43. Система управл-я качеством: понятия, ф-ии и модели
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ — совокупность взаимосвязанных элементов (целей, функций, организационных структур управления, методов управления, кадров управления и др.) управляющей подсистемы системы качества, взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств для
достижения главной и основных целей деятельности предприятия в области качества (продукции, услуг, процесса). Система управления качеством характеризуется целостностью и упорядоченностью элементов и подсистем, отражающих особенности объекта управления качеством.
Философия качества-Total quality management (TQM) - (Концепция всеобщего управления качеством) - это система действий, направленных на достижение удовлетворения требований и ожиданий потребителей (клиентов), рост возможностей и удовлетворенности работников и на этой основе достижение более высоких и долговременные доходов компании.
Современная модель системы менеджмента качества предприятия Основывается на международных стандартах ИСО серии 9000: 2000. Предполагает сертификацию соответствия в органах по сертификации систем качества.
Международные стандарты ИСО серии 9000:2000 включают:
ИСО 9000:2000 - словарь терминов и определений
ИСО 9001:2000 - стандарт на систему менеджмента качества
ИСО 9004:2000 - рекомендации по внедрению и улучшению системы менеджмента качества
Междунар стандарты ИСО 9000 были созданы в 1987(Кросби, Джуран, Деминг). В 1990-х ИСО были пересмотрены и дополнены.
Система кач-ва предст собой совок-ть орг. структуры, ответственности, процедур, процессов и рес-в, обеспечивающих осущ-е общего руков-ва кач-вом, и базир-ся на след ведущих направлениях:
Обеспечение кач-ва - совок-ть планируемых и систематически проводимых мероприятий, необх. для создания уверенности у потреб. в том, что продукция или услуга удовол-т опред. требованиям кач-ва.
Управление кач-вом включ. деят. и методы оперативного хар-ра.
Улучшение кач-ва – пост. дест-ть, направл. на повышение технич. ур. продукции, кач-ва ее изготовления и совершенствование элементов пр-ва и системы кач-ва. Это: маркетинг, поиски и изучение рынка; проктир. и разраб. технич. решений; мат-технич. снабжение; подготовка и разраб. технич. требований; пр-во; контроль, проведение испытаний и обследований; упаковка и хранение; реализация и распред-е; монтаж и эксплуат.; технич. помощь в обслуж.; утилизация после использ.
Система управления качеством продукции включает следующие функции:
1. Функции стратегического, тактического и оперативного управления.
2.Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные.
3. Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции.
4. Функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.
Стратегические функции включают: -прогнозирование и анализ базовых показателей качества; -определение направлений проектных и конструкторских работ; -анализ достигнутых -результатов качества производства; -анализ информации о рекламациях; -анализ информации о потребительском спросе.
Тактические функции: -управление сферой производства; -поддержание на уровне заданных --показателей качества; -взаимодействие с управляемыми объектами и внешней средой.
Модели систем управления качеством:
– TQM (Total QualITy Management) – Всеобщее управление качеством. Под Всеобщим контролем качества Фейгенбаум понимал такую систему, которая позволяла решать проблему качества продукции, и ее цены в зависимости от выгоды потребителей, производителей и дистрибьютеров. Фейгенбаум предложил рассматривать качество не как конечный результат производства изделия, а на каждом этапе его создания. Согласно данной концепции, модель Всеобщего контроля качества выглядела следующим образом:
7 факторов Всеобщего качества:
Ориентация на потребителя.
Ориентация на процесс и его результаты.
Управление участием в работе и ответственностью.
Непрерывное совершенствование.
Проблемы, зависящие от работников, должны составлять не более 20 %.
Проведение измерений.
Командная организация работ по улучшению качества (постоянно действующие сквозные функциональные Советы).
– кружки качества (QualITy Сircle). Сегодняшние Кружки качества - это добровольные объединения работников организаций различного уровня и разных областей деятельности, собирающиеся в свободное от работы время с целью поиска мероприятий по совершенствованию качества. Обычно такие кружки имеют свои девизы («Думай о качестве ежеминутно», «Качество решает судьбу фирмы» и т. п.) и действуют на основе следующих принципов:
· добровольности участия
· регулярности собраний
· конкретности решаемых проблем
· выявления, изучения и оценки проблем качества в ходе обсуждения.
– программа «5 нулей» (ноль запасов, ноль отказов, ноль дефектов) суть которой сводится к тому, что каждый рабочий НЕ ДОЛЖЕН делать следующее:
· принимать дефектную продукцию с предыдущей операции;
· создавать условия для появления дефектов;
· передавать дефектную продукцию на следующую операцию;
· вносить изменения в технологию;
· повторять ошибки.
– система JIT (Just-In-Time) – точно в срок суть концепции JIT, означающей все делать только в том количестве, с тем качеством и в то время, которое требуется непосредственно Вашим потребителям (внутренним и внешним).
– система КАНБАН. Система КАНБАН начинает изготавливать конкретный образец продукции только тогда, когда на нее есть определенный заказчик (потребитель). Эта система базируется на следующих принципах:
· усиленный контроль качества
· поставка продукции заказчику точно в срок
· наладка оборудования, исключающая брак
· сокращение числа поставщиков комплектующих
· максимальное приближение смежников к головному (как правило, сборочному) заводу.
– EFQM (European Foundation for QualITy Management) - методика Европейского фонда управления качеством. Методика ЕFQМ преследует следующие цели:
удовлетворение потребностей клиентов
удовлетворение интересов персонала
влияние на общество
Одной из основных задач ЕFQМ является содействие компаниям в совершенствовании их деятельности.
Методика ЕFQМ для развития бизнеса представляет собой гибкую структуру, которая может быть реализована различными способами. Главное, чтобы используемый метод опирался на основные положения модели ЕFQМ, описание которых приводится ниже.
Модель EFQM базируется на следующих положениях:
В центре внимания — клиент
Сотрудничество с поставщиками
Повышение квалификации и участия персонала
Процессы и факты
Непрерывное совершенствование и новаторство
Руководство и последовательность в достижении целей
Взаимная ответственность
Распределение результатов
- 1. Охарактеризуйте направление развития современной науки, ориентированное на создание конкурентных технологий XXI века
- 2. Проанализируйте программу выхода из кризиса сша, разработанную Президентом сша б. Обамой (её сильные и слабые стороны)
- 3. Изложите основные программные положения по выходу из кризиса и преобразованию рф, изложенные Президентом России Дмитрием Медведевым
- 4. Анализ школ стратегического менеджмента по г.Минцбергу
- 5. Основные понятия стратегического менеджмента (стратегия, миссия, видение, конкурентно преимущество)
- 6.Дихтомия стратегич-ого мен-та
- 7. Стратегическое управление как стратегический процесс
- 8. Кросс-культурные аспекты лидерства в международном бизнесе
- 9. Кросс-культурные аспекты мотивации в процессе адаптации компаний к особенностям международных рынков
- 10. Этноцентризм, полицентризм, региоцентризм и геоцентризм в процессе реализации международного экспансивного намерения
- 11. Значение маркетинговых исследований в предпринимательской деятельности
- 12. Цели и задачи маркетинговых исследований. Роль маркетинговых исследований в принятии управленческих решений
- 13. Основные направления маркетинговых исследований
- 14. Классификация маркетинговых исследований. Виды маркетинговых исследований
- 15. Основные методы получения маркетинговой информации
- 16. Понятие и роль логистики в современной экономике
- Общие задачи
- Частные задачи
- 17. Логистический подход к управлению запасами
- 18.Цель, задачи и функции логистического менеджмента
- 19. Функциональный цикл логистики
- 20.Понятие и состав логистич. Инфраструктуры
- 21. Современные проблемы российской науки и исследовательской деятельности
- 3)Проблема кадров
- 22. Организация подготовки научных кадров в России и европейских странах
- 3). Проблема кадров
- 23. Нормы научной деятельности и научная этика
- 24. Наука и научные исследования. Классификация научных исследований
- 25. Информационные ресурсы: определение, классификация
- 26. Информация как философская категория
- 27. Характеристика it технологий, применяемых в менеджменте
- 28. Процессы управления проектами: характеристика и классификация
- 29.Классификация стимулирующих и компенсационных систем
- 30. Компенсационный менеджмент в отраслях бюджетной сферы
- 31.Экономический аспект компенсационной политики организации
- 32. Оценка уровня либерализации экономики
- 33. Устойчивость конкурентного преимущества фирмы
- 34. Внутренний спрос как фактор конкурентного преимущества стран
- 35. Проблемы международного лицензирования
- 36.Факторы эффективности международных стратегических альянсов
- 37. Структуризация инвестиционных проектов
- 38. Классификация и жизненный цикл инвестиционных проектов
- 39. Цели, назначение и виды планов при управлении проектами
- 40. Типы организационных структур управл-я проектами (далее огсп)
- 41. Проектная команда и ее функция
- 42. Качество и конкурентоспособность: понятия и характеристики
- 43. Система управл-я качеством: понятия, ф-ии и модели
- 44. Методы и средства управления качеством
- 1). Семь инструментов управления качеством
- 2). Fmea-анализ
- 9) (Статистические методы контроля качества):
- 45. Организация управл-я качеством и конкурентоспособностью на предприятии (организации)
- 46. Нематериальные ресурсы в обеспечении качества и конкурентоспособности
- 47. Функции финансового менеджмента на предприятии
- 48. Цели финансового менеджмента
- 49. Корпоративное управл-е и финансовая архитектура компании
- 50. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия
- 51. Денежные потоки предприятия и порядок их формирования
- 52. Рентабельность собственного капитала компании. Модель Дюпон.
- 53. Решающая роль креативности и инноваций в создании конкурентных преимуществ; управл-е креативностью для нахождения нестандартных, творческих, уникальных решений для развития бизнеса
- 54. Современные методы и методологии управл-я инновационным мышлением
- 55. Формулировка норм поведения как проблема принятия решений: эксплицитные и имплицитные нормы поведения; стандартизация и программирование.
- 56. Характеристики и особенности объектных, организационных, коммуникационных решений
- 57. Инновационные технологии принятия нестандартных решений