7. Особенн процессного, ситуационного, системного подходов в менеджменте
Процессный подход предполагает рассматривать управление как процесс, состоящий из ряда функций. Большинство авторов выделяют четыре функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль.Функция планиров предп нахождение решения о том, какими должны быть цели фирмы и что должны делать работники для достижения ее цели. Планирование должно является непрерывным процессом в связи с быстрым изменением внешней среды. Функция организации предполагает создание структур, обеспечивающих выполн работы.Мотивация – это процесс побуждения себя и других в деятельности для достижения личных целей или целей организации. В древности в качестве средства мотивации могло применяться физическое воздействие, но по мере усложнения работы повышается роль сначала материального, а затем и морального вознаграждения.Функция контроля связана с обеспечением достижения фирмой поставленной цели. Следует выделить также подход, предложенный В.Ш. Раппортом, который выделил следующие функции управления:-целее указание;-нормирование;-планирование;-исполнение;-учет;-контроль;-анализ;-диспетчирование;-регулирование;-отчетность;-стимулирование.-При этом учет следует понимать как фиксацию фактов. Контроль как сопоставление учетных данных с плановыми данными. Анализ как установление, причин и виновников отклонений от плановых величин. Диспетчирование- как коррекцию исполнения в целях удержания его в заданных планом границах регулирования как коррекцию планов, норм и даже целей в случае необходимости.Системный подход представляет собой образ мышления по отношению к фирме и управлению. Система ‑ отражение в сознании наблюдателя свойств совокупности элементов и отношений между ними, выделенных с определенной целью. Элемент – это наименьшая составная часть системы с точки зрения решаемой задачи. Отношение – это ограничение свободы элементов. Среда – это совокупность всех объектов, изменение свойств, которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы.Выделение системы из среды весьма условно, а сложный характер системы предполагает использование моделей. Фирма представляет собой открытую систему, выживание, которой во многом зависит от внешней среды, поэтому она должна постоянно приспосабливаться к изменяющимся условиям. Любая система является подсистемой для системы более высокого уровня и в свою очередь состоит из подсистем..Преимущество системного подхода заключается в облегчении построения моделей сложных объектов, в том числе и математических. Рассел Акофф полагает, что фирмы и организации создаются людьми для достижения своих целей более рациональными способностями и направлены на выполнение следующих общественных функций:-истина заключается в стимулировании производства знаний и информации для выбора наиболее эффективных средств достижения результатов;-изобилие направлено на обеспечение людей физическими и духовными ресурсами;-добро направлено на предотвращение конфликтов между целями одного человека и конфликтов между людьми;-красота предполагает постоянный процесс совершенс человека.Ситуационный подход основывается на предположении, что для решения проблем фирмы в конкретный период времени не может быть универсального метода, поэтому необходимо осуществить выбор требуемого метода в конкретной ситуации. Особое внимание менеджеров должно быть сконцентрировано на отношении между внешней и внутренней средой организации. В ситуационном подходе выделяют три основных вида ограничений: технологические, человеческие, ограничения в постановке задач.Технологич ограничения определяются типом и гибкостью средств производства организации. В случае изменения производственных систем требуются значительный капитальные затраты и длительный период времени.Челове огранич отражают способн людей благожелательно воспринимать предлагаемые решения. Организация в постановке задач предполагает возможность использования ресурсов в различных целях. Успех или неудача ситуационного подхода в значительной степени определяется способностью менеджмента выделить основные факторы, влияющие на достижение результата.
- 1. Эволюция определений и школ менеджм.
- 2. Школа научного менеджмента.
- 3.Школа административ менеджмента
- 4.Школа человеческих отношений
- 5. Школа науки управления
- 6. Методы и виды менеджмента
- 7. Особенн процессного, ситуационного, системного подходов в менеджменте
- 8.Функции менеджмента: их содержание и взаимосвязь
- 9. Планирование как фукция менеджмента
- 10.Управление в группе
- 11.Управление конфликтами в организации
- 12.Основные виды организационных структур управления предприятием
- 13.Организация как функция управления
- 14Прогнозирование в менеджменте
- 15.Содерж, струк и методы разр бизнес-плана
- 16Лидерские качества менеджера
- 17.Этапы процесса принятия управленческих решений
- 18. Самоменеджмент.
- 19. Подбор персонала
- 20. Влияние национального стиля на содержание менеджмента
- 21.Этика менеджмента
- 22.Переход к процессному управлению предприятием: реинжиниринг бизнеса
- 23.Этапы, правила и последствия применения реинжиниринга бизнес-процессов
- 24. Особенности управления знаниями.
- 25. Концепция производства «точно – во - время».
- 26. Контроль как функция управления.
- 27. Формирование организационной культуры.
- 28. Внутренняя и внешняя среда организации в менеджменте.
- 29.Особенности менеджмента в сфере услуг.
- 30.Моделирование в менеджменте.
- 31. Принципы стратегическ управления.
- 32. Этапы развития корпоративного планирования.
- 33. Долгосрочное и стратегическое планирование
- 34. Составл стратегич управл и стратег планиров в организациях.
- 35. Интеграция организаций: понятие и виды.
- 36. Методологические основы стратегического менеджмента.
- 38. Связь понятий стратегия и организационная структура.
- 39. Страт потенциал организации.
- 40.Особенности применения swot –анализа.
- 41. Использование метода сценариев будущего в стратегическом менеджменте.
- 42. Процесс выбора стратегии в стратегическом менеджменте.
- 43. Процесс стратегичес планирования.
- 44. Анализ сильных и слабых сторон организации.
- 45. Стратегические альтернативы и условия реализации стратегии.
- 46. Базовые стратегии развития.
- 47. Методы стратегического анализа .
- 49. Управление стратегическими изменениями в организации.
- 50. Система планов организации в стратегическом менеджменте.
- 51. Конкурентный анализ.
- 52. Цепочки изменений в стратегическом менеджменте.
- 54. Стратегия одиночного бизнеса.
- 55. Формирование стратегии развития венчурного бизнеса.
- 56. Управление стратегичес рисками.
- 57. Стратегии диверсификации.
- 59. Формирование социальной стратегии организации.
- 60. Особенности применения методики pims стратегическом менеджменте.
- 61. Осн функциональные компоненты управления проектами и их назначение.
- 62.Проектный анализ: содержание, задачи.
- 63. Основные задачи разработки концепции проекта
- 64. Технико-экономическое обоснование проекта.
- 65. Особенности бизнес - планирования в управлении проектами.
- 67. Коммуникационные процессы в организации.
- 68. Управление реализацией сводного плана проекта .
- 69. Управление стоимостью проекта.
- 70. Организация как социально – экономическая система.
- 71. Система управл производственными запасами: понятие, сущность, модели
- 72. Особенности кадрового планирования.
- 74. Система управления человеческими ресурсами.
- 75. Содержание государственной системы управления трудовыми ресурсами.
- 76.Цели и задачи кадрового менеджмента.
- 77. Сущность современной концепции управления персоналом.
- 78. Стили руководства, условия их применения.
- 80. Формы власти и влияния руковод
- 82. Способы комплектования организации персоналом.
- 83. Виды адаптации персонала и их содержание.
- 84. Система непрерывного образования персонала
- 85.Управление деловой карьерой персонала.
- 86. Показатели и технология аттестации персонала.
- 87.Виды кадрового резерва организации.
- 89. Инновации: сущность, классификации, особенности управления.
- 90. Процесс разработки инновационных продуктов.