48.Трудовой контракт. Оформление. Применение.
Трудовой договор (контракт) является основным документом, подтверждающим и регулирующим трудовые отношения между работником и работодателем.
Согласно ст. 67 Трудовому кодексу (ТК), трудовой договор обязательно заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах (один для работника, другой для работодателя), каждый из которых подписывается сторонами.
По сроку действия различают следующие виды трудовых договоров:
бессрочные (заключаемые на неопределенный срок)
срочные (срок действия определен в самом договоре).
Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, договор считается заключенным на неопределенный срок. В случае, если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением его срока, а работник продолжает работу после истечения срока договора, трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.
Чем точнее и полнее в трудовом договоре будет описана трудовая функция работника, взаимные права и обязанности сторон, тем меньше вероятность возникновения в дальнейшем трудового спора. С другой стороны, четкое определение и закрепление в договоре за сотрудником рабочего места, в случае производственной необходимости его изменения приведут к необходимости оформления перевода (существенное изменение условий труда), я "условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме" (ст. 57).
Общие права и обязанности работников и работодателей установлены ТК, а также дополняются другими законами, регулирующими отношения, связанные с трудовыми (закон "Об основах охраны труда в РФ" и т.п.) и подзаконными нормативными актами. Трудовым договором права работника и обязанности работодателя могут быть расширены. Вряд ли можно говорить о возможности расширения прав работодателя по отношение к работнику, так как это приводит к ухудшению положения работника, а трудовое законодательство однозначно запрещает это.
Статья 9 ТК определяет порядок регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке.
Для основной массы работников основания увольнения по инициативе администрации перечислены в Кодексе и расширению не подлежат. Исключением из этого правила является возможность расширения оснований прекращения трудовых отношений в трудовом договоре с отдельными категориями работников: с руководителем организации (п.3 ст. 278); с работником, работающим у работодателя — физического лица (ст. 307); с работником религиозной организации (ст. 347). Необходимым и обязательным условием включения в трудовой договор дополнительных оснований его прекращения (расторжения), является соблюдение общих принципов соблюдения прав и свобод человека и гражданина, запрещающих в частности какую-либо дискриминацию (смотри ст. 3 ТК).
Дополнительные требования к содержанию и порядку заключения трудовых договоров содержатся в ТК по отношению к отдельным категориям работников, а также работодателям - физическим лицам.
Форма трудового договора
Разработать универсальный трудовой договор на все случаи жизни просто невозможно. В настоящее время нет и какой-либо установленной унифицированной формы. Все типовые формы трудовых договоров, устанавливаемые нормативными актами, носят рекомендательный характер и содержат лишь указания на содержание, которое должно быть отражено в них.
Например, к таким нормативным актам относятся: "Рекомендации по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме" (Постановление Минтруда РФ № 135 от 14 июля 1993г.); "Рекомендации по заключению трудового договора (контракта), отражающие специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Севера" (постановление Минтруда и соцразвития РФ № 29 от 23 июля 1998г.), — действующих в части не противоречащей ТК до принятия новых нормативных актов по этим вопросам.
Ранее утвержденная Постановлением Госкомстата РФ № 136 от 29.12.2000 г., унифицированная форма трудового договора № ТД-1 хотя и не применяется, но может быть взята за основу при разработке Вами собственных форм трудовых договоров.
- 2.Автоматизированное рабочее место руководителя (арм).Средства автоматизации.
- 3.Справочно – информационные документы. Характеристика. Правила оформления.
- 4.Понятие «Дело». Правила формирования дел.
- 5.Неформальные деловые контакты.
- 6.Сущность понятия «Персональный менеджмент». Организация рабочего места руководителя.
- 8.Обработка исходящих документов.
- 9.Пути самосовершенствования руководителя.
- 10.Техника ведения коммерческих переговоров.
- 11.Понятие «Документ». Классификация документов.
- 12.Номенклатура дел организации. Индивидуальные, примерные и типовые номенклатуры.
- 13.Правила написания и оформления делового письма.
- 15.Паблик рилейшнз (пр). Общие принципы.
- 16.Работа менеджера с секретарём. Подготовка и проведение совещаний.
- 17.Организация пресс – конференций, презентаций, участие в ярмарках.
- 18.Реквизит «Отметка о контроле». Оформление. Применение.
- 19.Контроль за исполнением задания. Виды контроля.
- 20.Систематизация документов. Правила формирования дел.
- 21.Реклама. Способы распространения рекламы.
- 22.Подготовка документов к архивному хранению.
- 23.Планирование личной работы руководителя.
- 24.Распорядительные документы. Характеристика. Правила оформления.
- 25.Формы представления унифицированных текстов документов. Примеры.
- 26.Планирование использования руководителем своего рабочего времени.
- 27.Оперативное хранение документов.
- 28.Тактика действий в конфликтных ситуациях.
- 29.Структура и функции служб документационного обеспечения управления.
- 30.Организация исполнения и контроля внутренних документов.
- 31.Совершенствование техники чтения. Факторы, способствующие хорошему усвоению прочитанного материала.
- 32.Обязанности секретаря при проведении срокового контроля.
- 33.Обработка входящих документов.
- 34. Подготовка документов к архивному хранению.
- 35.Организационные документы. Характеристика. Правила оформления.
- 36.Факторы, способствующие формированию положительного имиджа руководителя.
- 37.Правила ведения телефонных деловых бесед.
- 38.Реквизит: «Гриф согласования документа».
- 39.Самоконтроль руководителя.
- 40.Документы, входящие в состав личного дела. Характеристика.
- 41.Паблик рилейшнз. Взаимодействие со средствами массовой информации.
- 43.Сдача дел в ведомственный архив.
- 44.Разрешение конфликтных ситуаций. Последовательность действий.
- 45.Стадии процесса систематического запоминания.
- 46.Формирование дел.
- 47.Основные этические принципы деловых взаимоотношений руководителя.
- 48.Трудовой контракт. Оформление. Применение.
- 49.Особенности процесса чтения специальной литературы.
- 50.Документы по персоналу. Характеристика.
- 51.Реквизит: «Визы согласования документа». Оформление. Применение.
- 52.Факторы успеха публичных выступлений.
- 53.Реквизит: «Отметка об исполнении документа и направлении его в дело».
- 54.Паблик рилейшнз. Формы сотрудничества со сми.
- 55.Реквизит: «Гриф утверждения документа». Правила оформления и применения.
- 57.Диалог с деловым партнёром. Факторы успеха.