logo
все ответы по фее

18 Вопрос. Этапы отбора персонала.

Набор кандидатов является основой для следующего этапа - отбора будущих сотрудников организации. Содержание этого этапа во многом зависит от традиций, особенностей организации, принимающей новых сотрудников, а также от характера должности, на которую подбирается канди­дат. Однако в общем виде процесс отбора персонала может быть представлен следующей схемой. На каждой сту­пени отсеивается часть заявителей или же они отказываются от процедуры, принимая другие предложения.

 Первичный отбор начинается с анализа списков канди­датов с точки зрения их соответствия требованиям организации к будущему сотруднику. Основная цель первичного отбора со­стоит в отсеивании кандидатов, не обладающих минимальным набором характеристик, необходимых для занятия вакантной должности.

Рис. 11. Типичный процесс отбора персонала в организацию

Очевидно, что этот минимальный набор является различным для разных специальностей и организаций.

Методы первичного отбора зависят от бюджета, стратегии организации и относительной важности данной должности. В настоящее время наиболее распространенными методами явля­ются: анализ анкетных данных и тестирование.

Анализ анкетных данных предполагает, что биография человека является доста­точно надежным индикатором, определяющим возможность ус­пешного выполнения определенных производственных функ­ций. При использовании этого метода специалисты кадровой службы проводят анализ информации, содержащейся в запол­ненных кандидатами анкетах, сравнивая фактические данные с собственной моделью. Анализ анкетных данных является простым, дешевым и достаточно эффективным методом первичного отбора в случае, когда организация имеет обширный список кандидатов и когда речь идет о специализированных должностях. В то же время этот метод приближен в оценке потенциала, поскольку ориен­тирован исключительно на факты из прошлого кандидата, а не на его сегодняшнее состояние и способность к профессиональ­ному развитию. Поэтому при отборе кандидатов на руководя­щие должности, особенно предполагающие дальнейшее разви­тие и профессиональный рост, нужно крайне осмотрительно ис­пользовать метод анализа анкет.

Тестирование завоевывает в последнее время все боль­шую популярность среди ведущих организаций развитых стран, его используют не только корпорации, но и государственные учреждения, общественные организации. Преимущества тести­рования состоят в возможности оценки сегодняшнего состояния кандидата с учетом особенностей организации и будущей долж­ности. Недостатки этого метода первичного отбора - высокие издержки, часто необходимость помощи специалистов, условность и ограниченность тестов, не дающих полного представле­ния о кандидате.

Каждая организация должна принимать решение об ис­пользовании тестов с учетом собственных финансовых возмож­ностей, культурных особенностей, приоритетов развития.

При приеме на работу могут быть использованы три типа тестов:

Квалификационные тесты для оценки уровня профессио­нальных знаний и навыков призваны определить уровень про­фессионального мастерства или знаний кандидата в конкретных сферах трудового процесса, кроме того, они позволяют провес­ти отсев и первоначальное ранжирование претендентов на должность.

Тесты на общий уровень интеллекта содержат наборы за­даний, которые включают математические, логические, лин­гвистические и прочие подобные задачи, на решение которых отводится ограниченное время (как правило, от 30 минут до по­лутора часов).

Психологические портреты имеют вспомогательный характер при выборе кандидата, но некоторые должности заведо­мо требуют определенных черт характера. Например, тот, кто работает непосредственно с клиентами организации, должен быть жизнерадостным, иметь живой характер и дружелюбие, Большое значение имеет психологическая совместимость в кол­лективе, особенно когда люди должны работать в тесном кон­такте или находиться длительное время вместе (командировки). Определить личностные характеристики нанимаемого ра­ботника призваны тесты на наличие и степень проявления опре­деленных личностных качеств. Эти тесты чаще всего представ­лены в виде опросников. С их помощью оценивают свойства личности  или  интересы.  

Стадия первичного отбора, независимо от применяемых методов, завершается созданием ограниченного списка канди­датов, наиболее соответствующих требованиям организации. Остальным кандидатам сообщается о решении прекратить рас­смотрение их кандидатур на данную должность.

Собеседование с сотрудниками кадровой службыНа данном этапе специалист по подбору персонала проводит инди­видуальные собеседования - интервью с ото­бранными кандидатами. Цель этих собеседований заключается в оценке степени соответствия кандидата портрету идеального сотрудника, его способности выполнять требования должност­ной инструкции, потенциала профессионального роста и разви­тия, способности адаптироваться в организации, знакомстве с ожиданиями кандидата в отношении организации, условий ра­боты, ее оплаты и т.д. Не являясь техническим специалистом, сотрудник кадровой службы должен сосредоточиться на оценке "общих характеристик" кандидата - аналитических способно­стей, характера,   жизненной философии, мотивированности, трудоспособности, совместимости с организацией.

Важно отметить, что собеседование является двусторон­ним процессом - не только организация оценивает кандидата, но и кандидат оценивает организацию с точки зрения ее соответст­вия его собственным интересам и запросам. Сотрудник кадровой службы, проводящий собеседование, должен предоставить максимально объективную и полную информацию об организа­ции, чтобы заинтересовать кандидата и в тоже время избежать приема на работу тех, чьи ожидания расходятся с возможностя­ми организации.

Существуют следующие виды собеседований с кандидата­ми:

Собеседование "один на один" является наиболее распро­страненным и достаточно эффективным.

Во втором случае интервьюеру предоставляется возмож­ность одновременно оценить несколько кандидатов и понаблю­дать за ними в условиях стрессовой ситуации (присутствие не­скольких претендентов на одну и ту же должность), хотя бесе­довать одновременно с несколькими кандидатами значительно сложнее.

Участие нескольких представителей организации повы­шает объективность оценки и качество самого собеседования, однако может создать дополнительный стресс для кандидата и увеличивает издержки организации.

Присутствие нескольких человек с обеих сторон значи­тельно увеличивает сложность процесса собеседования и требу­ет тщательной подготовки и согласованного поведения интер­вьюеров.

Выбор вида собеседования зависит от традиций организа­ции, особенностей кандидата, вакантной должности, индивиду­ального предпочтения проводящего собеседования сотрудника.

Основная часть собеседования представляет собой обмен информацией между его участниками. Интервьюера интересует та информация, которая дает возможность оценить способность и желание кандидата успешно работать в организации. Поэтому завершение собеседования должно произойти в тот мо­мент, когда этого хочет интервьюер. Для этого существует не­сколько приемов - предложить кандидату задать последний во­прос, начать посматривать на часы или на дверь, выпрямиться как бы собираясь подняться из-за стола. В самом конце интер­вью необходимо поблагодарить кандидата и объяснить ему дальнейший порядок рассмотрения его кандидатуры и поддер­жания связи с ним.

Результаты собеседования должны содержать оценку кандидата и предложение - продолжать или прекратить работу с ним. Заключение проводившего собеседо­вание сотрудника передается руководителю подразделения, рас­полагающего вакансией, который и принимает решение о даль­нейших действиях в отношении данного кандидата.

Справки о кандидатеДля того чтобы лучше оценить профессиональные и личностные качества кандидата, организа­ции могут обратиться за информацией к людям и организациям, знающим его по совместной учебе, работе и т.д. Специалисты кадровой службы могут предложить самому кандидату назвать имена людей, которые могли бы охарактеризовать его, и затем побеседовать с этими людьми.

Если руководитель подразделения удовлетворен результатами собесе­дования, проведенного сотрудником кадровой службы, он на­значает встречу с кандидатом. В отличие от собеседования со специалистами по управлению персоналом это интервью долж­но позволить оценить, прежде всего, профессиональные качест­ва кандидата, его способность выполнять производственные функции. Одновременно руководитель оценивает степень своей личной профессиональной совместимости с кандидатом и веро­ятность успешной интеграции последнего в подразделение.

Кроме того, руководитель предоставляет кандидату де­тальную информацию о своем подразделении, вакантной долж­ности, функциях, которые придется выполнять кандидату в слу­чае его приема на работу. Результаты собеседования должны быть зафиксированы документально. Для этого необходимо ис­пользовать специальные формы оценки кандидатов.

В последнее время все большее распро­странение получает практика приема на работу с испытательным сроком, дающая возможность оценить кандидата непосредст­венно на рабочем месте без принятия на себя обязательств по его постоянному трудоустройству. В период испытательного срока, продолжительность которого зависит от трудового зако­нодательства, кандидат исполняет должностные обязанности в полном объеме, получает вознаграждение, однако может быть уволен по его окончании без каких-либо последствий для орга­низации. В течение испытательного срока руководитель подраз­деления уделяет особое внимание кандидату и оценивает его с точки зрения соответствия данной должности и организации.

На основе анализа результатов собе­седования, а также испытательного периода, руководитель под­разделения выбирает кандидата, который, по его мнению, наиболее подходит для данной должности. В зависимости от  важности вакантной должности может потребоваться собеседование с Генеральным директором, прежде чем будет принято решение о приеме на работу.