logo
Новикова Г

2.1 Персональные качества и навыки

«Когда принимаешь на работу, то берешь не только умную голову и умелые руки, но еще человека с его характером, привычками и судьбой» - П.С.Таранов.

В соответствии с этим, качества необходимые кандидату разделяют на три группы:

2.1.1 Личные качества – это:

2.1.2 Профессиональные качества – это те качества, которые характеризуют любого грамотного специалиста и обладание которыми является лишь необходимой предпосылкой выполнения им обязанностей руководителя.

Это:

Выделяют три группы навыков, составляющих основу профессиональной деятельности руководителя - менеджера:

Руководителем делают человека не личные и профессиональные качества, а деловые.

2.1.3 Деловые – это:

2.1.4 Данные обследований дают следующие характеристики идеальных руководителей (в порядке убывания значения):

Развитые страны

Россия

Лидерство

Эффективность руководства

Видение перспектив

Достижение согласия

Предприимчивость

Личные достоинства

Личные связи

Лояльность

Предприимчивость

Лидерство

Основными характеристиками сильных менеджеров российских фирм считаются:

2.1.5 С целью определения конкретных требований определяется список возможных факторов оценки:

На различных уровнях управления требования в отношении этих качеств к руководителям не одинаковы, так:

Данные требования закладываются в должностные инструкции, паспорт рабочего места руководителя, в которых они более конкретизированы.

2.1.6 Требования, предъявляемые к руководителю, формируются на основе описания рабочего места с учетом местных условий и особенностей производства, в следующие группы:

а) Мотивация труда, деятельности:

  1. интерес к профессиональным проблемам и творческому труду, стремление к расширению кругозора;

  2. ориентация на перспективу, успех и достижения;

  3. готовность к социальным конфликтам в интересах работников и дела, конечных результатов производства;

  4. готовность к обоснованному риску.

б) Отношение к личным полномочиям:

  1. умелое использование власти;

  2. честолюбие;

  3. склонность к лидерству;

  4. понимание личных полномочий и должностной иерархии (в отрасли, на предприятии, в фирме и т.д.).

в) Профессионализм и компетентность:

  1. образовательный и возрастной цензы;

  2. стаж, опыт работы (в отрасли, на руководящей должности и т.д.);

  3. уровень профессиональной подготовленности (знания и умения);

  4. самостоятельность в принятии решений и умение их реализовывать;

  5. умение вести переговоры, аргументировать свою позицию, отстаивать ее стиль управления персоналом;

  6. манера работы и личная работоспособность;

  7. знание производства, технологий, связей с иными производствами.

г) Личные качества и потенциальные возможности;

  1. интеллектуальный уровень;

  2. организаторские и коммуникативные возможности;

  3. адаптивные возможности;

  4. нервно – психическая и эмоциональная устойчивость;

  5. волевые качества;

  6. характеристики психических процессов (восприятие, внимание, мышление, память и др.);

  7. черты характера – доступность, внимательность, честность, тактичность, оптимизм, решительность и др.;

  8. хобби;

  9. моторные характеристики и т.д.

При найме данные требования определяются в требованиях вакансий. Приложение В.

2.1.7 При переходе к общению мостиком от личных качеств является личный имидж руководителя: поведение, одежда, внешность, аккуратность, вкус, обстановка кабинета.

Менеджер – профессионал начинается с высокого уровня самосознания, которым он понимает свои возможности и ограничения.

Самосознание – это представление человека о самом себе.

Структура внутренних навыков менеджера не относится к его функциональным обязанностям, а направлена на организацию индивидуальной его работы.

Это – приоритеты личности и система ее целепологания.

Структура внешних факторов, т.е. тех которые требуют взаимодействия с другими людьми. Это:

Использована литература /7, 5, 8/.