3.4.4 Устройство на работу и адаптация в коллективе.
3.4.4.1 После успешного прохождения собеседования наступает следующий этап – устройство на работу.
Прием на работу сопровождается созданием следующих документов:
а) заявление, которое чаще всего пишется от руки, в отдельных организациях имеется заранее разработанная форма, которую необходимо заполнить.
Заявление содержит следующие реквизиты:
адресат (на имя кого пишется заявление);
заявитель (место проживания);
наименование вида документа (заявление);
текст, в котором указывается должность, структурное подразделение, куда просит принять на работу заявитель и условия приема (на определенный срок…);
подпись и дата составления;
на заявлении в визе или резолюции руководителя указывается оклад и дата приема.
Образец заявления представлен в приложении М.
б) анкета. В организации существует стандартная форма анкеты, в которой приводятся сведения о жизненном пути кандидата, может быть более детализированная форма. Обязательным условием является наличие фотографии.
в) трудовой договор (контракт), который является в настоящее время основой трудовых отношений. Каждая организация составляет свой конкретный вариант этого документа, с учетом своей специфики.
Договор содержит:
сведения о работодателе, работнике, принимающегося на конкретную должность, квалификацию;
вид договора: на неопределенный срок (бессрочный), на определенный срок с … по… , на время выполнения работы;
срок действия договора (начало, окончание);
срок испытания: без испытания, продолжительность испытательного срока не может превышать три месяца (в отдельных случаях шесть месяцев);
обязанности, которые возлагаются на работника;
обязанности, которые берет на себя работодатель;
особенности режима рабочего времени;
условия оплаты труда;
другие условия договора, как правило, связанные со спецификой труда.
г) На основании трудового договора прием на работу оформляется приказом, в котором указывается: должность, оклад, виды и размер надбавок, сведения о наличии испытательного срока.
Приказ объявляется работнику под расписку.
В том случае, если срок испытания истек, а лицо продолжает работу, оно считается выдержавшим испытание и последующее увольнение допускается только на общих основаниях.
3.4.4.2 Важным фактором в первый период трудовой деятельности кандидата в организации является его адаптация в данном коллективе.
Под адаптацией сотрудников понимается процесс их приспособления к содержанию и условиям труда, социальной среде.
Вследствие этого различают:
социально – психологическая адаптация – это адаптация к коллективу и его нормам, к руководству и коллегам, к экономическим условиям;
профессиональная адаптация – активное освоение профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков и приемов, способов принятия решений;
психофизиологическая адаптация – освоение условий труда, режима работы и отдыха.
В период адаптации задачами человека являются:
ознакомление с новой обстановкой, расстановкой сил, неформальными связями, психологическим климатом, личными целями коллег и руководителя, выбор правильного тона и формы общения с окружающими;
не следует проявлять оригинальность, инициативу, самостоятельность, участвовать в конфликтах; привлекать к себе чрезмерное внимание;
как можно больше спрашивать и уточнять, и своевременно выполнять работу.
В успехе адаптации играют роль личностные факторы:
исходный уровень опыта, знаний и навыков;
интерес к деятельности;
индивидуально – психологические свойства человека, умение предвидеть опасности и своевременно реагировать на неожиданные ситуации.
Основными элементами адаптации являются:
знакомство с организацией, обязанностями, правами, требованиями, перспективами, возможностями;
овладение системой знаний и навыков, необходимых для выполнения данного вида деятельности;
освоение в новом коллективе;
выполнение профессиональных требований на нужном уровне;
приобретение самостоятельности;
получение удовлетворения от работы, поддержание интереса к ней, стремление к совершенствованию.
С организационной точки зрения выделяют несколько этапов адаптации:
I этап – ознакомительный продолжительностью примерно один месяц, за этот период можно продемонстрировать свои возможности, хватит сил держать себя в руках, но недостаточно времени, чтобы сдаться.
II этап – оценочный продолжительностью до года, когда достигается совместимость с коллективом.
III этап – постепенная интеграция в организацию.
Продолжительность адаптации – 1 – 1,5 года, если идет на самотеке, управляемая адаптация продолжается несколько месяцев.
Данные способы адаптации определяются и обратным – адаптация работы к человеку, которые определяются организацией производственной деятельности в данной организацией, ее структурных подразделениях.
Несколько советов новичку в коллективе приводятся в приложении Н.
Использована литература /1, 4, 8/.
- Г. В. Новикова основы планирования профессиональной деятельности
- Содержание
- Введение
- 1 Основы профессиональной деятельности
- 1.1 Сферы профессиональной деятельности
- 1.2 Рынок труда
- 1.2.1 Структура и принципы формирования рынка труда
- 1.2.2 Уровень спроса и предложений на рынке труда
- 1.3 Требования к компетентности работников в развитых
- 1.4 Контрольные вопросы к разделу 1
- 1.5 Практическое задание 1 «Потребности и ценности современного общества».
- 2 Основные навыки общения
- 2.1 Персональные качества и навыки
- 2.2 Социальные навыки
- 2.3 Уверенное поведение
- 2.4 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях
- 2.5. Коммуникативные навыки. Общение.
- 2.6 Структура межличностных коммуникаций и критерий их эффективности
- 2.7 Контрольные вопросы к разделу 2:
- 2.8 Практическое задание 2 «Исследование личностных и
- 3.1. Навыки поиска работы.
- 3.2 Характеристика работодателей.
- 3.3 Принципы организации поиска работы.
- 3.4. Технология поиска работы.
- 3.4.1 Составление резюме и сопроводительного письма к нему.
- 3.4.2 Общение с работодателем по телефону.
- 3.4.3 Собеседование с работодателем.
- 3.4.4 Устройство на работу и адаптация в коллективе.
- 3.5 Организация карьеры.
- 3.6 Контрольные вопросы к разделу 3.
- 3.7 Практическое задание 3 «Поиск работы».
- 3.8 Практическое задание 4 «Твой путь».
- 1.1 Определение сферы профессиональной деятельности.
- 1.2 Определение приоритетности мотивов профессиональной деятельности.
- 1.3 Определение профессионально важных качеств для экономиста менеджера
- 1.4 Составление предварительного плана карьеры.
- 2.1 Определение сильных сторон личности, выбор основных
- 2.2 Определение коммуникативных навыков.
- 2.3 Определение уровня самооценки.
- 3.1 Определение готовности к самостоятельному поиску работы.
- 3.2 Составление индивидуального плана поиска работы.
- 3.3 Составление документов для самопрезентации.
- 3.4 Составление резюме и сопроводительного письма к нему.
- 4.1 Определение целей планирования карьеры и составление плана действий по их реализации.
- 4.2 Определение своих возможностей по реализации целей
- 4.3 Разработка плана карьеры.
- Список использованной литературы
- Приложение а
- Приложение б
- Приложение в
- Приложение г
- Приложение д
- Приложение е
- Приложение ж
- Поисковое письмо.
- Приложение и
- Приложение к
- Приложение л
- Приложение м
- Приложение н
- Приложение о
- Приложение п
- Приложение р
- Приложение с
- Шкала самооценки.
- Приложение т1
- Приложение т2
- Приложение т3
- Приложение т4
- Приложение т5
- Приложение т6
- Приложение т7
- Приложение т8
- Приложение т9
- Приложение т 10
- Приложение т11
- Приложение т12
- Приложение у