logo
Средства и методы

9.6. Экономические аспекты менеджмента качества в стандартах серии исо 9000

Исследования, проведенные специалистами ряда экономических лабораторий [39], показали, что в конце 90-х гг. XX в. интерес отечественных предприятий к экономическим методам, которые нужно и можно использовать в рамках системы управления качеством, резко возрос. Так, например если до 1997 г. финансовыми аспектами реше­ния проблем качества занималось менее 30 % предприятий, сертифи­цировавших свои системы качества по стандартам серии ИСО 9000, то в 2000 г. эта цифра выросла почти до 70 %.

Можно утверждать, что отсутствие интереса к экономическим про­блемам качества при создании системы качества (СК) связано с тем, что в стандарте ИСО 9004–94 (раздел 6 «Финансовые аспекты качества») предусматривались лишь учет и анализ затрат, связанных с качеством. При этом требования, относящиеся к финансовым аспектам качества, носили рекомендательный характер и не включались в состав элементов СК, подлежащих обязательной проверке при сертификации. К реко­мендуемым методам сбора, представления и анализа элементов финан­совой информации в стандартах были отнесены следующие:

■ калькуляции затрат на качество;

■ калькуляции затрат, связанных с процессами;

■ определение потерь вследствие низкого качества.

Применять каждый из этих методов рекомендовалось, исходя из индивидуальной структуры организации, сферы ее деятельности и уровня развития системы управления качеством.

Следует отметить, что введение новой версии стандартов серии ИСО 9000 значительно расширяет применение и использование экономических аспектов качества как в виде рекомендаций по улучшению деятельности, так и требований к системе менеджмента качества, вы­полнение которых обязательно для получения сертификата.

Хотя в новой версии стандартов серии ИСО 9000 зачастую не существует явного указания по реализации тех или иных экономических аспектов менеджмента качества, но без их реализаций выполнение не­которых требований стандартов не представляется возможным.

Одним из принципов, заложенных в основу стандарта ИСО 9000:2000, является применение процессного подхода, необходимого для постоянного улучшения деятельности с учетом требований всех заинтересованных сторон. В качестве процесса может рассматриваться лю­бая деятельность, при которой используются ресурсы для преобразо­вания входов в выходы. Можно ожидать, что использование процессной модели системы менеджмента качества (СМК) принесет наиболее ощу­тимые результаты и выгоды для предприятия в том случае, если про­цессы будут оцениваться с точки зрения не только достижения резуль­тата, но и экономической эффективности процессов менеджмента.

В соответствии с другим, не менее важным принципом, СМК неизменной целью организации является постоянное улучшение деятельности. Характерно, что в старой версии стандартов серии ИСО основ­ной упор делался на качество продукции, и в это понятие не включались экономические характеристики, то в новой версии, где основной упор сделан на качестве менеджмента, экономические характеристики ста­новятся основой дли постоянного улучшения в самом широком смысле.

Рассмотрим основные требования стандарта ИСО 9001:2000, применительно к которым использование экономических методов (в том числе и определение эффективности) является обязательным для под­тверждения соответствия действующей на предприятии СМК.

В пункте 5.1 «Обязательства руководства» указано, что высшее руководство должно обеспечивать выполнение своих обязательств, по постоянному повышению качества и эффективности посредством выделения необходимых ресурсов, к которым относятся инфраструктура, производственная среда, людские, информационные, природные и финансовые ресурсы, а также поставщики и партнеры. Для того чтобы реа­лизовать эти требования, необходимо учитывать и анализировать затра­ты на качество любой деятельности (процессов) в рамках СМК. При этом учет затрат на качество по видам деятельности позволит обеспечить опе­ративный контроль над используемыми ресурсами, выявить неэффек­тивные виды деятельности, а также оценить инвестиции.

В пункте 5.4.1 «Цели в области качества» выдвинуты требования по достижению поставленных целей. Цели должны быть не только измеряемыми и согласуемыми с «политикой в области качества», но и оце­ниваемыми в стоимостном (денежном) выражении, что необходимо для сопоставления достигнутых результатов с основными финансовыми показателями деятельности организации.

В пункте 5.6 «Анализ со стороны руководства» и пункте 8.2.2 «Внутренний аудит» указано, что методы экономического анализа необходимо использовать при проведении оценивания СМК.

В пункте 8.5.1 «Постоянное улучшение» подчеркивается, что улучшение должно рассматриваться в широком смысле: это не только улуч­шение качества продукции или услуг, но и улучшение процессов ме­неджмента за счет повышения их эффективности, снижения издержек производства, снижений себестоимости и повышения удовлетворен­ности потребителей путём снижения цены продукции.

Таким образом, введение новой версии стандартов серии ИСО 9000 привело к изменению статуса финансовых аспектов менеджмента качества: из рекомендованных (а значит, необязательных) они ста­новятся обязательными к применению в тех случаях, когда это возмож­но, необходимыми для полноценного функционирования СМК, а также приносящими ощутимую выгоду от их использования. Практически в стандартах дана установка на удовлетворение всех заинтересованных сторон – и потребителей, и производителей, и акционеров, и общества.