2.4 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях
2.4.1 Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому существуют столько, сколько существует человек.
Конфликт - столкновение противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мнений, мотивов, потребностей одного человека, т.е. это борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение человека.
Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора.
В том случае, когда спорная ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация.
Таким образом, конфликтная ситуация - это противоречивые позиции сторон по какому - либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.
В соответствии с этим конфликт можно представить:
конфликт - это конфликтная ситуация + инцидент (повод).
Признаки конфликта:
наличие ситуации неделимых объектов конфликта, т.к. предмет не может быть поделен справедливо;
желание участников продолжить конфликтные взаимодействия для достижения своих целей.
Разрешению организационного конфликта предшествует его анализ:
анализируются цели участников конфликта и их степень конфликтности;
определяется проблемная ситуация, предшествующая конфликту;
устанавливаются факторы, способствующие перерастанию проблемной ситуации в организационный конфликт (скандал).
Способы разрешения конфликта:
первый - это устраняются причины его возникновения;
второй - конфликт завершается либо отстранением одного из участников, либо достижением компромисса, либо подавление конфликта силой власти.
2.4.2 Одним из инцидентов возникновения конфликта может послужить критика.
Критика - отрицательное суждение, указание недостатков в работе и поведении человека.
Критика прежде всего должна быть конструктивной, гасить сопротивление, способствовать восприятию рекомендаций, стимулировать позитивные действия человека и указывать на их возможные варианты, ни в коем случае не должны ущемляться чувства собственного достоинства критикуемого человека.
Причинами неудачной - «деструктивной» критики являются: формальность, назидательность, нравоучительность, угрозы, оскорбления. Критика эффективна только в том случае, если люди готовы воспринять, осознать, и изменить свое поведение в лучшую сторону. Недопустимо осуществление критики без нужды и в целях сведения личных счетов.
В конфликтных ситуациях участвуют две стороны - одна кто выступает с критикой, другая кого критикуют.
Стратегии поведения в конфликтных ситуациях:
доминирование;
уход;
компромисс;
уступчивость;
сотрудничество.
Используя данные стратегии поведения, необходимо соблюдать правила критики, которые выработаны на основе опыта человеческого общения.
а) При выступлении с критикой:
гарантируйте конфиденциальность;
выберите время, когда ни одна из сторон не испытывает какого либо давления;
возьмите на себя личную ответственность;
избегайте личных нападок;
объясните как возник этот вопрос и каковы его последствия;
будьте точны и конкретны;
попросите другую сторону предложить возможные решения;
согласуйте будущие изменения;
используйте веские аргументы, исключайте общие выражения.
б) Если Вас критикуют:
отвечайте на факты, а не нападки,
если нужно просите привести примеры;
выражайте свое несогласие ясно и спокойно;
если другая сторона не продвигает дело вперед, возьмите инициативу в свои руки и согласуйте изменения.
Важным является не только соблюдение правил критики, но и общая последовательность их применения в процессе беседы. Данная последовательность приведена на рисунке 1.
Нарушение такой последовательности может привести к снижению восприятия критики.
2.4.3 Следствием конфликта, в отдельных случаях может быть жалоба. При подаче жалобы необходимо:
постановка вопроса;
объяснение проблемы;
согласование решений и т.д.
При рассмотрении жалобы существует следующая модель:
поблагодарите клиента за жалобу;
обсудите жалобу с клиентом;
обсудите жалобу со своими сотрудниками;
определите были ли основания у клиента подавать жалобу;
согласуйте с клиентом средство удовлетворения жалобы.
После рассмотрения жалобы необходимо принять решения, которые надо выполнить:
изменить соответствующие процедуры, чтобы не допустить повторение этой ситуации;
убедитесь, что клиент удовлетворен этим решением;
доставьте клиенту удовлетворение.
Использована литература /4, 5, 8, 9, 10/.
Рисунок 1 - Последовательность использования правил критики.
- Г. В. Новикова основы планирования профессиональной деятельности
- Содержание
- Введение
- 1 Основы профессиональной деятельности
- 1.1 Сферы профессиональной деятельности
- 1.2 Рынок труда
- 1.2.1 Структура и принципы формирования рынка труда
- 1.2.2 Уровень спроса и предложений на рынке труда
- 1.3 Требования к компетентности работников в развитых
- 1.4 Контрольные вопросы к разделу 1
- 1.5 Практическое задание 1 «Потребности и ценности современного общества».
- 2 Основные навыки общения
- 2.1 Персональные качества и навыки
- 2.2 Социальные навыки
- 2.3 Уверенное поведение
- 2.4 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях
- 2.5. Коммуникативные навыки. Общение.
- 2.6 Структура межличностных коммуникаций и критерий их эффективности
- 2.7 Контрольные вопросы к разделу 2:
- 2.8 Практическое задание 2 «Исследование личностных и
- 3.1. Навыки поиска работы.
- 3.2 Характеристика работодателей.
- 3.3 Принципы организации поиска работы.
- 3.4. Технология поиска работы.
- 3.4.1 Составление резюме и сопроводительного письма к нему.
- 3.4.2 Общение с работодателем по телефону.
- 3.4.3 Собеседование с работодателем.
- 3.4.4 Устройство на работу и адаптация в коллективе.
- 3.5 Организация карьеры.
- 3.6 Контрольные вопросы к разделу 3.
- 3.7 Практическое задание 3 «Поиск работы».
- 3.8 Практическое задание 4 «Твой путь».
- 1.1 Определение сферы профессиональной деятельности.
- 1.2 Определение приоритетности мотивов профессиональной деятельности.
- 1.3 Определение профессионально важных качеств для экономиста менеджера
- 1.4 Составление предварительного плана карьеры.
- 2.1 Определение сильных сторон личности, выбор основных
- 2.2 Определение коммуникативных навыков.
- 2.3 Определение уровня самооценки.
- 3.1 Определение готовности к самостоятельному поиску работы.
- 3.2 Составление индивидуального плана поиска работы.
- 3.3 Составление документов для самопрезентации.
- 3.4 Составление резюме и сопроводительного письма к нему.
- 4.1 Определение целей планирования карьеры и составление плана действий по их реализации.
- 4.2 Определение своих возможностей по реализации целей
- 4.3 Разработка плана карьеры.
- Список использованной литературы
- Приложение а
- Приложение б
- Приложение в
- Приложение г
- Приложение д
- Приложение е
- Приложение ж
- Поисковое письмо.
- Приложение и
- Приложение к
- Приложение л
- Приложение м
- Приложение н
- Приложение о
- Приложение п
- Приложение р
- Приложение с
- Шкала самооценки.
- Приложение т1
- Приложение т2
- Приложение т3
- Приложение т4
- Приложение т5
- Приложение т6
- Приложение т7
- Приложение т8
- Приложение т9
- Приложение т 10
- Приложение т11
- Приложение т12
- Приложение у