19.6. Функции и структура программы обучения и повышения квалификации в области управления качеством
В области управления качеством в обучении и повышении квалификации следует выполнять следующие специальные функции: прогнозирование, установление перспективных потребностей в персонале и их планирование; нормирование требований, установление параметров качества и методов оценки; организация, выполнение учебных планов, в том числе готовность образовательных учреждений к ведению учебного процесса; обеспечение стабильности проведения учебного процесса, увязка всех организационных, идеологических, экономических, методических и технических мероприятий; методическое обеспечение учебного процесса, использование высокого качества взаимосвязанных учебно-методических материалов; подготовка высококвалифицированных преподавательских кадров; контроль, выявление отклонений показателей качества обучения и повышения квалификации от установленных требований; информационное обеспечение.
На основе анализа и накопленного опыта обучения в вузах и системе повышения квалификации персонала по управлению качеством можно рекомендовать, чтобы конкретные программы обучения включали следующие разделы:
Базовый раздел, содержащий темы по методологии системного управления качеством.
Раздел, содержащий темы по квалиметрии как науки и ее практическому использованию в управлении качеством.
Раздел, охватывающий темы по обеспечению управления качеством (организационно-проектному, сертификационному и др.).
При составлении структуры и конкретного содержания программ необходимо использовать экспертный метод с привлечением преподавателей. Следует учитывать предложения заказчиков, отдельных экспертов и обучающихся. Для оценки структуры содержания и качества такой программы целесообразно применять системный подход. Результативность обучения и повышения квалификации специалистов в значительной мере зависит от используемых методов обучения. Только традиционными методами (лекциями, семинарами и т.п.) основных целей учебного процесса достичь практически невозможно. Наибольший эффект, как известно, дает сочетание традиционных занятий с активными методами обучения.
Группы специалистов и студентов, повышающих свою квалификацию или изучающих вопросы управления качеством, имеют как правило, определенные знания и опыт обеспечения качества и управления им. Эффективное изучение специальных дисциплин, в том числе курса «Управление качеством», как показывают исследования и подтверждает практика организации учебного процесса, реально может быть достигнуто проведением (на семинарских занятиях) тематических дискуссий по наиболее актуальным проблемам и вопросам управления качеством. Очевидно, что в условиях рыночных отношений и децентрализованного управления экономикой центр тяжести всех работ по организации обучения и квалификации кадров но управлению качеством находится на предприятиях, но нельзя недооценивать возможность районных, городских, и других вышестоящих органов управления по оказанию помощи в вопросах организации этих работ. Примером тому могла бы служит, деятельность, осуществляемая территориальными и центральными государственными органами Японии (особенно в 1950-е гг.); полезно использовать также отечественный теоретический и практический опыт.
Для студентов, изучающих учебную дисциплину «Управление качеством», структура курса, безусловно, может быть различной и зависеть от получаемой во время обучения специальности. В частности, для обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление инновациями» тематический план рассматриваемой учебной дисциплины может соответствовать оглавлению данного учебника.
Независимо от структуры программы изучаемой дисциплин методов и форм обучения и повышения квалификации в учебном процессе, необходимо опираться на действующее законодательство, подзаконные акты и другие нормативные и методические документы в области управления качеством, в частности Федеральные законы о защите прав потребителей», «О техническом регулировании», ГК РФ, ГОСТ Р ИСО серии 9000, 14 ООО и др.
В последние годы в российское образование широко стали внедрять метод тестирования. При изучении вопросов управления качеством данный способ также можно применять, используя для этого различного вида тесты.
- С. А. Рябов средства и методы управления качеством
- 1. Планирование качества и объекты управления
- 1.1. Качество как объект управления
- 1.2. Эволюция подходов к менеджменту качества
- 1.3. Актуальность проблемы качества
- 2. Качество продукции
- 2.1. Терминология в области качества
- 2.1.1. Терминоведение
- 2.1.2. Методология, использованная в терминологии
- 2.2. Продукция
- 2.2.1 Термины, относящиеся к оценке качества
- 2.2.2. Термины, относящиеся к организации в области качества
- 2.3. Содержание качества
- 3. Качество продукции и конкурентоспособность
- 3.1. Анализ влияния качества продукции на спрос и предложение
- 3.2. Критерии качества продукции и показатель успешности хозяйственной деятельности предприятия
- 3.3. Патентная чистота как нормативное условие обеспечение конкурентоспособности продукции
- 4. Основы квалиметрии
- 4.1. Показатели оценки качества продукции
- 4.2. Технико-экономические показатели качества продукции
- 4.3. Оценка технического уровня и качества продукции
- 4.4. Методы оценки уровня качества продукции
- 4.5. Классификация показателей качества продукции
- 5. Установление целей в области качества
- 5.1. Планирование качества
- 5.2. Программа качества
- 5.3. Функции качества
- 5.4. Основные методы управления качеством
- 5.4.1. Классификация методов управления качеством
- 5.4.2. Организационно- распорядительные методы управления качеством
- 5.4.3. Инженерно-технологические методы управления качеством
- 5.4.4. Экономические методы управления качеством
- 5.4.5. Социально-психологические методы управления качеством
- 5.5. Экспертные методы управления качеством
- 5.5.1. Сущность экспертных методов и организация работ по их использованию при управлении качеством
- Метод сопоставления
- Оценка согласованности экспертных данных
- 6. Метод принятия решений в управлении качеством
- 6.1. Метод полезности
- 6.2. Метод теории игр в управлении
- 6.3. Метод сетевого планирования и управления
- 7. Экономические аспекты качества
- 7.1. Технический контроль
- 7.2. Годная и дефектная продукция
- 7.3. Дефекты и их классификация
- 7.3.1. Дефекты металлов, их виды и возможные последствия
- 8. Неразрушающий контроль (нк) качества продукции
- 8.1. Виды и методы нк и их классификация
- 8.2. Контроль средств производства
- 9. Управление затратами на качество
- 9.1. Основные понятия о затратах на качество
- 9.2. Обзор исследований в области затрат на качество
- 9.3. Управление затратами
- 9.4. Модели затрат на качество
- 9.5. Сбор данных о затратах
- 9.6. Экономические аспекты менеджмента качества в стандартах серии исо 9000
- 9.7. Классификация, учет и анализ брака
- 10. Удовлетворение потребителей как результат управления качеством
- 10.1. Ценность продукта для потребителя
- 10.2. Методологический подход к оценке удовлетворения потребителя
- 10.3. Удовлетворение заказчика и тенденции к новым формам удовлетворенности потребителя
- 11. Удовлетворение внутреннего потребителя
- 11.1. Внутренний маркетинг
- 11.2. Внутрифирменное обучение
- 11.3. Основы корпоративной культуры
- 11.4. Функция управления техническими системами
- 11.5. Комплекс мероприятий по управлению качеством
- 12. Совмещенность конструкций машин
- 12.1. Характеристика конструкций машин
- 13. Нормативное руководство качеством при управлении проектами
- 13.1. Характеристики проекта
- 13.2. Качество в процессах управления проектами
- 14. Эффективность технических систем в эксплуатации
- 14.1. Управление совмещенностью свойств качества функционирования технических систем
- 14.1.1. Методика расчета допуска по показателям надежности
- 14.1.2. Обеспечение взаимозаменяемости при эксплуатации
- 14.1.3. Обеспечение надежности тс
- 14.2. Функция управления эффективностью тс
- 15. Методы обеспечения безотказности
- 15.1. Параметрические методы
- 15.2. Структурные методы
- 15.3. Подходы к планированию технического обслуживания систем
- 16. Поддержание качества технических систем при эксплуатации
- 16.1. Программа обеспечения надежности тс
- 16.2. Стандартизация в области надежности
- 16.2.1. Эволюция мэк/тк 56 «Надежность»
- 16.2.2. Концепция тк 119 Государственной системы стандартизации в области надежности
- 17. Методология управления технологической системой
- 17.1. Технологическая система как объект управления
- 17.2. Организационно-технические принципы управления технологическими системами
- 17.3. Экономические аспекты управления тс
- 18. Управление компонентами технологической системы
- 18.1. Управление технологической подготовкой производства
- 18.2. Обеспечение технологичности конструкции изделия
- 18.3. Управление технологическими процессами производства
- 18.4. Автоматизированное конструирование средств технологического оснащения в тпп
- 18.5. Система технического контроля
- 18.5.1. Основные термины и определения
- 18.5.2. Принципы технического контроля
- 18.5.3. Построение систем технического контроля
- 18.6. Статический контроль в производстве
- 18.6.1. Роль технологий производства в обеспечении качества
- 19. Система сертификации
- 19.1. Проведение сертификации
- 19.2. Международная сертификация
- 19.3. Сертификация в различных сферах
- 19.4. Методы мотивации
- 19.4.1. Факторы мотивации
- 19.5. Общие положения и организационно-методические направления улучшения обучения и повышения квалификации кадров по управлению качеством
- 19.6. Функции и структура программы обучения и повышения квалификации в области управления качеством
- Основные принципы определения эффективности управления качеством
- 19.7. Основные источники эффектов и показатели расчета эффективности управления качеством
- Список рекомендуемой литературы