9.6. Экономические аспекты менеджмента качества в стандартах серии исо 9000
Исследования, проведенные специалистами ряда экономических лабораторий [39], показали, что в конце 90-х гг. XX в. интерес отечественных предприятий к экономическим методам, которые нужно и можно использовать в рамках системы управления качеством, резко возрос. Так, например если до 1997 г. финансовыми аспектами решения проблем качества занималось менее 30 % предприятий, сертифицировавших свои системы качества по стандартам серии ИСО 9000, то в 2000 г. эта цифра выросла почти до 70 %.
Можно утверждать, что отсутствие интереса к экономическим проблемам качества при создании системы качества (СК) связано с тем, что в стандарте ИСО 9004–94 (раздел 6 «Финансовые аспекты качества») предусматривались лишь учет и анализ затрат, связанных с качеством. При этом требования, относящиеся к финансовым аспектам качества, носили рекомендательный характер и не включались в состав элементов СК, подлежащих обязательной проверке при сертификации. К рекомендуемым методам сбора, представления и анализа элементов финансовой информации в стандартах были отнесены следующие:
■ калькуляции затрат на качество;
■ калькуляции затрат, связанных с процессами;
■ определение потерь вследствие низкого качества.
Применять каждый из этих методов рекомендовалось, исходя из индивидуальной структуры организации, сферы ее деятельности и уровня развития системы управления качеством.
Следует отметить, что введение новой версии стандартов серии ИСО 9000 значительно расширяет применение и использование экономических аспектов качества как в виде рекомендаций по улучшению деятельности, так и требований к системе менеджмента качества, выполнение которых обязательно для получения сертификата.
Хотя в новой версии стандартов серии ИСО 9000 зачастую не существует явного указания по реализации тех или иных экономических аспектов менеджмента качества, но без их реализаций выполнение некоторых требований стандартов не представляется возможным.
Одним из принципов, заложенных в основу стандарта ИСО 9000:2000, является применение процессного подхода, необходимого для постоянного улучшения деятельности с учетом требований всех заинтересованных сторон. В качестве процесса может рассматриваться любая деятельность, при которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы. Можно ожидать, что использование процессной модели системы менеджмента качества (СМК) принесет наиболее ощутимые результаты и выгоды для предприятия в том случае, если процессы будут оцениваться с точки зрения не только достижения результата, но и экономической эффективности процессов менеджмента.
В соответствии с другим, не менее важным принципом, СМК неизменной целью организации является постоянное улучшение деятельности. Характерно, что в старой версии стандартов серии ИСО основной упор делался на качество продукции, и в это понятие не включались экономические характеристики, то в новой версии, где основной упор сделан на качестве менеджмента, экономические характеристики становятся основой дли постоянного улучшения в самом широком смысле.
Рассмотрим основные требования стандарта ИСО 9001:2000, применительно к которым использование экономических методов (в том числе и определение эффективности) является обязательным для подтверждения соответствия действующей на предприятии СМК.
В пункте 5.1 «Обязательства руководства» указано, что высшее руководство должно обеспечивать выполнение своих обязательств, по постоянному повышению качества и эффективности посредством выделения необходимых ресурсов, к которым относятся инфраструктура, производственная среда, людские, информационные, природные и финансовые ресурсы, а также поставщики и партнеры. Для того чтобы реализовать эти требования, необходимо учитывать и анализировать затраты на качество любой деятельности (процессов) в рамках СМК. При этом учет затрат на качество по видам деятельности позволит обеспечить оперативный контроль над используемыми ресурсами, выявить неэффективные виды деятельности, а также оценить инвестиции.
В пункте 5.4.1 «Цели в области качества» выдвинуты требования по достижению поставленных целей. Цели должны быть не только измеряемыми и согласуемыми с «политикой в области качества», но и оцениваемыми в стоимостном (денежном) выражении, что необходимо для сопоставления достигнутых результатов с основными финансовыми показателями деятельности организации.
В пункте 5.6 «Анализ со стороны руководства» и пункте 8.2.2 «Внутренний аудит» указано, что методы экономического анализа необходимо использовать при проведении оценивания СМК.
В пункте 8.5.1 «Постоянное улучшение» подчеркивается, что улучшение должно рассматриваться в широком смысле: это не только улучшение качества продукции или услуг, но и улучшение процессов менеджмента за счет повышения их эффективности, снижения издержек производства, снижений себестоимости и повышения удовлетворенности потребителей путём снижения цены продукции.
Таким образом, введение новой версии стандартов серии ИСО 9000 привело к изменению статуса финансовых аспектов менеджмента качества: из рекомендованных (а значит, необязательных) они становятся обязательными к применению в тех случаях, когда это возможно, необходимыми для полноценного функционирования СМК, а также приносящими ощутимую выгоду от их использования. Практически в стандартах дана установка на удовлетворение всех заинтересованных сторон – и потребителей, и производителей, и акционеров, и общества.
- С. А. Рябов средства и методы управления качеством
- 1. Планирование качества и объекты управления
- 1.1. Качество как объект управления
- 1.2. Эволюция подходов к менеджменту качества
- 1.3. Актуальность проблемы качества
- 2. Качество продукции
- 2.1. Терминология в области качества
- 2.1.1. Терминоведение
- 2.1.2. Методология, использованная в терминологии
- 2.2. Продукция
- 2.2.1 Термины, относящиеся к оценке качества
- 2.2.2. Термины, относящиеся к организации в области качества
- 2.3. Содержание качества
- 3. Качество продукции и конкурентоспособность
- 3.1. Анализ влияния качества продукции на спрос и предложение
- 3.2. Критерии качества продукции и показатель успешности хозяйственной деятельности предприятия
- 3.3. Патентная чистота как нормативное условие обеспечение конкурентоспособности продукции
- 4. Основы квалиметрии
- 4.1. Показатели оценки качества продукции
- 4.2. Технико-экономические показатели качества продукции
- 4.3. Оценка технического уровня и качества продукции
- 4.4. Методы оценки уровня качества продукции
- 4.5. Классификация показателей качества продукции
- 5. Установление целей в области качества
- 5.1. Планирование качества
- 5.2. Программа качества
- 5.3. Функции качества
- 5.4. Основные методы управления качеством
- 5.4.1. Классификация методов управления качеством
- 5.4.2. Организационно- распорядительные методы управления качеством
- 5.4.3. Инженерно-технологические методы управления качеством
- 5.4.4. Экономические методы управления качеством
- 5.4.5. Социально-психологические методы управления качеством
- 5.5. Экспертные методы управления качеством
- 5.5.1. Сущность экспертных методов и организация работ по их использованию при управлении качеством
- Метод сопоставления
- Оценка согласованности экспертных данных
- 6. Метод принятия решений в управлении качеством
- 6.1. Метод полезности
- 6.2. Метод теории игр в управлении
- 6.3. Метод сетевого планирования и управления
- 7. Экономические аспекты качества
- 7.1. Технический контроль
- 7.2. Годная и дефектная продукция
- 7.3. Дефекты и их классификация
- 7.3.1. Дефекты металлов, их виды и возможные последствия
- 8. Неразрушающий контроль (нк) качества продукции
- 8.1. Виды и методы нк и их классификация
- 8.2. Контроль средств производства
- 9. Управление затратами на качество
- 9.1. Основные понятия о затратах на качество
- 9.2. Обзор исследований в области затрат на качество
- 9.3. Управление затратами
- 9.4. Модели затрат на качество
- 9.5. Сбор данных о затратах
- 9.6. Экономические аспекты менеджмента качества в стандартах серии исо 9000
- 9.7. Классификация, учет и анализ брака
- 10. Удовлетворение потребителей как результат управления качеством
- 10.1. Ценность продукта для потребителя
- 10.2. Методологический подход к оценке удовлетворения потребителя
- 10.3. Удовлетворение заказчика и тенденции к новым формам удовлетворенности потребителя
- 11. Удовлетворение внутреннего потребителя
- 11.1. Внутренний маркетинг
- 11.2. Внутрифирменное обучение
- 11.3. Основы корпоративной культуры
- 11.4. Функция управления техническими системами
- 11.5. Комплекс мероприятий по управлению качеством
- 12. Совмещенность конструкций машин
- 12.1. Характеристика конструкций машин
- 13. Нормативное руководство качеством при управлении проектами
- 13.1. Характеристики проекта
- 13.2. Качество в процессах управления проектами
- 14. Эффективность технических систем в эксплуатации
- 14.1. Управление совмещенностью свойств качества функционирования технических систем
- 14.1.1. Методика расчета допуска по показателям надежности
- 14.1.2. Обеспечение взаимозаменяемости при эксплуатации
- 14.1.3. Обеспечение надежности тс
- 14.2. Функция управления эффективностью тс
- 15. Методы обеспечения безотказности
- 15.1. Параметрические методы
- 15.2. Структурные методы
- 15.3. Подходы к планированию технического обслуживания систем
- 16. Поддержание качества технических систем при эксплуатации
- 16.1. Программа обеспечения надежности тс
- 16.2. Стандартизация в области надежности
- 16.2.1. Эволюция мэк/тк 56 «Надежность»
- 16.2.2. Концепция тк 119 Государственной системы стандартизации в области надежности
- 17. Методология управления технологической системой
- 17.1. Технологическая система как объект управления
- 17.2. Организационно-технические принципы управления технологическими системами
- 17.3. Экономические аспекты управления тс
- 18. Управление компонентами технологической системы
- 18.1. Управление технологической подготовкой производства
- 18.2. Обеспечение технологичности конструкции изделия
- 18.3. Управление технологическими процессами производства
- 18.4. Автоматизированное конструирование средств технологического оснащения в тпп
- 18.5. Система технического контроля
- 18.5.1. Основные термины и определения
- 18.5.2. Принципы технического контроля
- 18.5.3. Построение систем технического контроля
- 18.6. Статический контроль в производстве
- 18.6.1. Роль технологий производства в обеспечении качества
- 19. Система сертификации
- 19.1. Проведение сертификации
- 19.2. Международная сертификация
- 19.3. Сертификация в различных сферах
- 19.4. Методы мотивации
- 19.4.1. Факторы мотивации
- 19.5. Общие положения и организационно-методические направления улучшения обучения и повышения квалификации кадров по управлению качеством
- 19.6. Функции и структура программы обучения и повышения квалификации в области управления качеством
- Основные принципы определения эффективности управления качеством
- 19.7. Основные источники эффектов и показатели расчета эффективности управления качеством
- Список рекомендуемой литературы