logo
Средства и методы

19.6. Функции и структура программы обучения и повышения квалификации в области управления качеством

В области управления качеством в обучении и повышении квалификации следует выполнять следующие специальные функции: прогнозирование, установление перспективных потребностей в персонале и их планирование; нормирование требований, установление параметров качества и методов оценки; организация, выполнение учебных планов, в том числе готовность образовательных учреждений к ведению учебного процесса; обеспечение стабильности проведения учебного процесса, увязка всех организационных, идеологических, экономических, методических и технических мероприятий; методическое обеспечение учебного процесса, использование высокого качества взаимосвязанных учебно-методических материалов; подготовка высококвалифицированных преподавательских кадров; контроль, выявление отклонений показателей качества обучения и повышения квалификации от установленных требований; информационное обеспечение.

На основе анализа и накопленного опыта обучения в вузах и системе повышения квалификации персонала по управлению качеством можно рекомендовать, чтобы конкретные программы обучения включали следующие разделы:

  1. Базовый раздел, содержащий темы по методологии системного управления качеством.

  2. Раздел, содержащий темы по квалиметрии как науки и ее практическому использованию в управлении качеством.

  3. Раздел, охватывающий темы по обеспечению управления качеством (организационно-проектному, сертификационному и др.).

При составлении структуры и конкретного содержания программ необходимо использовать экспертный метод с привлечением преподавателей. Следует учитывать предложения заказчиков, отдельных экспертов и обучающихся. Для оценки структуры содержания и качества такой программы целесообразно применять системный подход. Результативность обучения и повышения квалификации специалистов в значительной мере зависит от используемых методов обучения. Только традиционными методами (лекциями, семинарами и т.п.) основных целей учебного процесса достичь практически невозможно. Наибольший эффект, как известно, дает сочетание традиционных занятий с активными методами обучения.

Группы специалистов и студентов, повышающих свою квалификацию или изучающих вопросы управления качеством, имеют как правило, определенные знания и опыт обеспечения качества и управления им. Эффективное изучение специальных дисциплин, в том числе курса «Управление качеством», как показывают исследования и подтверждает практика организации учебного процесса, реально может быть достигнуто проведением (на семинарских занятиях) тематических дискуссий по наиболее актуальным проблемам и вопросам управления качеством. Очевидно, что в условиях рыночных отношений и децентрализованного управления экономикой центр тяжести всех работ по организации обучения и квалификации кадров но управлению качеством находится на предприятиях, но нельзя недооценивать возможность районных, городских, и других вышестоящих органов управления по оказанию помощи в вопросах организации этих работ. Примером тому могла бы служит, деятельность, осуществляемая территориальными и центральными государственными органами Японии (особенно в 1950-е гг.); полезно использовать также отечественный теоретический и практический опыт.

Для студентов, изучающих учебную дисциплину «Управление качеством», структура курса, безусловно, может быть различной и зависеть от получаемой во время обучения специальности. В частности, для обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление инновациями» тематический план рассматриваемой учебной дисциплины может соответствовать оглавлению данного учебника.

Независимо от структуры программы изучаемой дисциплин методов и форм обучения и повышения квалификации в учебном процессе, необходимо опираться на действующее законодательство, подзаконные акты и другие нормативные и методические документы в области управления качеством, в частности Федеральные законы о защите прав потребителей», «О техническом регулировании», ГК РФ, ГОСТ Р ИСО серии 9000, 14 ООО и др.

В последние годы в российское образование широко стали внедрять метод тестирования. При изучении вопросов управления качеством данный способ также можно применять, используя для этого различного вида тесты.