2 Вопрос. История возникновения науки уп.
Возникновение управления персоналом как самостоятельной научной дисциплины нужно относить к периоду конца 19-го и начало 20-го века. Параллельно возникает наука, называемая теорией управления. Тогда управление организацией и управление ее персоналом не различались. Управление организацией означало управление персоналом. В теории управления центральными, наиболее значимыми вопросами были вопросы, связанные с управлением персонала: это наем персонала, организация, распределение персонала и др. Все сводилось к тому, что теория и практика управления персонала являлась базой для управления как науки.
Фундаментом для научного направления «Управление персоналом» являлись многие научные дисциплины: психология, социология, теория и организация управления, конфликтология, этика, экономика труда, трудовое право, политические дисциплины.
История развития теории и практики управления персоналом имеет свою динамику, которая обуславливается историей развития различных школ управления. Со времени промышленной революции роль человека в управлении существенно менялись, поэтому развивались, уточнялись и теории управления персоналом. На сегодняшний день выделяют три группы теорий управления персоналом:
- классические теории;
- теории человеческих отношений;
- теории человеческих ресурсов.
Наука управления персоналом- относительно молодая наука. Относится к началу 20 века. Американский ученый Фредерик Тейлор и Гилберт первыми высказали мысль о том, что рабочие не являются простыми винтиками в общем механизме организации. Они выявили закономерность: чем опытнее работник, чем дольше работает в организации, тем производительней его труд. Аналогичные исследования проводились и в России.
1895 г.- Рихтер подтвердил предположение Гилберта и Тейлора. Подобные эксперименты проводились и Вехтеревым.
Чуть позже Тейлор предложил новый способ организации производства- конвейер.
4 ключевых положения:
1.Разбить производственный процесс на отдельные участки.
2.Установить четкую последовательность выполнения работ.
3.Выработать для каждого участка оптимальный набор рабочего движения.
4.Натаскать(?) рабочих на механическое воспроизводство движения.
I этап.Каждый рабочий выполнил одну и ту же работу. Производительность выросла в несколько раз.
-Всякая монотонная работа утомляет человека
-Однообразный труд быстро надоедает работникам
-Работники хотели инициативы, а работа на конвейере считали бессмысленной
-Увеличение производительности труда одного рабочего.
Тейлор доказал зависимость человеческого фактора. Он положил начало многочисленным экспериментальным исследованиям роли человека на производстве. Вслед за Тейлором пришел Хоттонский эксперимент (Мейо).
Первоначально отделы кадров выполнили рутинную работу:
-вели документацию
-разбирали конфликты
Вскоре появилось трудовое законодательство.
II этап. Связан с тем, что эйфория по автоматизации быстро прошла. Четко определилось назначение машин:
1.Выполнение вспомогательных функций.
2.Облегчать труд работников.
3.Только человек является универсальным ресурсом, способным учиться.
Внутри организации возрастает значение, сложность и масштабы переобучения и профессионального обучения. Возрастает роль отдела кадров.
III этап. Возникновение концепции человеческих ресурсов.
1.Материальное оборудование, здания, другие сооружения.
2.Интеллектуальные ресурсы.
3.Сырье.
4.Финансы.
5.Люди.
Армстронг. Руководители кадровых служб стали полноправными членами высшего руководства большинства компаний. Теперь отделы кадров стали называться службой управления человеческими ресурсами.
IV этап. Управление персоналом. Связан с самой современной теорией- теорией человеческого капитала. Под человеческим капиталом понималась мера, воплощающая в человеке способности приносить доход. Сюда входят врожденные и приобретенные способности. Работники рассматриваются как особая форма капитала.
Затраты, связанные с вложением в человеческий капитал разделяются на группы:
1.Прямые затраты. Оплата обучения, приобретение учебы, работы, смена места жительства.
2.Упущенный заработок. Издержки, связанные с тем, что человек не нашел работу или трудится неполный рабочий день.
3.Моральный ущерб. Психологические трудности и переживания.
Ожидаемая отдача инвестирования в человеческий капитал:
1.Для компании: возрастает норма прибыли, соотн. С затратами.
2. Для работников: высокий уровень заработка, моральное удовлетворение от выбранной работы, улучшение условий труда.
- 1 Вопрос. Управление персоналом в современных условиях.
- 2 Вопрос. История возникновения науки уп.
- 3 Вопрос. Современное состояние науки и практики управления персоналом.
- 4 Вопрос. Управление персоналом и эффективность деятельности организации.
- 5 Вопрос. Внешние и внутр. Факторы, влияющие на управление персоналом.
- 6 Вопрос. Проектирование структуры организации.
- 7 Вопрос. Проектирование рабочих мест.
- 8 Вопрос. Анализ рабочих мест.
- 9 Вопрос. Общие принципы планирования персонала.
- 10 Вопрос. Определение потребностей в персонале.
- 11 Вопрос. Технология планирования персонала.
- 12 Вопрос. Планирование затрат на персонал.
- 13 Вопрос. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование персонала.
- 14 Вопрос. Эффективность отбора персонала.
- 15 Вопрос. Критерии отбора персонала.
- 16 Вопрос. Внешние и внутренние источники найма персонала.
- 17 Вопрос. Принятие решений при отборе персонала.
- 18 Вопрос. Этапы отбора персонала.
- 19 Вопрос. Особенности этапов процесса найма персонала.
- 20 Вопрос. Затраты на отбор персонала.
- 21 Вопрос. Контрактная форма найма работников и коллективные соглашения по труду занятости.
- 22 Вопрос. Использование консультантов при подборе и отборе персонала.
- 23 Вопрос. Применение тестирования при отборе персонала.
- 24 Вопрос. Содержательные теории мотивации.
- 25 Вопрос. Процессуальные теории мотивации.
- 26 Вопрос. Практическое применение знаний о мотивации.
- 27 Вопрос. Причины пассивности работников.
- 28 Вопрос. Мотивирующая функция оплаты труда персонала.
- 29 Вопрос. Характеристика основных систем оплаты труда.
- 30 Вопрос. Этапы и методы проведения оценки персонала.
- 31 Вопрос. Управление целями.
- 32 Вопрос. Оценка персонала, основанная на использовании компьютера и интернета.
- 33 Вопрос. Проблемы оценки персонала и их преодоление. Ответственные за проведение оценки персонала.
- Субъекты оценки персонала:
- 34 Вопрос. Проведение оценочного собеседования (интервью).
- 35. Роль оценки персонала в управлении эффективностью исполнения работ.
- 36 Вопрос. Составление отчёта о проведении оценки персонала.
- 37 Вопрос. Юридические и этические аспекты оценки персонала.
- 38 Вопрос. Принципы профессиональной пригодности.
- 39 Вопрос. Роль индивидуально-психологических особенностей личности в профессиональной пригодности.
- 40 Вопрос. Классификация профессий.
- 41 Вопрос. Адаптация на рабочем месте.
- 42 Вопрос. Основные виды адаптации.
- 43 Вопрос. Введение в курс дела новых сотрудников.
- 44 Вопрос. Наставничество.
- 45 Вопрос. Преимущества молодых специалистов как особой категории рабочей силы.
- 46. Проф. Обучение персонала.
- 47 Вопрос. Направления и формы профессионального обучения.
- 48 Вопрос. Управление по компетенциям.
- 49 Вопрос. Управление знаниями.
- 50 Вопрос. Планирование карьеры.
- 51 Вопрос. Этапы развития карьеры.
- 52 Вопрос. Виды и варианты карьеры.
- 53 Вопрос. Совмещение индивидуального и организационного планирования карьеры.
- 54 Вопрос. Индивидуальное планирование карьеры сотрудника.
- 55 Вопрос. Кадровый резерв в системе управления персоналом.
- 56 Вопрос. Планирование кадрового резерва. Основные требования для подбора кадров в резерв.
- 57 Вопрос. Организация работы с кадровым резервом.
- 58 Вопрос. Общая теория конфликта.
- 59 Вопрос. Стратегия поведения в конфликте.
- 60 Вопрос. Конфликты в организации.