logo search
Ответы к Госам 2012-13

11.Управление конфликтами в организации

Важной частью деятельности руководителя является разрешение и предотвращение конфликтов. Конфликт– это особый вид взаимодействия элементов организации, при котором удовлетворение интересов одной части организации приводит к ухудшению условий для другой ее части.Предприятие действует при условиях ограниченности ресурсов, что создает предпосылки для возникновения многочисл конфликтов..Сущ 4 основных типа конфликтов:-внутрилич конфликт-межличн конфликт- между личностью и группой-межгрупповой конфликтВнутриличностный конфликтможет быть связан с противоречивыми требованиями руководителей к подчиненному, противоречиями между требованиями должностных инструкций и личными ценностями, семейными проблемами. Это особенно опасно, если сотрудник имеет доступ к ценной информации или ресурсам.Наличие бюрократических структур отдаляет работников от выполнения производственных задач и затрудняет оценку полезности их труда. Поэтому в любой крупной организации существуютмежличностные конфликты, направленные на повышение роли работника в организации.Наличие неформальных групп создает предпосылки для конфликтов между личностью и группой. Так выполнение должностных обязанностей может вступать в противоречие с групповыми нормами поведения.Конфликт между группамиможет быть связан как с борьбой за власть, так и с нечетким определением прав и обязанностей отдельных подразделений. Выделяют следующие основные причины конфликтов:

-распределение ресурсов в большинстве случаев ведет к появлению недовольных в независимости от их количества;-взаимозависимость задач затрудняет нахождение виновных в отрицательных результатах;-цели функциональных подразделений могут противоречить друг другу;-различие в представлениях и ценностях ведет к наличию различных точек зрений на одну и ту же проблему;-различие в манере поведения и жизненном опыте могут увеличить вероятность возникновения конфликтов;-плохая передача информации затрудняет согласование интересов и может привести к конфлиту.Для разрушения конфликтов могут использоваться структурные и межличностные методы. К структурным методам относят:-Разъяснение требований к работе. Разъяснение требований к персоналу может быть направлено на объяснение показателей характеризующих результат полномочий и ответственности отдельных работников, правил выполнения работ.-Координационный и интеграционный механизмы. Координация может обеспечиваться через обращение к непосредственному начальнику, либо через созд спец комитетов.-Общеорганизационные комплексные цели. Установление общеорганизационный целей позволяет подразделениям лучше взаимодействовать (миссия организации).-Структуру системы вознаграждений. Структура системы вознаграждения должна учитывать общие цели предприятия, поэтому на многих предприятиях используется выплата премий из прибыли.К межличностным методам разрешения конфликтов относят:-Сглаживание предполагает сдерживание эмоций при возникновении противоречий.-Уклонение предполагает предупреждение ситуаций, которые могут привести к конфликтам или игнорирование проблем, которые могут вызвать конфликт.-Принуждение направлено на навязывание своей точки зрения любой ценой.-Компромисс предполагает согласование точек зрения конфликтующих сторон, на основе взаимных уступок.-Решение проблемы предполагает нахождение причин конфликта и их устранение. Решение проблемы лучше использовать при наличии проблем, связанных с ограничениями в ресурсах или со взаимодействиями в подразделениях. Если конфликт вызван проблемами личных взаимоотношений, то здесь целесообразно применение сглаживания и компромиссов.Помимо негативных сторон конфликта существуют и положительные. Конфликты предупреждают о появлении противоречий в организации, которые могут привести к ее разрушению. Своевременное разрешение конфликтов дает возможность получить новую информацию, которую можно использовать для повышения эффективности организации.Наличие конфликтов в организации стимулирует участников более интенсивно работать, чтобы добиться преимущества.