logo
Ответы к Госам 2012-13

24. Особенности управления знаниями.

В результате глобализации сформировалась «новая экономика Существенным свойством новой экономики является извлечение, выявление, использование новых знаний. Из всего объема знаний, измеренных в физических единицах, которым располагает человечество, 90% получено за последние 30 лет, так же как 90% общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, - наши современникиЭто наиболее явные признаки перехода от экономики, базирующейся на использовании природных ресурсов, к экономике, основанной на знаниях, к новой экономической модели, в которой образование и наука, исследования и внедрение их результатов играют ведущую роль. К началу XXI в. знания стали важнейшим фактором формирования общества, неузнаваемо изменили облик мировой экономики, организацию бизнеса и менеджмента, образ жизни людей, подходы к образованию, здоровью и работе. Главная цель управления знаниями - это создание новых и более мощных конкурентных преимуществ. Различные авторы из­вестных работ неодинаково раскрывают содержание понятия «управление знаниями»:Управление знаниями - процесс создания условий для выявления, сохранения и эффективного использования знаний и информации в сообществе; стратегия, направленная на предоставление вовремя нужных зна­ний тем членам сообщества, которым эти знания необходимы для того, чтобы повысить эффективность деятельности сообщества-Управление знаниями - упр инт капит-Упр знаниями - общее название для методик, организую­щих процесс коммуникаций (целевого общения) в каких-либо сообщест­вах, направляя его на извлечение новых и обновление существующих знаний и помогающих сотрудникам компании правильно ставить и вовремя решать задачи, принимать решения и предпринимать необходимые дейст­вия, получая нужные знания в нужное время.-Управление знаниями – это систематический, точный и тщательно разработанный процесс создания, обновления и применения знаний, позволяющий максимизировать эффективность предприятия, связанную со знаниями, и отдачу от активов знаний.-Управление знаниями – это процесс использования коллективных компетенций компании и их распространение в те области, где они обеспечат наибольшую отдачу.-Управление знаниями – это формализация доступа к опыту, знаниям и компетенциям, которые создают новые мощности, обеспечивают выдающиеся результаты, поощряют инновации и увеличивают потребительскую ценность Управление знаниями – это определенный контроль и менеджмент знаний, направленный на достижение организ целей.Моделью, которая отражает создание знаний, является модель SECI, созданная И.Нонака и Х.Такеучи. Они выдвинули предположение, что знания могут быть созданы и распространены посредством взаимод (трансформации) неформализ и формализованного знания. Они рассматривают трансформацию как социальный процесс, происходящий между индивидуумами. При этом И. Нонака и X. Такеучи выделяют четы­ре способа трансформации знания:-социализация - трансформация неформализованного знания в неформализованное;-экстернализация - трансформация неформализованного знания в формализованное;-комбинация - трансформация формализованного знания в формализованное;-интернализация - трансформация формализованного знания в неформализованноеСоциализация - процесс распространения и, тем самым, создания неформализованного знания. Примерами такого вида трансформации зна­ний могут служить распространение интеллектуальных моделей и челове­ческих навыков. Восприятие неформализованного знания отдельным чело­веком непосредственно от другого может происходить без использования слов Так, например, подмастерье обучается ремеслу у мастера, не слушая его, а наблюдая, под­ражая и практикуясь. Таким же образом происходит обучение в процессе работы. Неформализованное знание воспринимается благодаря опыту. Без восприятия опыта человеку очень сложно проникнуть в мыслительный процесс другого человека. Передача информации в отрыве от связанных с нею ощущений и специфических условий, в которых она была получена, сама по себе может оказаться бессмысленной. Со­циализация, кроме того, происходит и между разработчиками продукта и клиентами. Взаимодействие с клиентами и до разработки продукта, и по­сле выпуска его на рынок является непрерывным процессом распр неформализов знания.Экстернализация - процесс создания знания путем трансформации неформализованного знания в формализованное, в результате которого неформализованное знание преобразуется в формализованное в виде метафор, аналогий, концепций, гипотез и моделей. Трансформация знаний посредст­вом экстернализации обычно наблюдается в процессе создания концептуальной модели, которая инициируется в процессе диалога или коллективных раздумий.Если аналитические методы дедукции и индукции не в состоянии подобрать адекватное выражение для отбора, то в этом случае следует воспользоваться неаналитическим методом. Экстернали­зация часто сводится к метафоре и/или аналогии, которые могут значительно стимулировать созидательный процесс. Метафора - способ интуитивного понимания одного посредством создания символического образа другого Комбинация - способ трансформации формализованного знания в формализованное путем сочетания различных положений формализован­ного знания. Люди обмениваются знаниями при переписке, встречах, те­лефонных разговорах, общении в компьютерных сетях и комбинируют их. Это достигается, например, за счет изменения конфигурации существую­щей информации путем сортировки, добавления, комбинации и классифи­кации формализованного знания. Именно так обычно создаются знания в процессе систематического образования в учебных заведениях.В сфере бизнеса трансформация знаний посредством комбинации часто встречается при изменении руководителями среднего звена меха­низма осуществления политики компании, концепции бизнеса или продук­та. Руководители среднего звена играют главную роль в создании новых концепций путем объединения кодифицированной информации и знания.Интернализация - процесс трансформации формализованного знания в неформализованное, который имеет место, когда пользователь неоднократно применяет явные знания в своей работе. Важную роль в этом процессе трансформации играют члены групп, с которыми работает человек, и организационная рабочая культура. Оба эти фактора способствуют организационному обучени Интернализация опыта посредством социализации, экстернализации и комбинации приобретает ценность, когда опыт интернал в неформализованное знание индивидуума в форме общей интеллек­туальной модели или технологического ноу-хау. Диалоги и коллективные размышления инициируют интернализацию. При этом чле­ны команды используют различные метафоры и аналогии для облегчения выражения своего неформализованного знания. В процессе интернализации создается концептуальное знание. Комби­нация включается в процесс создания знаний путем образования связей между созданным и уже существующим знанием. Такие комбинации спо­собствуют созданию системного знания, то есть помогают находить новые решения в отношении продуктов, услуг и технологий. Обучение на прак­тике стимулирует интернализацию, в результате которой создается опера­ционное знание, используемое при управлении проектами, производст­венными процессами, созданий новых продуктов. Как видно, содержание знаний, создаваемых различными способами трансформации, отличается.Взаимодействие этих различных составляющих отражено в модели И. Нонака и Х. Такеучи, которую они назвали «спираль знаний».].Знания, получаемые посредством последовательного применения различных способов трансформации знаний - социализации, экстернализации. комбинации, интернализации, - отличаются своим содержанием. Изучение влияния различных последовател трансформаций на содержание получаемого знания имеет определенную практическую ценность, например, применительно к проблеме управления знаниями в различных сферах деятельности.Существуют два основных подхода к управлению знаниями. В основе первого подхода лежит стратегия кодификации, которая основывается на отработан­ной технологии выработки, идентификации, хранения и повтор­ного использования знаний. Кодификация знаний осуществляется на основе подхода «люди-к-документам»: документы разрабатываются сотрудниками, затем отчуждаются от сотрудни­ков, а далее повторно используются другими сотрудниками. Объекты знаний детально описываются и структурируются в справочно-поисковых системах. Это позволяет искать и извле­кать знания без обращения к тем людям, которые его создали. Таким образом, появляется возможность организовать свою деятельность на ранее выработанных решениях и подходах, по­вторно используя которые, можно существенно снизить стои­мость своих услуг. В личие от первого подхода стратегия персонализации делает акцент в управле­нии знаниями на диалог между специалистами, а не на процессы упорядочения, хранения, извлечения и использования объектов знаний. Знание не кодифицируется (и, наверное, не может быть кодифицируемо), но аккумулируется в мозгах сотрудников и передается путем мозговых атак или диалогов. Предполагается, что специалисты достигнут более качественных решений про­блем путем их тщательного обсуждения и продумывания.Фирмы, использующие эту стратегию управления знания­ми, вкладывают большие средства в создание сети специали­стов. Информация, знания и опыт передаются не только путем очных встреч сотрудников, но и при помощи телефона, теле­факса, электронной почты и видеоконференций.Содержание данных подходов применительно к управлению знаниями в высшем учебном заведении представлено сратегии управления знаниямиПервый подход целесообразно применять для высококачественного, надежного и быстрого решения стандартных задач, связанных, прежде всего, с управлением производственными системами. Второй подход более применим для решения проблем, связанных с человеческим фактором, и, прежде всего, для решения задач, стоящих перед высшим руководством организаций.