38 Вопрос. Принципы профессиональной пригодности.
Профессиональная пригодность определяется совокупностью индивидуальных особенностей человека, влияющих на успешность освоения какой-либо трудовой деятельности и эффективность ее выполнения. Профессиональная пригодность человека зависит от следующих факторов:
1) наличие профессионально важных качеств для конкретной деятельности;
2) уровень подготовленности (общей и специальной);
3) состояние здоровья;
4) функциональные (психические, физиологические и др.) возможности человека;
5) уровень удовлетворенности человека процессами и резуль-татами: своего труда;
6) идейный и моральный облик человека, нравственные качества.
Профессиональная пригодность формируется в течение всей жизни; человека и может меняться под влиянием различных обстоятельств. В. А. Бодров выделяет следующие ключевые этапы формирования профессиональной пригодности:
1) трудовое воспитание и обучение - воспитание у ребенка любви к труду, овладение простейшими орудиями и способами труда, формирование готовности к труду, потребности и пони-мания его необходимости, развитие общетрудовых навыков;
2) профессиональная ориентация - помощь в выборе профес-сии на основе профессионального просвещения, консультации, коррекции профессиональней планов;
3) профессиональный отбор - определение степени пригод-ности человека к определенному виду деятельности на основе сопоставления его индивидуальных особенностей с требованиями профессии;
4) профессиональная подготовка - обоснование рекоменда-ций к программам, методикам, средствам обучения и тренировки, к объективным методам и критериям оценки уровня профессиональной подготовленности;
5) профессиональная адаптация - разработка средств, методов к критериев оценки особенностей приспособления субъекта труда к содержанию и условиям конкретной деятельности и обоснование рекомендаций по ускорению этого процесса;
6) профессиональная деятельность - обеспечение рациональ-ной организации (регламентации), условий и процесса (содер-жания) трудовой деятельности, высокой эффективности, качест-ва, безопасности труда, профессионального совершенствования, охраны здоровья, удовлетворенности трудом;
7) профессиональная аттестация - периодическая оценка профессиональной квалификации в целях определения соответ-ствия занимаемой должности и обоснование рекомендаций по должностным назначениям, перемещениям, а также по направ-лению на учебу, переподготовку;
8) профессиональная реабилитация - восстановление функ-ционального состояния организма и психики после напряженной работы и перенесенных заболеваний, при развитии стойких доминантных состояний в результате частых профессиональных неудач
Для того чтобы определить пригодность человека к той или иной профессии, необходимо учитывать: индивидуально-психологические особенности личности и требования, предъявляемые профессией к идеальному исполнителю. Индивидуально-психологические особенности складываются как из врожденных характеристик человека, так и из тех, которые сформировались в процессе его развития и которые следует рассматривать как по-стоянные факторы его деятельности.
Индивидуально-психологические особенности личности включает три основных компонента: 1) типологические особен-ности; 2) личностные особенности; 3) познавательные функции.
К типологическим особенностям относят свойства нервной системы человека. Эти свойства являются врожденными, неиз-менными и поэтому выступают в качестве постоянных парамет-ров надежности и работоспособности.
Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой -физической и социальной.
Личностные особенности являются базисными характеристи-ками человека, которые влияют на его поведение, деятельность и т. д. Они формируются в течение жизни под влиянием окру-жающей среды, воспитания, типологических особенностей личности.
Завершают перечень индивидуально-психологических особенностей личности познавательные функции. К познавательным, функциям относят, прежде всего мышление и его высшую форму - интеллект
Многочисленные исследования показали, что оценка свойств личности является одним из эффективных путей выявления индивидов, которые являются наиболее пригодными и на-дежными в определенных профессиях.
Другой аспект выявления профессиональной пригодности тесно связан с изучением и классификацией видов трудовой деятельности - профессий. Изучение профессий проводится с целью выявления ключевых требований, которые предъявляет та или иная профессия к исполнителю. Эти требования вытекают из преобладающего вида трудовой деятельности, условий труда, уровня ответственности и других параметров.
- 1 Вопрос. Управление персоналом в современных условиях.
- 2 Вопрос. История возникновения науки уп.
- 3 Вопрос. Современное состояние науки и практики управления персоналом.
- 4 Вопрос. Управление персоналом и эффективность деятельности организации.
- 5 Вопрос. Внешние и внутр. Факторы, влияющие на управление персоналом.
- 6 Вопрос. Проектирование структуры организации.
- 7 Вопрос. Проектирование рабочих мест.
- 8 Вопрос. Анализ рабочих мест.
- 9 Вопрос. Общие принципы планирования персонала.
- 10 Вопрос. Определение потребностей в персонале.
- 11 Вопрос. Технология планирования персонала.
- 12 Вопрос. Планирование затрат на персонал.
- 13 Вопрос. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование персонала.
- 14 Вопрос. Эффективность отбора персонала.
- 15 Вопрос. Критерии отбора персонала.
- 16 Вопрос. Внешние и внутренние источники найма персонала.
- 17 Вопрос. Принятие решений при отборе персонала.
- 18 Вопрос. Этапы отбора персонала.
- 19 Вопрос. Особенности этапов процесса найма персонала.
- 20 Вопрос. Затраты на отбор персонала.
- 21 Вопрос. Контрактная форма найма работников и коллективные соглашения по труду занятости.
- 22 Вопрос. Использование консультантов при подборе и отборе персонала.
- 23 Вопрос. Применение тестирования при отборе персонала.
- 24 Вопрос. Содержательные теории мотивации.
- 25 Вопрос. Процессуальные теории мотивации.
- 26 Вопрос. Практическое применение знаний о мотивации.
- 27 Вопрос. Причины пассивности работников.
- 28 Вопрос. Мотивирующая функция оплаты труда персонала.
- 29 Вопрос. Характеристика основных систем оплаты труда.
- 30 Вопрос. Этапы и методы проведения оценки персонала.
- 31 Вопрос. Управление целями.
- 32 Вопрос. Оценка персонала, основанная на использовании компьютера и интернета.
- 33 Вопрос. Проблемы оценки персонала и их преодоление. Ответственные за проведение оценки персонала.
- Субъекты оценки персонала:
- 34 Вопрос. Проведение оценочного собеседования (интервью).
- 35. Роль оценки персонала в управлении эффективностью исполнения работ.
- 36 Вопрос. Составление отчёта о проведении оценки персонала.
- 37 Вопрос. Юридические и этические аспекты оценки персонала.
- 38 Вопрос. Принципы профессиональной пригодности.
- 39 Вопрос. Роль индивидуально-психологических особенностей личности в профессиональной пригодности.
- 40 Вопрос. Классификация профессий.
- 41 Вопрос. Адаптация на рабочем месте.
- 42 Вопрос. Основные виды адаптации.
- 43 Вопрос. Введение в курс дела новых сотрудников.
- 44 Вопрос. Наставничество.
- 45 Вопрос. Преимущества молодых специалистов как особой категории рабочей силы.
- 46. Проф. Обучение персонала.
- 47 Вопрос. Направления и формы профессионального обучения.
- 48 Вопрос. Управление по компетенциям.
- 49 Вопрос. Управление знаниями.
- 50 Вопрос. Планирование карьеры.
- 51 Вопрос. Этапы развития карьеры.
- 52 Вопрос. Виды и варианты карьеры.
- 53 Вопрос. Совмещение индивидуального и организационного планирования карьеры.
- 54 Вопрос. Индивидуальное планирование карьеры сотрудника.
- 55 Вопрос. Кадровый резерв в системе управления персоналом.
- 56 Вопрос. Планирование кадрового резерва. Основные требования для подбора кадров в резерв.
- 57 Вопрос. Организация работы с кадровым резервом.
- 58 Вопрос. Общая теория конфликта.
- 59 Вопрос. Стратегия поведения в конфликте.
- 60 Вопрос. Конфликты в организации.