7. Экономические аспекты качества
Экономическая предпосылка.
Значение качества продукции состоит в том, что только качественная продукция открывает экспортную дорогу на платежеспособные западные рынки. Являясь важным инструментом в борьбе за рынки сбыта, качество обеспечивает конкурентоспособность товара, которая должна соответствовать техническому уровню и полезности продукции в функциональном, социальном, эстетическом, эргономическом, экологическом аспектах. При этом конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей продукции, которые могут удовлетворять потребности потребителя, а также расходами на приобретение и потребление соответствующей продукции. Качество достигается вложением затрат, которые окупаются благодаря полученной прибыли.
Развитие рыночной экономики привело к рассмотрении качества с позиции потребителя в отличие от командно-административной экономики, где качество диктуется позицией производителя.
Наличие конкурентной среды в рыночной экономике привело к разделению конкуренции по признаку качества на
- ценовую – вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены;
- неценовую, при которой за ту же цену предлагается товар с более высокими качественными показателями и комплексом услуг, что называется на языке маркетинга «товар с сопровождением».
В усилении неценовой конкуренции товаропроизводителей главную роль играет повышение качества продукции. Оно выступает важнейшим фактором роста эффективности, удовлётворения потребностей и конкурентоспособности продукции; на и мировом рынке и в значительной степени определяет цель функционирования хозяйственного механизма.
Это в значительной степени обусловливает необходимость интегрального подхода к управлению качеством: продукции обеспечивающего усиление взаимосвязей между отдельными элементами системы управления качеством, стадиями жизненного цикла продукции, уровнями управления.
В рыночной экономике производитель и потребитель сами находят себя на рынке, мотивация их деятельности основывается на финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта. Потребительский эффект получается от совершенствования разнообразных уровней, важных для оценки качества, сконцентрированных в потребительной стоимости. Важными уровнями оценки качества являются:
- технический уровень, который воплощает в продукции достижения научно-технического прогресса;
- эстетический уровень, который характеризуется комплексом свойств, связанных с эстетическими ощущениями и взглядами;
- эксплуатационный уровень, связанный, с технической стороной использования продукции (уход за изделием, ремонт, поддержание качества);
- уровень качества функционирования, предполагающий гармоничную увязку функциональных свойств, (взаимозаменяемости, точности, надежности, стабильности).
Преобладающая часть современного мирового производства представлена производством продукции. Поэтому произведенная продукция воплощает в себе как Потребительную стоимость, так и стоимость.
В серийном производстве для изделий долговременного пользования все большую роль начинает играть не продажная цена продукции, а стоимость полного жизненного цикла.
Законам математической статистики. Выборочный контроль, процедуры и правила которого основаны на законах математической статистики, называется статистическим контролем качества. Благодаря небольшим затратам и высокой степени достоверности результатов статистический контроль является эффективным средством повышения качества продукции.
Различают контроль качества продукции для решения о её годности и приемке – приемочный контроль (не обязательно готовой продукции) и контроль качества для оценки состояния технологических процессов и решения о необходимости их наладки. Последний вид контроля, как правило, является статистическим и называется статистическим регулированием технологических процессов.
При активном контроле принимаются решения по улучшению качества продукции, в то время как при пассивном – только фиксируется брак.
В зависимости от места контроля качества продукции в процессе её производства различают входной и операционный контроль, контроль готовой продукции, контроль транспортирования и хранения продукции на предприятиях и т. д.
Входной контроль комплектующих изделий, материалов, сырья и полуфабрикатов в настоящее время введён во всех объединениях и предприятиях. Если поступившие в объединение или на предприятие сырьё, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия не соответствуют по результатам входного контроля нормативно-технической документации, то выдача и запуск их в производство запрещается.
Важное значение имеет операционный контроль. Своевременное выявление брака на операциях позволяет исключить пропуск его потребителю и направлено на повышение эффективности производства путём сокращения непроизводственных потерь, вызванных поздним обнаружением брака. Несколько особое место среди перечисленных видов контроля занимают инспекционный и летучий контроль. Инспекционный – это контроль уже проконтролированной продукции, из которой исключён обнаруженный брак. Летучий контроль также носит инспекционный характер, но благодаря тому, что он осуществляется внезапно, в случайные моменты времени, его результаты дают полезную информацию.
В зависимости от контролируемого параметра различают контроль по количественному признаку, контроль по качественному признаку и контроль по альтернативному признаку.
Контроль, в процессе которого определяют значения одного или нескольких параметров, а последующее решение о контролируемой совокупности принимают в зависимости от этих значений, называется контролем по количественному признаку.
Контроль, в ходе которого каждую проверенную единицу продукции относят к определённой группе, а последующее решение о контролируемой совокупности принимают в зависимости от соотношения чисел её единиц, оказавшихся в разных группах, называется контролем по качественному признаку.
Контроль по альтернативному признаку является частным случаем контроля по качественному признаку, когда совокупность продукции состоит из двух групп: годной и дефектной. Решение о контролируемой совокупности принимается в зависимости от числа обнаруженных дефектных единиц или числа дефектов, приходящихся на определённое число единиц продукции.
В зависимости от средств получения информации о показателях качества различают визуальный, органолептический и инструментальный контроль.
По характеру поступления продукции на контроль рассматривают непрерывный контроль, например, на конвейере или в потоке, и контроль партий продукции.
- С. А. Рябов средства и методы управления качеством
- 1. Планирование качества и объекты управления
- 1.1. Качество как объект управления
- 1.2. Эволюция подходов к менеджменту качества
- 1.3. Актуальность проблемы качества
- 2. Качество продукции
- 2.1. Терминология в области качества
- 2.1.1. Терминоведение
- 2.1.2. Методология, использованная в терминологии
- 2.2. Продукция
- 2.2.1 Термины, относящиеся к оценке качества
- 2.2.2. Термины, относящиеся к организации в области качества
- 2.3. Содержание качества
- 3. Качество продукции и конкурентоспособность
- 3.1. Анализ влияния качества продукции на спрос и предложение
- 3.2. Критерии качества продукции и показатель успешности хозяйственной деятельности предприятия
- 3.3. Патентная чистота как нормативное условие обеспечение конкурентоспособности продукции
- 4. Основы квалиметрии
- 4.1. Показатели оценки качества продукции
- 4.2. Технико-экономические показатели качества продукции
- 4.3. Оценка технического уровня и качества продукции
- 4.4. Методы оценки уровня качества продукции
- 4.5. Классификация показателей качества продукции
- 5. Установление целей в области качества
- 5.1. Планирование качества
- 5.2. Программа качества
- 5.3. Функции качества
- 5.4. Основные методы управления качеством
- 5.4.1. Классификация методов управления качеством
- 5.4.2. Организационно- распорядительные методы управления качеством
- 5.4.3. Инженерно-технологические методы управления качеством
- 5.4.4. Экономические методы управления качеством
- 5.4.5. Социально-психологические методы управления качеством
- 5.5. Экспертные методы управления качеством
- 5.5.1. Сущность экспертных методов и организация работ по их использованию при управлении качеством
- Метод сопоставления
- Оценка согласованности экспертных данных
- 6. Метод принятия решений в управлении качеством
- 6.1. Метод полезности
- 6.2. Метод теории игр в управлении
- 6.3. Метод сетевого планирования и управления
- 7. Экономические аспекты качества
- 7.1. Технический контроль
- 7.2. Годная и дефектная продукция
- 7.3. Дефекты и их классификация
- 7.3.1. Дефекты металлов, их виды и возможные последствия
- 8. Неразрушающий контроль (нк) качества продукции
- 8.1. Виды и методы нк и их классификация
- 8.2. Контроль средств производства
- 9. Управление затратами на качество
- 9.1. Основные понятия о затратах на качество
- 9.2. Обзор исследований в области затрат на качество
- 9.3. Управление затратами
- 9.4. Модели затрат на качество
- 9.5. Сбор данных о затратах
- 9.6. Экономические аспекты менеджмента качества в стандартах серии исо 9000
- 9.7. Классификация, учет и анализ брака
- 10. Удовлетворение потребителей как результат управления качеством
- 10.1. Ценность продукта для потребителя
- 10.2. Методологический подход к оценке удовлетворения потребителя
- 10.3. Удовлетворение заказчика и тенденции к новым формам удовлетворенности потребителя
- 11. Удовлетворение внутреннего потребителя
- 11.1. Внутренний маркетинг
- 11.2. Внутрифирменное обучение
- 11.3. Основы корпоративной культуры
- 11.4. Функция управления техническими системами
- 11.5. Комплекс мероприятий по управлению качеством
- 12. Совмещенность конструкций машин
- 12.1. Характеристика конструкций машин
- 13. Нормативное руководство качеством при управлении проектами
- 13.1. Характеристики проекта
- 13.2. Качество в процессах управления проектами
- 14. Эффективность технических систем в эксплуатации
- 14.1. Управление совмещенностью свойств качества функционирования технических систем
- 14.1.1. Методика расчета допуска по показателям надежности
- 14.1.2. Обеспечение взаимозаменяемости при эксплуатации
- 14.1.3. Обеспечение надежности тс
- 14.2. Функция управления эффективностью тс
- 15. Методы обеспечения безотказности
- 15.1. Параметрические методы
- 15.2. Структурные методы
- 15.3. Подходы к планированию технического обслуживания систем
- 16. Поддержание качества технических систем при эксплуатации
- 16.1. Программа обеспечения надежности тс
- 16.2. Стандартизация в области надежности
- 16.2.1. Эволюция мэк/тк 56 «Надежность»
- 16.2.2. Концепция тк 119 Государственной системы стандартизации в области надежности
- 17. Методология управления технологической системой
- 17.1. Технологическая система как объект управления
- 17.2. Организационно-технические принципы управления технологическими системами
- 17.3. Экономические аспекты управления тс
- 18. Управление компонентами технологической системы
- 18.1. Управление технологической подготовкой производства
- 18.2. Обеспечение технологичности конструкции изделия
- 18.3. Управление технологическими процессами производства
- 18.4. Автоматизированное конструирование средств технологического оснащения в тпп
- 18.5. Система технического контроля
- 18.5.1. Основные термины и определения
- 18.5.2. Принципы технического контроля
- 18.5.3. Построение систем технического контроля
- 18.6. Статический контроль в производстве
- 18.6.1. Роль технологий производства в обеспечении качества
- 19. Система сертификации
- 19.1. Проведение сертификации
- 19.2. Международная сертификация
- 19.3. Сертификация в различных сферах
- 19.4. Методы мотивации
- 19.4.1. Факторы мотивации
- 19.5. Общие положения и организационно-методические направления улучшения обучения и повышения квалификации кадров по управлению качеством
- 19.6. Функции и структура программы обучения и повышения квалификации в области управления качеством
- Основные принципы определения эффективности управления качеством
- 19.7. Основные источники эффектов и показатели расчета эффективности управления качеством
- Список рекомендуемой литературы