logo
Курс лекций управление персоналом

8.3.3 Система управления стоимостью

В настоящее время в российских и зарубежных компаниях получает широкое распространение концепция управления стоимостью компании (управление компанией на основе стоимости). Главной целью компании, применяющей управление стоимостью, является максимизация стоимости компании. Для достижения цели в компании создается система управления стоимостью. Она обеспечивает формулирование целей компании, реализацию стратегии, формирование целевой организационной структуры, мониторинг и контроль деятельности компании, направленной на максимизацию ее стоимости. Одним из основных элементов системы управления стоимостью компании является система мотивации.

В системе управления стоимостью система мотивации осуществляет воздействие на сотрудников для достижения главной цели компании. Она представляет собой совокупность методов стимулирования и вознаграждения сотрудников. На практике система мотивации реализуется через программы мотивации.

В составе программ мотивации можно выделить два уровня методов мотивации:

  1. базовый уровень – методы, традиционно включаемые в стандартный компенсационный пакет сотрудника: зарплата, страховка, льготы, предоставленные компанией. Они обеспечивают базовый уровень вознаграждения сотрудника,

  2. конкурентный уровень – методы, которые осуществляют основное воздействие на сотрудников для достижения главной цели компании. В общем виде их можно разделить на две основные группы: методы стимулирования и методы вознаграждения. Они предназначены для решения определенных задач системы мотивации

Задача методов стимулирования – в ориентировании сотрудников на повышение эффективности компании в будущем, создании заинтересованности в достижении будущих высоких результатов -опционные планы (с ценой исполнения опционов выше текущей рыночной цены акции),.

Задача методов вознаграждения – в поощрении сотрудников за достигнутые результаты, признании его текущих и прошлых заслуг – бонусные планы.

На практике сложно определить, к какой группе методов мотивации конкурентного уровня относится тот или иной метод мотивации, они носят скорее смешанный характер.

Конкурентные методы мотивации и соотношение базового и конкурентного уровня в программе мотивации изменяются в зависимости от уровня, занимаемого сотрудником в компании. Так для высшего руководства вознаграждение в рамках базового уровня программы мотивации обычно составляет малую долю от общей величины вознаграждения. Напротив, для рядовых сотрудников базовый уровень программы мотивации будет обеспечивать основную долю их вознаграждения.