logo
Курс лекций управление персоналом

8.4.3 Компенсационные программы

В наибольшей степени реализация цели мотивации сотрудников компании обеспечивается при использовании компенсационных планов, основанных на экономической прибыли (разница между посленалоговой операционной прибылью и затратами на заемный и акционерный капитал компании).

Фактором, определяющим величину вознаграждения является – прибыль. В соответствии с установленной пропорцией величина экономической прибыли за конкретный период времени делится на доли акционеров и менеджмента в экономической прибыли. Распределение может принимать различные формы: от денежных выплат до вознаграждения акциями компании.

Недостатки:

  1. отсутствие порогового значения целевого показателя (прибыли) существенно увеличивает компенсационные расходы и обеспечивает существенное перераспределение стоимости компании в пользу менеджмента.

  2. не учитывается динамика экономической прибыли, поощрение обеспечивается даже в условиях снижения величины прибыли.

Они устраняются в двухфакторном плане. В нем величина бонуса зависит от двух факторов: доли менеджмента в экономической прибыли текущего периода и прироста экономической прибыли по сравнению с прошлым годом. Величина полного бонуса определяется суммой целевого бонуса и функции от избыточного прироста экономической прибыли (разность между фактической и ожидаемой величиной прироста). Избыточный прирост экономической прибыл является основным фактором в данном плане.

Полученная величина полного бонуса может быть как положительной так и отрицательной. Она не ограничена ни пороговым, ни предельным значением. Она не ограничена ни пороговым, ни предельным значением. Величина полного бонуса распределяется между накопительным бонусным счетом и выплаченным бонусом.

Преимущества:

  1. обеспечивается достижение долгосрочных, а не краткосрочных целей.

  2. метод расчета полного бонуса позволяет сглаживать его величину на протяжении нескольких периодов

  3. план может применяться для вознаграждения менеджеров разных уровней, оказывающих влияние на величину и динамику прибыли.