logo search
Menedzhment_otvety_na_ekzamen

Экономический кризис

Экономический кризис проявляется в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги. В построенной на конкуренции экономике посредством кризиса происходит массовая селекция эффективных собственников.Кризис может обновить идеологические, политические условия, элиты и др.

Кризисом можно назвать ситуацию, когда:

Финансовый кризис

К резкому падению курсов финансовых активов зачастую приводит «перегрев экономики» — ситуация, когда рост фиктивного капитала значительно опережает рост капитала реального. Переоценка стратегий сбережения и связанный с нею кризис ликвидности происходит лавинообразно, вынуждая прибегать к санации в масштабах всей экономики.

Энергетический кризис

Ограниченность ресурсов, повышение технологической сложности разработки новых месторождений, рост рисков вызывают повышение цен на топливо и энергию. «Проклятие ресурсов» в связи с отрицательным эффектом масштаба при добыче полезных ископаемых вызывает крайне негативные последствия при резком падении цен на основные статьи экспорта стран-«сырьевых придатков».

Социально-демографический кризис

Вымирание вследствие недостаточного воспроизводства может быть вызвано многими факторами.

Военно-политический кризис

Ситуация, когда нарушен баланс сил в стране или регионе и оппоненты обостряют конфликт, надеясь улучшить собственное положение.

Психологический кризис

Происходящие в психике процессы, связанные с необходимостью изменения модели поведения.

Философия кризиса

Резкие социальные трансформации вызывают утрату традиций и мысли о бессмысленности бытия, что приводит к появлению эсхатологических мифов.

Экологический кризис

Потеря гомеостаза значительной частью экосистемы. Ведёт к исчезновению отдельных видов. Может иметь антропогенную природу.

Ситуационный подход применяется в кризисных ситуациях. Ситуационный подход (конкретный подход) рассматривает конкретную ситуацию как основу для применения возможных методов управления. Наиболее эффективен тот метод, который в большей степени соответствует данной управленческой ситуации

Вклад:

  1. Дайте сравнительную характеристику линейной и функциональной организационных структур управления.

Линейная

Функциональная

Линейная структура основана на принципе единоначалия.

Каждый элемент структуры может получать распоряжения только от одного вышестоящего по отношению к нему органа. И соответственно может отдавать распоряжения только определенным нижестоящим по отношению к нему подразделениям.

Данная структура предполагает четкое распределение компетенции и ответственности между подразделениями и уровнями иерархии. Данная структура управления хороша для небольших банков.

«+»:

1) Единство и четкость распорядительства

2) Согласованность действий исполнителей

3) Простота управления (Один канал связи)

4) Четко выраженная ответственность

5) Оперативность в принятии решений

6) Личная ответственность руководителя за конечные результаты деятель­ности своего подразделения

«-»:

1) Высокие тре­бования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечивать эффективное руководство по всем функциям управления

2) Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решения

3) Перегрузка информацией, множество контактов с подчиненными, вышестоящими и сменными структурами

4) Затруднительные связи между инстанциями

5) Концентрация власти в управляющей верхушке

Она создается в результате объединения аналогичных производственных и хозяйст­венных функций. Внимание уделяется: эффективному выполнению функций внутри подразделений, а не обеспечению конечного результата.

Важнейшие функциональные блоки компании — это отделы производства, маркетинга, финансов.

Применима в тех орга­низациях, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру продукции, действуют в стабильных внешних условиях, для обес­печения всего функционирования требуют решения стандартных управленческих задач.

«+»:

1) Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций

2) Освобождение линейных менеджеров от решения специальных вопросов

3) Стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов

4) Исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций

5) Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.

«-»

1) Чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений

2) Трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами

3) Появление тенденций чрезмерной централизации

4) Длительная процедура принятия решения

5) Относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.

  1. Дайте сравнительную характеристику дивизиональной и матричной организационных структур управления.

Дивизиональная

Матричная

Деление орга­низации на блоки происходит:

а) по видам товаров и услуг

б) по группам покупателей

в) по географическим регионам

Основной структурный элемент: полностью автономная в хозяйственном отношении производственное отделение, выпускающее определенный вид продукции. На эти отделения возлагается вся ответственность за разработку, производство, сбыт более или менее однородной продукции. В них формируется аппарат управления и производственные подразделения.

«+»

она обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями;

обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении предприятия по сравнению с линейной и линейно - штабной;

более тесная связь производства с потребителями.

«-»

1) Отсутсвие у подразделений согласованных целей и единства действий. В результате процесс управления остается плохо скоординированным

2) Дублирование управленческих функций, что приводит к росту административного персонала и расходов на его содержание

3) Излишняя сосредоточенность руководства на решении текущих хозяйст­венных проблем, отсутствие должного внимания к научным исследованиям и разработкам, их внедрению в практику.

Она эффективна там, где производство слабо подвержено колебаниям рыночной конъюнктуры и мало зависит от технологических нововведений.

Образуется путем наложения проектной на постоянную для орга­низации функциональную структуру

Члены проектной группы подчиняются руководителю проекта и руководителям функциональных отделов, где работают постоянно. Руководители проектов отвечают в целом за интеграцию всех видов дея­тельности и ресурсов относящихся к данному проекту. Руководители функциональных отделов решают, где и как должна быть сделана та или иная работа.

«+»

1) лучшая ориентация на проектные (или программные) цели и спрос;

2) более эффективное текущее управление, возможность снижения расходов и повышения эффективности использования ресурсов;

3) более гибкое и эффективное использование персонала организации, специальных знаний и компетентности сотрудников;

4) относительная автономность проектных групп или программных комитетов способствует развитию у работников навыков принятия решений, управленческой культуры, профессиональных навыков;

5) улучшение контроля над отдельными задачами проекта или целевой программы

6) любая работа организационно оформляется, назначается одно лицо - "хозяин" процесса, служащее центром сосредоточения всех вопросов, касающихся проекта или целевой программы;

7) сокращается время реакции на нужды проекта или программы, т. к. созданы горизонтальные коммуникации и единый центр принятия решений.

«-»

1) трудность установления четкой ответственности за работу по заданию подразделения и по заданию проекта или программы (следствие двойного подчинения);

необходимость постоянного контроля над соотношением ресурсов, выделяемых подразделениям и программам или проектам;

2) высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам работников, работающих в группах, необходимость их обучения;

3) частые конфликтные ситуации между руководителями подразделений и проектов или программ;

4) возможность нарушения правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях, из-за оторванности сотрудников, участвующих в проекте или программе, от своих подразделений.

дает хороший эффект в организациях с достаточно высоким уровнем корпоративной культуры и квалификации сотрудников, в противном случае возможна дезорганизация управления