5.1. Планирование качества
Под планированием качества продукции понимается процесс разработки и принятия обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей, качества на заданный момент времени или в течение заданного промежутка времени.
Планирование качества – всеобъемлющий процесс, который должен осуществляться на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны быть обеспечены
необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели качества и мероприятия по его повышению необходимо тщательно обосновывать расчетами экономической эффективности.
Главными задачами планирования качества продукции являются:
обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка;
повышение технического уровня и качества продукции до уровня лучших отечественных и зарубежных образцов;
установление экономически оптимальных заданий по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;
усовершенствование структуры выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;
увеличение выпуска сертифицированной продукции;
улучшение отдельных потребительских свойств уже выпускаемой продукции (надежность, экономичность; эргономичность и др.);
своевременное сокращение выпуска или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции;
увеличение экономической эффективности производства и использования продукции улучшенного качества.
Важными принципами планирования качества продукции являются:
непрерывность, обусловленная постоянным повышением конкурентоспособности продукции, в результате чего планирование качества рассматривается не как единичный акт, а как постоянно возобновляющийся процесс составления планов повышения качества;
научная разработка планов, предполагающая учет и планирование новейших достижений науки и техники;
экономичность путей достижения целей, связанных с максимумом получаемого эффекта;
координация (по горизонтали) и интеграция (по вертикали) плановой деятельности. В результате процесс внутрифирменного планирования качества приобретает необходимые, целостность и единство.
Любой план останется на бумаге, если не будут созданы надлежащие условия для его выполнения. Планирование качества продукции предприятия должно быть основано прежде всего на тщательном изучении текущего и перспективного спроса на его продукцию, анализе отзывов потребителей о ее поведении в эксплуатации, проработке договоров с заказчиками.
Планы повышения качества должны учитывать также результаты сертификации продукции, прогрессивные требования действующих стандартов и технических условий, результаты НИОКР, патентные материалы, лицензии, данные НТИ, требования потребителей.
Планируемые задания и обязательства по повышению качества Продукции должны быть согласованы с другими разделами планов предприятия, а также обеспечены материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.
Планируемые изменения себестоимости продукции, прибыли, рентабельности производства, численности работников, их заработной платы, суммы капитальных вложений и др., связанные с проведением
мероприятий по повышению качества продукции, должны быть подтверждены соответствующими расчетами.
Процесс взаимодействия с внешней средой также необходимо согласовывать с политикой в области качества на предприятии. Для того чтобы обеспечить предусмотренное в планах улучшение качества собственной продукции, предприятие должно требовать от своих поставщиков соответствующего улучшения качества поставляемого сырья и комплектующих изделий.
В состав плана предприятия по повышению качества продукции могут, входить как отдельные показатели, так и целевые комплексы мероприятий, направленных на улучшение качества.
Системный подход к планам качества. Сложность исследования процесса планирования качества обусловлена необходимостью обращения к научным методам, одним из которых является системный подход, позволяющий объективно выбрать масштабы и направления управления качеством, виды продукции, формы и методы производства, обеспечивающие наибольший эффект усилий и средств, затраченных на повышение качества. Системный подход к планированию качества позволяет заложить научные основы промышленного предприятия и планирующих органов.
Планирование в широком смысле – это прежде всего процесс выработки и принятия решений, позволяющих обеспечить эффективность функционирования и развития предприятия в будущем. Эти решения не разрозненны, а образуют целостную систему, в рамках которой взаимно влияют друг на друга, что вызывает на практике значительные трудности, обусловленные необходимостью их «увязывания». Такая «увязка» позволяет обеспечить оптимальное сочетание решений.
Планирование в узком смысле – это составление специальных документов-планов, определяющих конкретные шаги предприятия по повышению качества продукции в рамках предстоящего периода.
Объектами планирования качества являются:
цели и стратегии предприятия по завоеванию той или иной рыночной позиции;
параметры качества продукции, позволяющие повысить ее конкурентоспособность;
прогнозы рыночных тенденций качественных характеристик продукции и планы по достижению показателей в соответствии с данными тенденциями.
Одним из важнейших направлений планирования качества продукции на предприятии является внутрипроизводственное планирование. Его задачи заключаются:
в формулировании цели его деятельности и конкретных за-дач, с помощью которых они достигаются;
создании необходимой основы для перестройки структуры фирмы и системы ее управления;
создании основы для координации деятельности работников в процессе достижения этих целей;
обеспечении выбора наилучшего варианта решения;
формировании системы стандартов и показателей, с помощью которых происходит оценка результатов деятельности фирмы и поощрение наиболее отличившихся сотрудников.
При составлении планов повышения качества по каждому структурному подразделению следует исходить из утвержденного в плане предприятия уровня показателей качества. Поэтому для структурных подразделений в зависимости от их специфики необходимо устанавливать конкретные задания по повышению качества.
Особое внимание следует уделять планированию качества в основных цехах, так как именно здесь происходит технологический процесс изготовления продукции. Планы основных цехов должны содержать задания по повышению качества заготовок, деталей и сборочных единиц в соответствии с производственным процессом данного цеха.
Для каждого цеха вспомогательного производства целесообразно планировать как показатели, так и мероприятия, которое должны обеспечить высокое качество продукции в цехах основного производства. Если качество продукции и качество работы цехов нельзя выразить относительно небольшим числом показателей, следует использовать коэффициенты качества, уровень которых зависит от выполнения большого количества мероприятий по повышению качества изготовляемых изделий.
Наряду с планами повышения качества продукции для цехов «участков целесообразно составлять соответствующие планы для функциональных отделов и служб, в том числе конструкторского отдели и отдела главного технолога.
Следует отметить, что во внутрипроизводственном планировании большое значение имеет качество работы. Сюда можно отнести и долю продукции, сданную с первого предъявления, снижение потерь от брака, сокращение числа рекламаций и возврата изделий из цехов-потребителей.
Средства планирования качества. К ним относятся нормативное, методическое и иное документационное обеспечение, используемое органами и лицами, управляющими процессом планирования в системах управления качеством. К составу средств планирования качества можно отнести следующие:
политику повышения качества продукции, провозглашающую основные направления повышения качества продукции;
программы, стратегии, планы повышения качества продукции;
банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций управления качеством;
метрологические средства» включающие государственные эталоны физических величин, образцовые и рабочие средства измерений;
государственную службу обеспечения единства измерений (ГСИ);
государственную службу стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД).
Политика повышения качества продукции предприятия формируется в официальном документе, утвержденном высшим руководством. Этот документ подтверждает и представляет отношение руководства к проблеме качества. По этому документу можно судить о том месте, которое сейчас занимает предприятие среди производителей аналогичной продукции.
О политике в области качества можно судить и по отношений предприятия к потребителю. Отсутствие политики в этой области делает предприятие неконкурентоспособным. В концепции ИСО 9000 политика в области качества выступает как базис самой системы качества и тесно связана со стратегией предприятия. Стратегия в области качества – один из главных ориентиров в деятельности предприятия.
Контроль и анализ политики по качеству возлагаются на руководство предприятия. При этом могут быть использованы европейские критерии качества:
непосредственное участие руководителей в движении предприятия по пути внедрения методов TQM;
влияние руководителей на состояние культуры качества;
своевременное признание и оценка руководителями усилий; и успехов отдельных работников и групп;
поддержка руководителями деятельности в области качества путем обеспечения соответствующими ресурсами и оказания помощи и т.д.
Наряду с политикой и стратегией повышения качества продукции особую роль играют такие средства планирования, как документационное обеспечение внедрения системы управления качеством. Основными плановыми документами при этом являются техническое задание на разработку и внедрение системы менеджмента качества (СМК), а также технический и рабочий проекты системы.
В России планирование качества продукции уже имеет определенный опыт. Обращаясь к опыту российских предприятий по улучшению качества продукции, можно увидеть, что одна из главных причин и неудач в решении данной проблемы состоит в том, что не должным образом организована как подготовка кадров по вопросам управления и обеспечения качества продукции, так и их профессиональная переподготовка на предприятиях.
Сравнение с другими странами убеждает, что существует острая необходимость создания в России условий для приобретения всеми работающими глубоких знаний и устойчивых навыков по изготовлению высококачественной продукции.
- С. А. Рябов средства и методы управления качеством
- 1. Планирование качества и объекты управления
- 1.1. Качество как объект управления
- 1.2. Эволюция подходов к менеджменту качества
- 1.3. Актуальность проблемы качества
- 2. Качество продукции
- 2.1. Терминология в области качества
- 2.1.1. Терминоведение
- 2.1.2. Методология, использованная в терминологии
- 2.2. Продукция
- 2.2.1 Термины, относящиеся к оценке качества
- 2.2.2. Термины, относящиеся к организации в области качества
- 2.3. Содержание качества
- 3. Качество продукции и конкурентоспособность
- 3.1. Анализ влияния качества продукции на спрос и предложение
- 3.2. Критерии качества продукции и показатель успешности хозяйственной деятельности предприятия
- 3.3. Патентная чистота как нормативное условие обеспечение конкурентоспособности продукции
- 4. Основы квалиметрии
- 4.1. Показатели оценки качества продукции
- 4.2. Технико-экономические показатели качества продукции
- 4.3. Оценка технического уровня и качества продукции
- 4.4. Методы оценки уровня качества продукции
- 4.5. Классификация показателей качества продукции
- 5. Установление целей в области качества
- 5.1. Планирование качества
- 5.2. Программа качества
- 5.3. Функции качества
- 5.4. Основные методы управления качеством
- 5.4.1. Классификация методов управления качеством
- 5.4.2. Организационно- распорядительные методы управления качеством
- 5.4.3. Инженерно-технологические методы управления качеством
- 5.4.4. Экономические методы управления качеством
- 5.4.5. Социально-психологические методы управления качеством
- 5.5. Экспертные методы управления качеством
- 5.5.1. Сущность экспертных методов и организация работ по их использованию при управлении качеством
- Метод сопоставления
- Оценка согласованности экспертных данных
- 6. Метод принятия решений в управлении качеством
- 6.1. Метод полезности
- 6.2. Метод теории игр в управлении
- 6.3. Метод сетевого планирования и управления
- 7. Экономические аспекты качества
- 7.1. Технический контроль
- 7.2. Годная и дефектная продукция
- 7.3. Дефекты и их классификация
- 7.3.1. Дефекты металлов, их виды и возможные последствия
- 8. Неразрушающий контроль (нк) качества продукции
- 8.1. Виды и методы нк и их классификация
- 8.2. Контроль средств производства
- 9. Управление затратами на качество
- 9.1. Основные понятия о затратах на качество
- 9.2. Обзор исследований в области затрат на качество
- 9.3. Управление затратами
- 9.4. Модели затрат на качество
- 9.5. Сбор данных о затратах
- 9.6. Экономические аспекты менеджмента качества в стандартах серии исо 9000
- 9.7. Классификация, учет и анализ брака
- 10. Удовлетворение потребителей как результат управления качеством
- 10.1. Ценность продукта для потребителя
- 10.2. Методологический подход к оценке удовлетворения потребителя
- 10.3. Удовлетворение заказчика и тенденции к новым формам удовлетворенности потребителя
- 11. Удовлетворение внутреннего потребителя
- 11.1. Внутренний маркетинг
- 11.2. Внутрифирменное обучение
- 11.3. Основы корпоративной культуры
- 11.4. Функция управления техническими системами
- 11.5. Комплекс мероприятий по управлению качеством
- 12. Совмещенность конструкций машин
- 12.1. Характеристика конструкций машин
- 13. Нормативное руководство качеством при управлении проектами
- 13.1. Характеристики проекта
- 13.2. Качество в процессах управления проектами
- 14. Эффективность технических систем в эксплуатации
- 14.1. Управление совмещенностью свойств качества функционирования технических систем
- 14.1.1. Методика расчета допуска по показателям надежности
- 14.1.2. Обеспечение взаимозаменяемости при эксплуатации
- 14.1.3. Обеспечение надежности тс
- 14.2. Функция управления эффективностью тс
- 15. Методы обеспечения безотказности
- 15.1. Параметрические методы
- 15.2. Структурные методы
- 15.3. Подходы к планированию технического обслуживания систем
- 16. Поддержание качества технических систем при эксплуатации
- 16.1. Программа обеспечения надежности тс
- 16.2. Стандартизация в области надежности
- 16.2.1. Эволюция мэк/тк 56 «Надежность»
- 16.2.2. Концепция тк 119 Государственной системы стандартизации в области надежности
- 17. Методология управления технологической системой
- 17.1. Технологическая система как объект управления
- 17.2. Организационно-технические принципы управления технологическими системами
- 17.3. Экономические аспекты управления тс
- 18. Управление компонентами технологической системы
- 18.1. Управление технологической подготовкой производства
- 18.2. Обеспечение технологичности конструкции изделия
- 18.3. Управление технологическими процессами производства
- 18.4. Автоматизированное конструирование средств технологического оснащения в тпп
- 18.5. Система технического контроля
- 18.5.1. Основные термины и определения
- 18.5.2. Принципы технического контроля
- 18.5.3. Построение систем технического контроля
- 18.6. Статический контроль в производстве
- 18.6.1. Роль технологий производства в обеспечении качества
- 19. Система сертификации
- 19.1. Проведение сертификации
- 19.2. Международная сертификация
- 19.3. Сертификация в различных сферах
- 19.4. Методы мотивации
- 19.4.1. Факторы мотивации
- 19.5. Общие положения и организационно-методические направления улучшения обучения и повышения квалификации кадров по управлению качеством
- 19.6. Функции и структура программы обучения и повышения квалификации в области управления качеством
- Основные принципы определения эффективности управления качеством
- 19.7. Основные источники эффектов и показатели расчета эффективности управления качеством
- Список рекомендуемой литературы