logo search
УМК УК исправленный

6.2. Организация работ по созданию и внедрению смк

Для успешного создания СМК необходимо иметь организационные, ресурсные, методические и социально-психологические условия.

Создание СМК целесообразно рассматривать как проект, то есть уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных и контролируемых действий, предпринятый для достижения определенной цели.

Создание системы должно соответствовать конкретным требованиям, вклю­чающим ограничения по срокам и ресурсам. Придание созданию системы проектно-ориентированного характера позволяет обеспечить надлежащую эффективность этих работ путем концентрации усилий на достижении конкретных промежу­точных (поэтапных) и конечных целей, а также наилучшего использования ре­сурсов.

Как отмечено в стандарте ISO 9001:2000, «для создания СМК требуется стра­тегическое решение организации». Принятие такого решения высшим руко­водством организации является первым шагом при создании СМК. Этим реше­нием должен быть назначен представитель высшего руководства, ответственный за создание СМК. Он создает команду из представителей различных подраз­делений, принимает решение о привлечении сторонних консультантов, и эта группа разрабатывает план создания СМК в организации. Этот план по форме может иметь вид описания процесса.

Данное решение оформляется в виде приказа генерального директора. В при­казе может содержаться информация о рабочей группе, разрабатывающей план создания СМК, ресурсах, сроках его подготовки.

Основные этапы создания СМК рассмотрим на примере машиностроительного предприятия:

  1. Обеспечение участников работ стандартами и другими документами;

  2. Обучение персонала;

  3. Диагностирование действующей СМК;

  4. Определение области действия новой СМК в организации;

  5. Установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;

  6. Разработка документа «Миссия, видение и стратегический план развития»;

  7. Разработка документов «Политика в области качества», «Цели в области качества» и др.;

  8. Разработка системы идентификации процессов организации;

  9. Установление основных бизнес–процессов (БП) организации и поддерживающих процессов (ПП) (управленческого, аналитического характера и обеспечения ресурсами), назначение владельцев и руководителей процессов и подпроцессов, определение целей процессов;

  10. Разработка схемы БП организации с указанием их последовательности и взаимодействия;

  11. Создание команд для каждого БП и ПП во главе с его владельцем для разработки методов управления, улучшения процесса и его документирования;

  12. Установление методов управления и улучшения БП и ПП, ресурсов для достижения целей в области качества, разработка документации БП и ПП;

  13. Обеспечение БП и ПП ресурсам для достижения целей в области качества;

  14. Составление перечня документов методического характера, необходимых для осуществления БП и ПП, выбор ответственных за их подготовку, создание плана их разработки или модернизации;

  15. Разработка документов СМК методического характера;

  16. Разработка Руководства по качеству;

  17. Создание отдела системы качества с функциями внутреннего аудита;

  18. Разработка плана внедрения СМК;

  19. Внедрение СМК;

  20. Приемка СМК, подготовка предложений о ее сертификации.

Приемка СМК производится после некоторого периода ее стабильного функционирования (2-6 месяцев) по результатам внутреннего аудита и анализа комплексных показателей эффективности организации. Одним из наиболее информативных показателей является рост продаж на 1 работника за какой-то период (месяц, квартал, год). Общий срок создания и внедрения СМК в зависимости от масштаба организации, ее технического и финансового состояния составляет 1-3 года.

После приемки СМК руководством организации может быть принято решение о ее сертификации.