18.6. Статический контроль в производстве
Современной прогрессивной формой управления процессов производства в технологических системах является статический контроль, который подразделяется на три вида:
статистический приемочный контроль партий продукции;
непрерывный статический приемочный контроль;
статистическое регулирование технологического процесса.
Статистический приемочный контроль не следует понимать только как контроль готовой продукции (приемку). Он может применяться также на операциях входного контроля, при операционном контроле после завершения технологической операции и в других случаях, когда принимается решение о пригодности к использованию партии или потока продукции.
Различают два основных статистических метода контроля: по количественному и по альтернативному признакам.
Необходимым условием применения статистических методов контроля является отлаженность и стабильность технологического процесса. Процесс считается отлаженным, если полностью выявлены и устранены нарушения технологической дисциплины, и стабильным, если распределение вероятностей его параметров остается постоянным в течение некоторого интервала времени без вмешательства извне.
Для применения статистического регулирования необходимы еще два условия:
должны быть выявлены систематические погрешности как причины возможных разладок (например, смещение настройки) и способы корректирования значений параметров технологического процесса для их оперативного устранения;
коэффициент точности по контролируемому параметру должен удовлетворять условию , где - поле рассеивания или разность максимального и минимального значений контролируемого параметра за установленный промежуток времени (наработку технологической системы); - допуск на контролируемый параметр.
Отлаженный и стабильный процесс, удовлетворяющий этим условиям, считается статистически управляемым.
Проверку указанных условий осуществляют путем предварительного анализа точности и стабильности технологического процесса. На этапе подготовки производства для анализа используют главным образом расчетные методы, а на этапе изготовления продукции – опытно-статистические методы. Для применения стандартизованных планов контроля по количественному признаку необходимо также в процессе предварительного анализа проверить распределение контролируемого параметра.
Применение статистического контроля позволяет снизить трудоемкость и стоимость контроля, высвободить часть контролирующего персонала. Вместе с тем статистический контроль предъявляет повышенные требования к квалификации разработчиков и исполнителей контроля, а также к точности средств измерений. Поэтому окончательный выбор вида контроля следует производить на основании комплексного экономического критерия.
Статистический контроль основан на теории проверки гипотез и применяется для обоснованного суждения о качестве достаточно большой совокупности объектов по результату проверки сравнительно малой выборки из этой совокупности.
В статистическом контроле основное внимание уделяется нулевой гипотезе, общую процедуру по проверке которой можно представить следующим образом.
Формулирование нулевой и альтернативной гипотез.
Получение математической модели, описывающей вероятность значений выборки для рассматриваемого параметра. В этом случае функция нормального распределения описывает вероятности различных средних значений выборки.
Установление правила решения, основанного на данной модели. В основном это относится к учету параметров .
Выборочное проведение измерений продукции, получаемой в результате данного процесса. Принятие или отклонение нулевой гипотезы .
- С. А. Рябов средства и методы управления качеством
- 1. Планирование качества и объекты управления
- 1.1. Качество как объект управления
- 1.2. Эволюция подходов к менеджменту качества
- 1.3. Актуальность проблемы качества
- 2. Качество продукции
- 2.1. Терминология в области качества
- 2.1.1. Терминоведение
- 2.1.2. Методология, использованная в терминологии
- 2.2. Продукция
- 2.2.1 Термины, относящиеся к оценке качества
- 2.2.2. Термины, относящиеся к организации в области качества
- 2.3. Содержание качества
- 3. Качество продукции и конкурентоспособность
- 3.1. Анализ влияния качества продукции на спрос и предложение
- 3.2. Критерии качества продукции и показатель успешности хозяйственной деятельности предприятия
- 3.3. Патентная чистота как нормативное условие обеспечение конкурентоспособности продукции
- 4. Основы квалиметрии
- 4.1. Показатели оценки качества продукции
- 4.2. Технико-экономические показатели качества продукции
- 4.3. Оценка технического уровня и качества продукции
- 4.4. Методы оценки уровня качества продукции
- 4.5. Классификация показателей качества продукции
- 5. Установление целей в области качества
- 5.1. Планирование качества
- 5.2. Программа качества
- 5.3. Функции качества
- 5.4. Основные методы управления качеством
- 5.4.1. Классификация методов управления качеством
- 5.4.2. Организационно- распорядительные методы управления качеством
- 5.4.3. Инженерно-технологические методы управления качеством
- 5.4.4. Экономические методы управления качеством
- 5.4.5. Социально-психологические методы управления качеством
- 5.5. Экспертные методы управления качеством
- 5.5.1. Сущность экспертных методов и организация работ по их использованию при управлении качеством
- Метод сопоставления
- Оценка согласованности экспертных данных
- 6. Метод принятия решений в управлении качеством
- 6.1. Метод полезности
- 6.2. Метод теории игр в управлении
- 6.3. Метод сетевого планирования и управления
- 7. Экономические аспекты качества
- 7.1. Технический контроль
- 7.2. Годная и дефектная продукция
- 7.3. Дефекты и их классификация
- 7.3.1. Дефекты металлов, их виды и возможные последствия
- 8. Неразрушающий контроль (нк) качества продукции
- 8.1. Виды и методы нк и их классификация
- 8.2. Контроль средств производства
- 9. Управление затратами на качество
- 9.1. Основные понятия о затратах на качество
- 9.2. Обзор исследований в области затрат на качество
- 9.3. Управление затратами
- 9.4. Модели затрат на качество
- 9.5. Сбор данных о затратах
- 9.6. Экономические аспекты менеджмента качества в стандартах серии исо 9000
- 9.7. Классификация, учет и анализ брака
- 10. Удовлетворение потребителей как результат управления качеством
- 10.1. Ценность продукта для потребителя
- 10.2. Методологический подход к оценке удовлетворения потребителя
- 10.3. Удовлетворение заказчика и тенденции к новым формам удовлетворенности потребителя
- 11. Удовлетворение внутреннего потребителя
- 11.1. Внутренний маркетинг
- 11.2. Внутрифирменное обучение
- 11.3. Основы корпоративной культуры
- 11.4. Функция управления техническими системами
- 11.5. Комплекс мероприятий по управлению качеством
- 12. Совмещенность конструкций машин
- 12.1. Характеристика конструкций машин
- 13. Нормативное руководство качеством при управлении проектами
- 13.1. Характеристики проекта
- 13.2. Качество в процессах управления проектами
- 14. Эффективность технических систем в эксплуатации
- 14.1. Управление совмещенностью свойств качества функционирования технических систем
- 14.1.1. Методика расчета допуска по показателям надежности
- 14.1.2. Обеспечение взаимозаменяемости при эксплуатации
- 14.1.3. Обеспечение надежности тс
- 14.2. Функция управления эффективностью тс
- 15. Методы обеспечения безотказности
- 15.1. Параметрические методы
- 15.2. Структурные методы
- 15.3. Подходы к планированию технического обслуживания систем
- 16. Поддержание качества технических систем при эксплуатации
- 16.1. Программа обеспечения надежности тс
- 16.2. Стандартизация в области надежности
- 16.2.1. Эволюция мэк/тк 56 «Надежность»
- 16.2.2. Концепция тк 119 Государственной системы стандартизации в области надежности
- 17. Методология управления технологической системой
- 17.1. Технологическая система как объект управления
- 17.2. Организационно-технические принципы управления технологическими системами
- 17.3. Экономические аспекты управления тс
- 18. Управление компонентами технологической системы
- 18.1. Управление технологической подготовкой производства
- 18.2. Обеспечение технологичности конструкции изделия
- 18.3. Управление технологическими процессами производства
- 18.4. Автоматизированное конструирование средств технологического оснащения в тпп
- 18.5. Система технического контроля
- 18.5.1. Основные термины и определения
- 18.5.2. Принципы технического контроля
- 18.5.3. Построение систем технического контроля
- 18.6. Статический контроль в производстве
- 18.6.1. Роль технологий производства в обеспечении качества
- 19. Система сертификации
- 19.1. Проведение сертификации
- 19.2. Международная сертификация
- 19.3. Сертификация в различных сферах
- 19.4. Методы мотивации
- 19.4.1. Факторы мотивации
- 19.5. Общие положения и организационно-методические направления улучшения обучения и повышения квалификации кадров по управлению качеством
- 19.6. Функции и структура программы обучения и повышения квалификации в области управления качеством
- Основные принципы определения эффективности управления качеством
- 19.7. Основные источники эффектов и показатели расчета эффективности управления качеством
- Список рекомендуемой литературы