Раскройте роль коммуникационных процессов в управленческой деятельности, сущность, структуру, факторы, влияющие на коммуникацию.
Управление организацией осуществляется через людей. Одним из важнейших инструментов управления для менеджера является направление им сигналов или посланий своим подчиненным об их поведении, необходимом для достижения организационных целей. Используя это и получая от подчиненных обратную связь, менеджер организует, мотивирует и руководит подчиненными. Многое зависит от способности менеджера эффективно передавать и получать такие сигналы и послания, чтобы достигалось их наиболее адекватное восприятие теми, кому они предназначены. Многие менеджеры понимают важность этой проблемы и уделяют этому большое внимание.
В переводе с латинского термин «коммуникация» ( от латинского communico) означает делаю общим, связываюсь, общаюсь.
В науке об управлении понятие «коммуникация» имеет широкую трактовку и как общение, и как функция общения и как связующая функция управления, и как способы передачи информации (коммуникативные каналы).
В узком смысле этого слова коммуникация – это обмен информацией между индивидами в процессе общения.
Если люди не смогут обмениваться информаций, они просто не сумеют работать вместе. Обмен информацией необходим при реализации любой из управленческих функций. Он является важнейшим условием принятия обоснованных решений, играет огромную роль в межличностных отношениях.
Поэтому не случайно менеджеры всех уровней значительную часть времени (50-90%) тратят на коммуникации.
Благодаря налаженным коммуникациям достигается чёткая слаженная работа всех структурных подразделений организации, всех её звеньев, а при её отсутствии начинаются сбои в работе.
Коммуникации в организации это сложная многоуровневая система, охватывающая как саму организацию и её элементы, так и её внешнее окружение.
В этой связи выделяют внешние и внутренние коммуникации. Подробнее об этом говорится на занятиях по Маркетингу
В процессе коммуникации происходит не только передача информации, но и осуществляется воздействие одного партнера на другого. Очень важным моментом в коммуникации является понимание партнеров друг друга. Вот эти аспектам коммуникации мы с вами уделим больше внимание. От того насколько участники управленческих отношений (начальник – подчинённый, коллеги по работе) понимают друг дуга также зависит эффективность труда.
Как мы с вами знаем любое явление или вещь имеет свою структуру. Это касается и коммуникативного процесса.
Основными составляющими коммуникативного процесса являются:
субъект, сообщающий что-либо партнеру (коммуникатор);
партнер, которому предназначена информация;
собственно информация – сообщение;
цель, с которой субъект вступает в коммуникацию;
контекст, ситуация, в которой это процесс протекает;
обратная связь.
Схематично коммуникативный процесс выглядит следующим образом:
Идея (мысль) – Кодирование – Передача информации – Декодирование – Осмысление принятого сообщения (дать схему на доске)
Кодирование – перевод мысли в речевую или неречевую форму
Декодирование – перевод слов и невербальных знаков в значения и смыслы.
На эффективность коммуникативного процесса прежде всего влияет владение партнерами по коммуникации единой системой кодификации и декодификации.
Основные компоненты коммуникативного акта по Лассуэллу:
Кто? – Что? – Как? – Где? (Когда?) – Зачем? – Кому?
Коммуникативные барьеры: (лучше начать с беседы)
Сенсорные:
физические помехи (шум, большое расстояние);
отвлекающие моменты (телефонные звонки, посетители);
дефекты органов чувств.
Информационные:
недостаток информации;
информационная перегрузка;
искажение информации.
Психологические:
недоверие к собеседнику (доверие);
незаинтересованность в предмете разговора;
погружённость в другие дела;
психологическое состояние субъектов общения;
предубеждения (стереотипы);
убеждённость в собственной правоте;
неуверенность в себе;
самоуверенность;
стремление настоять на своём;
неумение слушать;
неумение выражать свои мысли;
привычка перебивать;
наличие интереса к теме, к собеседнику;
неверный выбор стратегии и тактики общения.
Социальные:
разный статус;
ролевые ожидания (роль руководителя, роль подчинённого);
Организационные:
искажение информации во время её передачи, подготовки;
задержка информации;
Что ещё влияет на коммуникацию?
1.социальные, политические и религиозные различия;
2.различное миропонимание, мироощущение, мировосприятие.
3.предвзятые представления, склонность отвергать все, что противоречит собственным представлениям. (Мы верим тому, чему хотим верть).
Структура общения:
коммуникативная сторона общения – процесс приема и передачи информации.
Интерактивная сторона общения – обмен не только знаниями и идеями, но и действиями.
Перцептивная сторона – процесс восприятия, оценки и понимании партнёра.
В каждом акте общения имеет место:
Коммуникация – общение
Социальная перцепция в процессе общения
Интерактивность как стратегия взаимодействия в общении.
- Раскройте сущность понятия «менеджмент». Менеджмент как наука и искусство, как вид управленческой деятельности.
- В чём заключаются основные задачи менеджмента?
- Раскройте основные принципы менеджмента.
- Что такое управление? Почему оно необходимо? Субъекты и объекты управленческой деятельности.
- Эволюция управленческой мысли: основные этапы развития, теории и школы.
- Классическая школа управления, её представители, их идеи.
- Расскажите об основных идеях представителей школы поведенческих наук в управлении.
- Раскройте сущность процессного подхода в управлении.
- Охарактеризуйте принцип системности в управлении.
- Охарактеризуйте ситуационный подход к управлению.
- Современные подходы в управлении.
- Дайте классификацию функций менеджмента. В чём проявляется их взаимосвязь?
- Охарактеризуйте основные функции менеджмента, покажите их взаимосвязь.
- Стратегическое, тактическое и оперативное управлении организацией. Цели деятельности организации
- Что такое «метод» управления. Охарактеризуйте основные методы управления.
- Методы управления: понятие, место в системе управления. Какова связь между методами и функциями управления?
- Понятие организации: её признаки. Раскройте роль организации через её функции.
- Раскройте роль и значение организаций в жизни общества и отдельной личности.
- Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю среду организации. Покажите, как они воздействуют на деятельность предприятия.
- Особенности управления организацией в условиях кризиса.
- Экономический кризис
- Организационная культура, её понятие. Роль организационной культуры в деятельности предприятия. Охарактеризуйте основные типы организационных культур.
- Расскажите об основных особенностях управления в банковских учреждениях. В чём заключается главная особенность управления в кредитных организациях?
- Банковский менеджмент (дайте определение), охарактеризуйте виды, задачи банковского менеджмента
- Банковская политика, что это такое, расскажите об основных видах банковской политики. Охарактеризуйте современную денежно – кредитную политику цб рф.
- Что такое группа? Каковы её функции, раскройте их. Формальные и неформальные группы.
- Взаимодействие личности и группы. Раскройте роль группы в социализации индивида.
- Что такое социальная роль с точки зрения поведения индивида в организации
- Понятие групповой динамики. Охарактеризуйте основные элементы групповой динамики.
- Управленческие команды, их роль в развитии организации. Понятие команды, принципы командной работы и факторы, влияющие на неё.
- Сущность мотивации, её природа. Мотивация и стимулирование. Внутренние и внешние факторы мотивации.
- Мотивация и ее роль в управлении. Процессуальные теории мотивации.
- Мотивация и ее роль в управлении. Содержательные теории мотивации.
- Раскройте сущность теории иерархии потребностей Абрахама Маслоу.
- Современные подходы к мотивации персонала.
- Понятие лидерства, его типы. Как соотносятся понятия «лидерство» и «руководство»? Какова роль лидера в групповых процессах?
- Понятие стиля управления. Дайте характеристику основных стилей управления
- Роль руководителя в организации, его функции. Типы руководителей.
- Расскажите о роли власти и авторитета в управлении. Виды власти менеджера.
- Управленческие решения, их виды и роль в деятельности организации. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
- Раскройте технологию подготовки и принятия управленческого решения. Каковы основные требования, предъявляемые к управленческим решениям?
- Факторы, влияющие на эффективность принятия управленческого решения.
- Раскройте роль коммуникационных процессов в управленческой деятельности, сущность, структуру, факторы, влияющие на коммуникацию.
- Раскройте основные особенности делового общения. Какие требования предъявляются к публичному выступлению? Раскройте факторы, влияющие на него.
- Вербальное общение, его значение в коммуникации. Что означает «умение говорить» и «умение слушать»?
- В чём заключается сущность и значение невербального общения? Расскажите об основных средствах невербальной коммуникации.
- Понятие конфликта, причины, структура и их виды.
- Назовите причины конфликтов в организации и в личностном общении, каковы способы их предотвращения?
- Расскажите об основных стилях поведения в конфликтной ситуации.
- 1. Стиль конкуренции (соперничества)
- Что такое стресс? Каковы его причины на производстве? Способы профилактики стрессов