.
Социально-психологическая ответственность построена на социально-психологических нормах деятельности человека и коллектива: этика взаимоотношений, чувство долга, патриотизм, взаимоуважение, дисциплина и др. Она может быть формальной и неформальной. Неформальная ответственность проявляется как угрызения совести, чувство неудовлетворенности, переживания. Формальная социально- психологическая ответственность проявляется в факторах карьерного роста, упреках со стороны руководства, объявленных замечаниях, усилении дисциплинарного контроля.
Экономическая ответственность имеет конкретные экономические параметры. Она может выражаться в убытках, упущенной выгоде, нецелевом использовании экономических средств, низкой экономической эффективности, высоких издержках экономических средств, неоправданных расходах, присвоении денежных средств и др. Экономическую ответственность, как правило, несут лица, принимающие решения. Но она может распространяться и на различные категории персонала менеджмента, отражать полномочия и функции работников различных должностей.
Организационная ответственность весьма близка формальной социально-психологической ответственности. Она всегда имеет вполне определенную организационную форму: выговор, отстранение от должности, изменение организационного статуса, увольнение.
Рис. 2. Типы ответственности
Корпоративная социальная ответственность (КСО) — реализация интересов компании (корпорации) посредством обеспечения социального развития ее коллектива и участия в развитии общества [кор, с. 30].
Понятие КСО включает:
ответственность организации перед партнерами;
социальные аспекты взаимодействия с поставщиками и покупателями продукции и услуг;
корпоративное развитие — проведение реструктуризации и организационных изменений с участием представителей высшего менеджмента компаний, персонала и общественных организаций;
здоровье и безопасность персонала на рабочем месте;
ответственную политику в отношении работников, управление развитием персонала;
экологическую ответственность, экологическую политику и использование природных ресурсов;
взаимодействие с местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями для решения общих социальных проблем;
ответственность организации перед обществом в целом.
Субъект КСО — организация, выполняющая различные социальные роли [кор, с. 103].
Объектами КСО являются: экология, демография, безопасность, здоровье, образование, культура, наука, информация, отдых. Эти области развития человека и общества нуждаются в поддержке со стороны бизнеса, поддержке, прежде всего экономической, а также политической, организационной.
Ответственность обладает следующими характеристиками.
Во-первых, это, конечно, типологическая принадлежность ответственности. При этом следует иметь в виду, что она проявляется в сочетании различных типов, а не только в принадлежности к одному из вышеперечисленных. Искусство реализации ответственности в процессах менеджмента и состоит в построении этого сочетания.
Во-вторых, можно назвать такую характеристику, как мера ответственности. Она отражает степень порицания, поощрения, силу наказания или одобрения результатов работы. Здесь необходимо иметь в виду, что ответственность в менеджменте выступает не только как фактор сдерживания или ограничения, но и как фактор мотивации.
В-третьих, ответственность обладает такой характеристикой, как адресность. Кому она предназначена, кто и как должен ее учитывать.
В-четвертых, всякая ответственность обладает определенной организационной формой реализации, которая закрепляется в положениях, инструкциях, договорах, контрактах и т.д.
В-пятых, ответственность может иметь условный характер. Это значит, что она может действовать при определенных условиях, установленных заранее.
В-шестых, ответственность характеризует также источник ее реализации. Для внутренней организации деятельности — это уровень системы менеджмента, в соответствии с распределением полномочий. Для внешних отношений — организации, указанные в контракте или договоре, а также государственные органы регулирования.
В-седьмых, ответственность обладает временными характеристиками.Всегда существует время ее наступления и реализации. Более того, ответственность может изменяться во времени — ослабевать или усугубляться. Это может происходить при изменении ситуаций, условий, потребностей, организационных положений.
Система ответственности — это совокупность взаимос- и.манных действий по реализации ответственности в организации и в ее внешнем окружении.
Построение системы ответственности включает:
распределение ответственности по ее объектам (звеньям системы менеджмента),
дифференциацию по типам и характеристикам, определение целевых установок реализации ответственности,
установление уровней или меры ответственности,
организационно-документальное оформление oтветствеиности [кор, с. 35].
Механизм реализации ответственности — это совокупность средств обеспечения ответственности в деятельности человека и коллектива.
Отличительные черты корпоративной формы управления:
ограниченная ответственность акционеров за результаты деятельности
обособленное управление корпорацией от ее владельцев [кор, с. 45].
- Тема 1 Эволюция концепции ксо. Объекты и субъекты ксо План
- 1. Понятие ксо. Этапы развития концепции ксо
- 2. Уровни социальной ответственности и ксо
- 3. Этапы развития концепции ксо
- 3.1. Комплексная модель ксо
- 3.2. Модель корпоративной социальной деятельности
- 3.3. Концепции стейкхолдеров
- 3.4. Концепция корпоративного гражданства и корпоративной устойчивости
- 3.5. Российские исследования в сфере ксо
- Список литературы
- Тема 2 Основы регулирования ксо План
- 1. Стандарты и отчетность в сфере ксо
- 2. Структура и содержание стандарта социальной ответственности
- 3. Принципы, проблематика и приоритеты социальной ответственности
- Список литературы
- Внутренний и внешний контекст корпоративной
- Социальной ответственности
- 1. Внутренняя корпоративная социальная ответственность
- 1.1. Основные черты и особенности внутренней корпоративной социальной ответственности
- 1.2. Видывнутренней корпоративной социальной ответственности
- 1.3. Анализ результатов реализации внутренней корпоративной социальной ответственности
- 1.4. Становление внутренней корпоративной социальной ответственности
- 1.5. Подходы и принципы составления социального пакета
- 1.6. Организация и тенденции развития внутренней социальной ответственности
- 2. Внешняя корпоративная социальная ответственность
- 2.1. Поддержка образования и науки
- 2.2. Поддержка здравоохранения
- 2.3. Поддержка культуры
- 2.4. Корпоративное волонтерство
- Список литературы
- Тема 5. Глобальная управленческая перспектива План
- 2. Повышение деловой репутации
- Список литературы