4.2. Технико-экономические показатели качества продукции
Классификация показателей качества продукции по характеризуемым ими свойствам имеет большое значение, так как позволяет увязать между собой показатели и свойства.
Технико-экономические показатели разделены на несколько групп:
1. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие её основные функции, для выполнения которых, она предназначена и которые обусловливают область её применения. Показатели назначения, в свою очередь, делятся на классификационные, функциональные, конструктивные, состава и структуры.
Классификационные показатели определяют принадлежность продукции к определённой классификационной группировке. К ним относятся, к примеру, мощность электродвигателя, ёмкость ковша экскаватора, передаточное число редуктора и т. д.
Функциональные показатели характеризуют полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции. Такими показателями являются: производительность станка, точность измерительного прибора.
Показатели состава и структуры определяют содержание в продукции химических элементов и структурных групп. К ним относятся процентное содержание различных веществ в продуктах питания, материалах, сырьё и т. д.
Показатели назначения являются одними из наиболее важных показателей продукции, на основании изучения которых планируется повышение её качества.
2. Показатели надёжности характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.
Показатели безотказности характеризуют свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или наработки изделия. К показателям безотказности неремонтируемых изделий относятся вероятность безотказной работы, интенсивность отказов, средняя наработка до отказа, а ремонтируемых изделий – параметр потока отказов, наработка на отказ.
Показатели долговечности характеризуют свойство изделия сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов. К показателям долговечности относятся: гамма-процентный ресурс, средний ресурс, назначенный ресурс, средний ресурс между средними (капитальными) ремонтами, средний срок службы, средний срок службы до списания и т. д.
Показатели ремонтопригодности характеризуют свойство изделия, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения его отказов, повреждений, к устранению их последствий путём проведения ремонтов и технического обслуживания, К показателям ремонтопригодности относятся среднее время восстановления и вероятность восстановления в заданное время.
Показатели сохраняемости характеризуют свойство изделия непрерывно сохранять исправное и работоспособное состояние в течение и после срока хранения и (или) транспортирования. К показателям сохраняемости относятся средний срок сохраняемости и гамма-процентный срок сохраняемости.
Наряду с единичными для оценки надёжности изделий применяются комплексные показатели, которые относятся к нескольким свойствам, составляющим надёжность изделия: коэффициент готовности, коэффициент технического использования и др.
3. Показатели технологичности характеризуют свойство продукции, обусловливающее оптимальное распределение затрат материалов; средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.
Эффективность работ по обеспечению технологичности изделия определяется следующими факторами:
- выбором рационального принципа действия;
- рациональной разбивкой на узлы и компоновкой конструкции;
- преемственностью конструктивных решений;
- ограничением номенклатуры и правильным выбором материалов;
- соответствием конструкции условиям производства, технического обслуживания и ремонта изделия;
- соответствием конструкции составных частей изделия требованиям типовых технологических процессов.
Отработка изделия на технологичность проводится на всех этапах разработки и постановки продукции на производство в соответствии с требованиями нормативно-методической документации. Различают технологичность производственную и эксплуатационную.
Показатели технологичности продукции подразделяются на основные и дополнительные. Основными показателями технологичности являются показатели трудоёмкости, материалоёмкости и себестоимости, которые применяются для оценки качества всех групп продукции.
К показателям технологичности относятся следующие:
Суммарная трудоёмкость изготовления продукции рассчитывается по формуле
T = ∑tk, (6)
где tk – трудоёмкость по цехам, участкам или видам работ, входящих в технологический процесс изготовления продукции, в нормочасах или машино-часах, k – количество цехов, участков или видов работ.
Сравнительная трудоёмкость (tc) характеризует уровень трудозатрат и определяется по формуле
tc = Т/Тб , (7)
где Тб – базовая трудоёмкость изготовления, принятая в результате расчётов или заданная заранее в нормо-часах или машино-часах.
Суммарная материалоёмкость продукции (М) определяется по общей массе единицы продукции без учёта рабочих жидкостей, топлива и т. д. по формуле
M = ∑mi, (8)
где mi – материалоёмкость определённой составной части продукции, кг; h – число составных частей.
Важнейшим относительным показателем технологичности, характеризующим использование материальных ресурсов при производстве продукции, является коэффициент использования материала (Ки.м.), который вычисляется как отношение массы материала в готовой продукции к массе материала, используемого при выполнении технологического процесса её изготовления:
Ки.м. = Мг / Мв (9)
где Мг – масса материалов в готовой продукции, кг; Мв – масса материала, введённого в технологический процесс, кг.
Дополнительные показатели технологичности характеризуют конструктивно-технологические свойства продукций, например, точность изготовления. В качестве дополнительных показателей технологичности в ряде случаев используют показатели назначения, например коэффициент сборности и т. д.
4. Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и заимствованными элементами (детали, сборочные единицы). К показателям стандартизации относится коэффициент повторяемости.
5. Эргономические показатели характеризуют степень соответствия изделия комплексу гигиенических, антропометрических, физиологических, психофизиологических и психологических требований, которые устанавливаются на основе исследования систем: человек – машина, человек – рабочее место, человек – вещь.
При разработке эргономических требований и показателей изучаются функциональные возможности человека в процессе труда, его взаимодействие с изделием и окружающей средой с целью создания оптимальных условий, которые обеспечивали бы наибольшую производительность труда и в то же время максимум удобства и сохранение здоровья человека. Номенклатура эргономических показателей включает следующие.
Гигиенические показатели характеризуют соответствие изделия и рабочей среды требованиям санитарии и гигиены, например, уровень освещённости, температура, давление, влажность, запылённость, токсичность, уровень шума, вибрации, ускорения.
Антропометрические показатели характеризуют соответствие изделия и его элементов форме и размерам человеческого тела и его частей. Они призваны учитывать рациональную и удобную рабочую позу, правильную осанку и т. п. Для оценки, например, антропометрических свойств пульта управления учитывают соответствие рукояток, переключателей, ручек корпуса размерам кисти руки человека.
Физиологические показатели характеризуют соответствие изделия силовым, двигательным и другим возможностям человека. К числу таких показателей относятся рабочие усилия на рычагах и педалях, а также масса переносных элементов изделия.
Психофизиологические показатели характеризуют соответствие изделия особенностям органов чувств человека. Они влияют на объём и скорость рабочих движений, объём зрительной информации (с учётом размера, яркости, контраста, цвета и пространственного расположения объекта наблюдения), слуховой информации и др.
Психологические показатели характеризуют соответствие изделия особенностям и возможностям высшей нервной деятельности человека: лёгкость и быстроту формирования навыков управления и обслуживания машины, объём и скорость восприятия и переработки человеком информации с помощью данного изделия. Так, если количество указателей и сигнализаторов чрезмерно велико, а их расположение не рационально, то снижается оперативность работы человека, появляется возможность ошибок.
Большинство эргономических показателей (за исключением гигиенических) определяется эргономистами-экспертами по разработанной в данной отрасли специальной шкале оценок в баллах.
6. Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции и совершенство производственного исполнения продукции.
Информационная выразительность определяется оригинальностью внешнего вида изделия, его стилевым единством с окружающей средой, соответствием моде и т. д.
Рациональность формы в основном определяется ее соответствием назначению продукции, применяемым материалам
и технологии изготовления. Рациональная форма изделия должна создаваться с учётом эргономических требований.
Целостность композиции характеризует согласованность объёмов, плоскостей, переходов и других элементов формы изделия между собой. Целостность композиции создаётся с учётом цветовых сочетаний и декоративных свойств материалов.
Совершенство производственного исполнения определяется тщательностью отделки поверхностей изделия, чёткостью исполнения фирменных знаков, обозначений, сопроводительной документации и т. д. и должно обеспечивать сохраняемость формы и поверхностей изделий, стойкость декоративных покрытий и т. д.
Оценка эстетических показателей качества конкретных образцов продукции проводится экспертной комиссией, состоящей из квалификационных специалистов в области художественного конструирования. Численные значения эстетических показателей определяются в баллах.
Патентно-правовые показатели характеризуют новизну и патентную защиту технических решений, использованных при создании продукции, и во многом определяют её конкурентоспособность. Подразделяются на показатели патентной защиты и показатели патентной чистоты.
Показатель патентной защиты позволяет судить о применении в изделии, изготовленном в нашей стране, отечественных технических решений, признанных изобретениями в РФ и за рубежом. Он определяется с учётом всей патентной документации страны, в которую поставляется продукция.
Патентная чистота изделия может характеризоваться также показателем территориального распространения (Рт.п.ч.), определяемым по формуле
Рт.п.ч = (То – Т) / То (10)
где То — общее число стран предполагаемого экспорта изделия или продажи лицензий; Т – число стран, по которым изделие не обладает патентной чистотой.
Пример. Предполагается поставка электродвигателя в 10 стран. В отношении двух из них изделие не обладает патентной чистотой. Показатель территориального распространения в данном случае будет равен:
Рт.п.ч = (10 – 2) / 10 = 0,8.
На практике могут иметь место случаи, когда для определения возможности реализации изделия в РФ или за рубежом необходимо использовать совокупность показателей патентной чистоты.
Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию, а также к подготовительным и заключительным операциям, связанным с транспортированием.
К подготовительным операциям относятся, например, укладка продукции в транспортную тару, упаковывание, герметизация, погрузка, частичная разборка изделий, установка амортизаторов, воспринимающих удары и вибрации, крепление и т. п. Заключительными операциями являются, например, разгрузка транспортного средства, распаковывание, сборка и т. п.
Показатели транспортабельности продукций должны выбираться применительно к конкретному виду транспорта (автомобильному, железнодорожному, водному, воздушному).
Основными показателями транспортабельности являются:
средняя трудоёмкость подготовки единицы продукции к транспортированию (включая погрузку и крепление);
средняя стоимость упаковывания партии продукции в определённую тару;
средняя стоимость перевозки единицы продукции на 1 км определённым транспортным средством (за исключением затрат на погрузку, укладку и разгрузку);
средняя продолжительность разгрузки партии продукции из определённого транспортного средства.
При определении показателей транспортабельности могут применяться как расчётный, так и экспертный методы.
9. Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. К экологическим показателям относятся: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду: вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении продукций.
При определении экологических показателей необходимо руководствоваться требованиями и нормами, установленными государственными стандартами в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов.
Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие безопасность обслуживающего персонала при её использовании. Такими показателями являются вероятность безопасной работы, время срабатывания защитных устройств, сопротивление изоляции токоведущих частей изделия, с которыми возможно соприкосновение человека, и т. д.
Безопасность обслуживающего персонала при использовании продукции обеспечивается соблюдением требований безопасности, предъявляемых к производственной среде, производственному процессу, оборудованию. Эти требования установлены системой стандартов безопасности труда.
Качество продукции характеризуется также экономическими показателями, позволяющими оценить затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции (например, себестоимость изготовления продукции, затраты на изготовление и испытание опытных образцов, затраты на расходные материалы при эксплуатации изделий). При помощи экономических показателей оценивают также различные свойства, определяющие качество продукции (технологические, надёжности и др.).
Осуществляя контроль качества изготовляемой продукции, определяют фактические значения её показателей. Поскольку процесс производства подвержен влиянию случайных факторов (меняются характеристики исходных материалов, уровень настройки оборудования и др.), то имеет место и рассеивание значений показателей качества продукции. Рассеивание фактических значений показателей качества у разных единиц продукции одного и того же вида оценивается с помощью показателей однородности.
Наиболее распространённым показателем однородности продукции является среднее квадратическое отклонение значений показателей качества в различных партиях определенной продукции, например, среднее квадратическое отклонение ресурсов машин, среднее квадратическое отклонение содержания легирующих добавок в сплаве металлов и др. Статистические показатели однородности устанавливаются только для продукции серийного и массового производства.
Рассмотрим этапы оценки уровня качества продукции.
При определении номенклатуры показателей качества вся продукция делится на 2 класса и 5 групп.
Первый класс, к которому относится продукция, расходуемая при использовании, подразделяется на три группы (1 – 3).
К группе 1 относятся сырьё и различные виды природного топлива, например, все полезные ископаемые, жидкое, твёрдое и газообразное топливо, естественные строительные материалы, драгоценные минералы и т. д.
В группу 2 входят материалы и продукты, например, искусственное топливо, смазочные масла, различные химические продукты, различные материалы (текстильные, строительные, радиотехнические и др.), медицинские препараты и пищевые продукты (кроме входящих в группу 3) .
К группе 3 относятся такие расходуемые изделия, как кондитерские, аптекарские и парфюмерно-косметические товары в промышленной упаковке, консервы в банках, жидкое топливо в бочках, баллоны с газами, проволока и кабели в катушках и в бобинах и т. п.
Второй класс, к которому относится продукция, расходующая свой ресурс, подразделяется на две группы: группу 4 и группу 5.
В группу 4 входят перемонтируемые изделия, например, электровакуумные и полупроводниковые приборы, резисторы, конденсаторы, болты, гайки, подшипники, шестерни и т. п.
Группу 5 составляют ремонтируемые изделия, например, технологическое оборудование, сельскохозяйственные и транспортные машины, различные приборы, кино- и фотоаппаратура, швейные изделия, мебель и т. п.
Исходная номенклатура групп показателей качества продукции выбирается с помощью таблицы их применяемости (табл. 2).
Т аблица 2
Наименование групп показателей качества продукции | Группы продукции | ||||
сырьё и природное топливо | материалы и продукты | расходуемые изделия | неремонтируемые изделия | ремон- тируемые изделия
| |
группа 1 | группа 2 | группа 3 | группа 4 | группа 5 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 . Показатели назначения | + | + | + | + | + |
2. Показатели надежности: |
|
|
|
|
|
безотказности | – | – | – | + | + |
долговечности | – | – | – | + | + |
ремонтопригодности | – | (+)* | (+)* | – | + |
сохраняемости | + | + | + | + | + |
П
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3. Показатели эргономические | – | (+) | + | + | + |
4. Эстетические показатели | (+) | (+) | + | + | + |
5. Показатели технологичности | + | + | + | + | + |
6. Показатели транспортабельности | + | + | + | + | + |
7. Показатели унификации | – | – | (+) | + | + |
8. Показатели патентно-правовые | – | (+) | + | + | + |
9, Экологические показатели | (+) | (+) | (+) | (+) | (+)
|
10, Показатели безопасности | (+) | (+) | (+) | (+) | (+)
|
В 64
Из табл. 2 следует, что уровень качества продукции группы 1 может быть определён с учётом семи групп показателей, а уровень качества продукции группы 5 – с учётом 10 и т. д. Выбор конкретных показателей качества продукции каждой группы проводится на основе НТД (стандартов и методик) с учётом требований потребителей, назначения и условий использования продукции.
Следующим этапом уровня качества продукции является определение значений выбранных показателей. При этом в зависимости от способа получения информации о численных значениях показателей качества продукции различают: измерительный, регистрационный, расчётный и органолептический методы.
- С. А. Рябов средства и методы управления качеством
- 1. Планирование качества и объекты управления
- 1.1. Качество как объект управления
- 1.2. Эволюция подходов к менеджменту качества
- 1.3. Актуальность проблемы качества
- 2. Качество продукции
- 2.1. Терминология в области качества
- 2.1.1. Терминоведение
- 2.1.2. Методология, использованная в терминологии
- 2.2. Продукция
- 2.2.1 Термины, относящиеся к оценке качества
- 2.2.2. Термины, относящиеся к организации в области качества
- 2.3. Содержание качества
- 3. Качество продукции и конкурентоспособность
- 3.1. Анализ влияния качества продукции на спрос и предложение
- 3.2. Критерии качества продукции и показатель успешности хозяйственной деятельности предприятия
- 3.3. Патентная чистота как нормативное условие обеспечение конкурентоспособности продукции
- 4. Основы квалиметрии
- 4.1. Показатели оценки качества продукции
- 4.2. Технико-экономические показатели качества продукции
- 4.3. Оценка технического уровня и качества продукции
- 4.4. Методы оценки уровня качества продукции
- 4.5. Классификация показателей качества продукции
- 5. Установление целей в области качества
- 5.1. Планирование качества
- 5.2. Программа качества
- 5.3. Функции качества
- 5.4. Основные методы управления качеством
- 5.4.1. Классификация методов управления качеством
- 5.4.2. Организационно- распорядительные методы управления качеством
- 5.4.3. Инженерно-технологические методы управления качеством
- 5.4.4. Экономические методы управления качеством
- 5.4.5. Социально-психологические методы управления качеством
- 5.5. Экспертные методы управления качеством
- 5.5.1. Сущность экспертных методов и организация работ по их использованию при управлении качеством
- Метод сопоставления
- Оценка согласованности экспертных данных
- 6. Метод принятия решений в управлении качеством
- 6.1. Метод полезности
- 6.2. Метод теории игр в управлении
- 6.3. Метод сетевого планирования и управления
- 7. Экономические аспекты качества
- 7.1. Технический контроль
- 7.2. Годная и дефектная продукция
- 7.3. Дефекты и их классификация
- 7.3.1. Дефекты металлов, их виды и возможные последствия
- 8. Неразрушающий контроль (нк) качества продукции
- 8.1. Виды и методы нк и их классификация
- 8.2. Контроль средств производства
- 9. Управление затратами на качество
- 9.1. Основные понятия о затратах на качество
- 9.2. Обзор исследований в области затрат на качество
- 9.3. Управление затратами
- 9.4. Модели затрат на качество
- 9.5. Сбор данных о затратах
- 9.6. Экономические аспекты менеджмента качества в стандартах серии исо 9000
- 9.7. Классификация, учет и анализ брака
- 10. Удовлетворение потребителей как результат управления качеством
- 10.1. Ценность продукта для потребителя
- 10.2. Методологический подход к оценке удовлетворения потребителя
- 10.3. Удовлетворение заказчика и тенденции к новым формам удовлетворенности потребителя
- 11. Удовлетворение внутреннего потребителя
- 11.1. Внутренний маркетинг
- 11.2. Внутрифирменное обучение
- 11.3. Основы корпоративной культуры
- 11.4. Функция управления техническими системами
- 11.5. Комплекс мероприятий по управлению качеством
- 12. Совмещенность конструкций машин
- 12.1. Характеристика конструкций машин
- 13. Нормативное руководство качеством при управлении проектами
- 13.1. Характеристики проекта
- 13.2. Качество в процессах управления проектами
- 14. Эффективность технических систем в эксплуатации
- 14.1. Управление совмещенностью свойств качества функционирования технических систем
- 14.1.1. Методика расчета допуска по показателям надежности
- 14.1.2. Обеспечение взаимозаменяемости при эксплуатации
- 14.1.3. Обеспечение надежности тс
- 14.2. Функция управления эффективностью тс
- 15. Методы обеспечения безотказности
- 15.1. Параметрические методы
- 15.2. Структурные методы
- 15.3. Подходы к планированию технического обслуживания систем
- 16. Поддержание качества технических систем при эксплуатации
- 16.1. Программа обеспечения надежности тс
- 16.2. Стандартизация в области надежности
- 16.2.1. Эволюция мэк/тк 56 «Надежность»
- 16.2.2. Концепция тк 119 Государственной системы стандартизации в области надежности
- 17. Методология управления технологической системой
- 17.1. Технологическая система как объект управления
- 17.2. Организационно-технические принципы управления технологическими системами
- 17.3. Экономические аспекты управления тс
- 18. Управление компонентами технологической системы
- 18.1. Управление технологической подготовкой производства
- 18.2. Обеспечение технологичности конструкции изделия
- 18.3. Управление технологическими процессами производства
- 18.4. Автоматизированное конструирование средств технологического оснащения в тпп
- 18.5. Система технического контроля
- 18.5.1. Основные термины и определения
- 18.5.2. Принципы технического контроля
- 18.5.3. Построение систем технического контроля
- 18.6. Статический контроль в производстве
- 18.6.1. Роль технологий производства в обеспечении качества
- 19. Система сертификации
- 19.1. Проведение сертификации
- 19.2. Международная сертификация
- 19.3. Сертификация в различных сферах
- 19.4. Методы мотивации
- 19.4.1. Факторы мотивации
- 19.5. Общие положения и организационно-методические направления улучшения обучения и повышения квалификации кадров по управлению качеством
- 19.6. Функции и структура программы обучения и повышения квалификации в области управления качеством
- Основные принципы определения эффективности управления качеством
- 19.7. Основные источники эффектов и показатели расчета эффективности управления качеством
- Список рекомендуемой литературы