9.5. Сбор данных о затратах
Источники информации по затратам на качество. При определении затрат на качество можно воспользоваться следующими источниками. Затраты на материалы могут быть получены из анализа накладных, записей в складской документации. Выплаты персоналу могут быть взяты из ведомостей на оплату. Стоимость поставок может быть определена по соответствующим счетам и накладным. Объемы выплат заработной платы должны быть взяты с учетом реально затраченного времени на проведение работ по обеспечению качества каждым вовлеченным в эту работу сотрудником.
Классификация затрат и их распределение по элементам должны стать частью повседневной работы предприятия.
К источникам информации можно отнести также и другие документы: отчеты о производственных расходах, данные о стоимости продукции, отчеты о расходах на ремонт и гарантийное обслуживание, отчеты о командировках, протоколы анализа материалов, отчёты о браке и др.
Сбор данных и отчет о затратах, связанных с качеством. Сбор данных, а также отчет о затратах на качество входят, как правило, в обязанности финансового отдела. Учитывая недостаточную отработку этого процесса на российских предприятиях, можно отдельные операции управленческого учета возложить на службу качества (сбор данных и оценка качества) и бухгалтерию (расчет отклонений, бюджетирование). Британский стандарт BS 6143 рекомендует осуществлять сбор данных о затратах, связанных с качеством, в пять этапов.
1-й этап – определение затрат, непосредственно связанных с функцией качества, в том числе затрат, связанных с оплатой сотрудников службы качества (заработная, плата, отчисления в различные фонды); затрат, связанных с использованием помещений (арендная плата, расходы на отопление, освещение, охрану и пр.); отчислений на содержание вспомогательного персонала, канцелярских и административных расходов; затрат на амортизацию средств и оборудования для контроля качества; стоимость расходных материалов и другие не основные затраты.
2-й этап – определение затрат, связанных с качеством и относящихся к функциям, выполняемым сотрудниками других отдел (не службы качества).
3-й этап – внутренние затраты, связанные с «заложенными в бюджет» отказами. Это затраты, связанные с запасами материалов, комплектующих, полуфабрикатов в таких операциях, где имеет место высокий риск брака продукции.
4-й этап – внутренние затраты, связанные с «непредвиденным» отказами. То же, что и на третьем этапе, но не запланировано. Сюда относятся затраты, связанные с повторным контролем, переделкой продукции, заменой исходных материалов и др.
5-й этап – расходы, связанные с отказами после смены владельца, т.е. после доставки материалов от потребителей, после приема негодной продукции и т.д. Сюда же относятся затраты, связанные с исследованием причин полученных отказов.
В том же стандарте рассмотрены и проблемы, которые возникают при определении затрат, связанных с качеством. Рассмотрено пять видов проблем:
1) надзор;
2) чрезмерная сложность;
3) двойной учет и связанное с ним завышение оценки качества;
4) учет накладных расходов;
5) заложенные в документацию поправки на брак.
Полный учет вклада отдельных затрат, вносимых некоторыми аспектами качества, может стать ясным только после тщательного ознакомления результатов наблюдений. Часто основной проблемой, с которой приходится сталкиваться службе качества, является чрезмерная сложность полученных данных, особенно на ранних стадиях создания системы учета.
Работу по сбору информации по качеству и ее анализу необходимо систематизировать. При этом должна быть уверенность в том, что все данные согласуются с финансовыми материалами, счетами и т. д. Логично, чтобы к этой работе была привлечена бухгалтерия.
Матрица ответственности подразделений за своевременность и полноту информации по затратам на предприятии приведена (для примера) в табл. 21.
Сбор информации по затратам на качество не является самоцелью. Каждая информация должна быть соотнесена с определенным показателем качества или экономическим показателем, каким чаще всего является число продаж товарной продукции.
Таблица 21
Распределение ответственности за своевременность и полноту информации
№ | Вид деятельности | Исполнитель |
1 | Определение категории затрат | Бухгалтерия |
2 | Сбор данных о затратах | Бухгалтерия |
3 | Распределение данных по категориям | Бухгалтерия |
4 | Представление данных в службу качества | Бухгалтерия |
5 | Анализ затрат | Служба качества |
6 | Исследование причины | Служба качества |
7 | Разработка рекомендаций по снижению затрат | Служба качества |
8 | Составление отчета по затратам на качество | Служба качества |
9 | Координация деятельности по управлению затратами внутри предприятия | Служба качества |
10 | Выполнение рекомендаций | Функции подразделений |
11 | Контроль и коррекция мероприятий | Служба качества |
В то же время число продаж может оказаться достаточно изменчивым показателем; зависящим от сезонных факторов. В этом случае целесообразно «привязать» информацию к объёмам производства. В любом случае руководство предприятия должно быть уверено в том, что полученные результаты действительно отражают реальную картину затрат на качество.
Затраты на качество в зависимости от различных факторов могут оцениваться по следующим коэффициентам, базирующимся:
■ на рабочей силе (коэффициент равен отношению расходов, связанных с внутренними отказами, к прямым расходам на рабочую силу);
■ затратах, (коэффициент равен отношению общих затрат, связанных с отказами, к затратам на производство продукции);
■ продажах (коэффициент равен отношению общих затрат на качество к общему объему продаж);
■ количестве (коэффициент равен отношению общих затрат на качество к количеству выпущенной продукции);
■ добавочной стоимости (коэффициент равен отношению общих затрат на качество к добавочной стоимости).
Соотношение между затратами, связанными с отказами, оценкой и предупреждением, часто представляют в виде круговой диаграммы, наглядно демонстрирующей относительные размеры затрат (рис. 21).
Рис. 21. Диаграмма соотношения между затратами, связанными с отказами
Если затраты на оценку превышают затраты на отказы, то это должно настораживать как серьезный признак неэффективности затрат.
В литературе по качеству приводится ряд систем классификаций по затратам на качество. Приведем классификацию (табл. 22) Ю. Куликова, которая, на наш взгляд, позволяет улучшить проведение анализа, оценки и учета затрат.
Таблица 22
Классификация затрат на качество
Признак классификации | Группа затрат |
По целевому назначению | На улучшение качества На обеспечение качества На управление качеством На создание системы качества |
По экономическому характеру затрат | Текущие и единовременные |
По виду затрат | Производительные и непроизводительные |
По методу определения | Прямые и косвенные |
По возможности учета | Поддающиеся прямому учету Не поддающиеся прямому учету Экономически нецелесообразно учитывать |
По стадиям жизненного цикла продукции | На качество при разработке продукции На качество при изготовлении продукции На качество при использовании продукции |
По отношению к производственному процессу | На качество в основном производстве На качество во вспомогательном производстве На качество при обслуживании производства |
По возможности оценки | Планируемые и фактические |
По характеру структурирования | По предприятию По производству По видам продукции |
По объемам формирования и учета | На продукцию На процессы На услуги |
По субъектам экономических отношений | У поставщиков сырья, организаций изготовителя и потребителя товара |
- С. А. Рябов средства и методы управления качеством
- 1. Планирование качества и объекты управления
- 1.1. Качество как объект управления
- 1.2. Эволюция подходов к менеджменту качества
- 1.3. Актуальность проблемы качества
- 2. Качество продукции
- 2.1. Терминология в области качества
- 2.1.1. Терминоведение
- 2.1.2. Методология, использованная в терминологии
- 2.2. Продукция
- 2.2.1 Термины, относящиеся к оценке качества
- 2.2.2. Термины, относящиеся к организации в области качества
- 2.3. Содержание качества
- 3. Качество продукции и конкурентоспособность
- 3.1. Анализ влияния качества продукции на спрос и предложение
- 3.2. Критерии качества продукции и показатель успешности хозяйственной деятельности предприятия
- 3.3. Патентная чистота как нормативное условие обеспечение конкурентоспособности продукции
- 4. Основы квалиметрии
- 4.1. Показатели оценки качества продукции
- 4.2. Технико-экономические показатели качества продукции
- 4.3. Оценка технического уровня и качества продукции
- 4.4. Методы оценки уровня качества продукции
- 4.5. Классификация показателей качества продукции
- 5. Установление целей в области качества
- 5.1. Планирование качества
- 5.2. Программа качества
- 5.3. Функции качества
- 5.4. Основные методы управления качеством
- 5.4.1. Классификация методов управления качеством
- 5.4.2. Организационно- распорядительные методы управления качеством
- 5.4.3. Инженерно-технологические методы управления качеством
- 5.4.4. Экономические методы управления качеством
- 5.4.5. Социально-психологические методы управления качеством
- 5.5. Экспертные методы управления качеством
- 5.5.1. Сущность экспертных методов и организация работ по их использованию при управлении качеством
- Метод сопоставления
- Оценка согласованности экспертных данных
- 6. Метод принятия решений в управлении качеством
- 6.1. Метод полезности
- 6.2. Метод теории игр в управлении
- 6.3. Метод сетевого планирования и управления
- 7. Экономические аспекты качества
- 7.1. Технический контроль
- 7.2. Годная и дефектная продукция
- 7.3. Дефекты и их классификация
- 7.3.1. Дефекты металлов, их виды и возможные последствия
- 8. Неразрушающий контроль (нк) качества продукции
- 8.1. Виды и методы нк и их классификация
- 8.2. Контроль средств производства
- 9. Управление затратами на качество
- 9.1. Основные понятия о затратах на качество
- 9.2. Обзор исследований в области затрат на качество
- 9.3. Управление затратами
- 9.4. Модели затрат на качество
- 9.5. Сбор данных о затратах
- 9.6. Экономические аспекты менеджмента качества в стандартах серии исо 9000
- 9.7. Классификация, учет и анализ брака
- 10. Удовлетворение потребителей как результат управления качеством
- 10.1. Ценность продукта для потребителя
- 10.2. Методологический подход к оценке удовлетворения потребителя
- 10.3. Удовлетворение заказчика и тенденции к новым формам удовлетворенности потребителя
- 11. Удовлетворение внутреннего потребителя
- 11.1. Внутренний маркетинг
- 11.2. Внутрифирменное обучение
- 11.3. Основы корпоративной культуры
- 11.4. Функция управления техническими системами
- 11.5. Комплекс мероприятий по управлению качеством
- 12. Совмещенность конструкций машин
- 12.1. Характеристика конструкций машин
- 13. Нормативное руководство качеством при управлении проектами
- 13.1. Характеристики проекта
- 13.2. Качество в процессах управления проектами
- 14. Эффективность технических систем в эксплуатации
- 14.1. Управление совмещенностью свойств качества функционирования технических систем
- 14.1.1. Методика расчета допуска по показателям надежности
- 14.1.2. Обеспечение взаимозаменяемости при эксплуатации
- 14.1.3. Обеспечение надежности тс
- 14.2. Функция управления эффективностью тс
- 15. Методы обеспечения безотказности
- 15.1. Параметрические методы
- 15.2. Структурные методы
- 15.3. Подходы к планированию технического обслуживания систем
- 16. Поддержание качества технических систем при эксплуатации
- 16.1. Программа обеспечения надежности тс
- 16.2. Стандартизация в области надежности
- 16.2.1. Эволюция мэк/тк 56 «Надежность»
- 16.2.2. Концепция тк 119 Государственной системы стандартизации в области надежности
- 17. Методология управления технологической системой
- 17.1. Технологическая система как объект управления
- 17.2. Организационно-технические принципы управления технологическими системами
- 17.3. Экономические аспекты управления тс
- 18. Управление компонентами технологической системы
- 18.1. Управление технологической подготовкой производства
- 18.2. Обеспечение технологичности конструкции изделия
- 18.3. Управление технологическими процессами производства
- 18.4. Автоматизированное конструирование средств технологического оснащения в тпп
- 18.5. Система технического контроля
- 18.5.1. Основные термины и определения
- 18.5.2. Принципы технического контроля
- 18.5.3. Построение систем технического контроля
- 18.6. Статический контроль в производстве
- 18.6.1. Роль технологий производства в обеспечении качества
- 19. Система сертификации
- 19.1. Проведение сертификации
- 19.2. Международная сертификация
- 19.3. Сертификация в различных сферах
- 19.4. Методы мотивации
- 19.4.1. Факторы мотивации
- 19.5. Общие положения и организационно-методические направления улучшения обучения и повышения квалификации кадров по управлению качеством
- 19.6. Функции и структура программы обучения и повышения квалификации в области управления качеством
- Основные принципы определения эффективности управления качеством
- 19.7. Основные источники эффектов и показатели расчета эффективности управления качеством
- Список рекомендуемой литературы