5. Школа науки управления
Школа науки управления получила развитие вследствие широкого применения количественного анализа при решении военных и логистических проблем. Во время войны исследователи пытались решить такие сложные проблемы как увеличение точности бомбометания, совершенствование системы ПВО, повышение эффективности военных поставок. Для решения данных проблем привлекались группы экспертов из таких областей науки, как статистика, инженерное дело, экономика, математика, политика. Основными отличиями школы науки управления от предшествующих школ являются:-акцентирование внимания на принятии решения с использованием количественных показателей;-широкое использование математических моделей;
-использов -компьютеров, необходимо из-за сложности моделей и больших объемов обрабат данных.Модель ‑ это форма представления реальности. Как правило, модели упрощают сложность проблемы, сокращает число переменных. При поиске решения в конкретной ситуации в модель подставл колич значение перем.Наиболее известным зарубежными представителями школы науки управления являются Р. Акофф, Л.фон Берталанфи, С. Янг, Э. Квейд, С. Бир, Д. Форестер. Из отечественных ученых известны: В.В. Леонтьев, Л.В. Канторович, В.В. Новожилов, Ю. Черняк, В.Ш. Рапопорт, А.А. Богданов.Осн подходами, применяемыми в школе науки управления, являются процессный, ситуационный и системный подходы.Процес подход предполагает рассматривать управление как процесс, состоящий из ряда функций. Большинство авторов выделяют четыре функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль.Функция планирования предполагает нахождение решения о том, какими должны быть цели фирмы и что должны делать работники для достижения ее цели. Планирование должно является непрерывным процессом в связи с быстрым изменением внешней среды.Функция организа предполагает создание структур, обеспечивающих выполнение работы.Мотивация – это процесс побуждения себя и других в деятельности для достижения личных целей или целей организации. В древности в качестве средства мотивации могло применяться физическое воздействие, но по мере усложнения работы повышается роль сначала материального, а затем и морального вознаграждения.Функция контроля связана с обеспечением достижения фирмой поставленной цели. Следует выделить также подход, предложенный В.Ш. Раппортом, который выделил следующие функции управления:-целее указание;-нормирование;-планирование;-исполнение;-учет;-контроль;-анализ;-диспетчирование;-регулирование;-отчетность;-стимулирование.При этом учет следует понимать как фиксацию фактов. Контроль как сопоставление учетных данных с плановыми данными. Анализ как установление, причин и виновников отклонений от плановых величин. Диспетчирование- как коррекцию исполнения в целях удержания его в заданных планом границах регулирования как коррекцию планов, норм и даже целей в случае необходимости.Системный подход представляет собой образ мышления по отношению к фирме и управлению. Система ‑ отражение в сознании наблюдателя свойств совокупности элементов и отношений между ними, выделенных с определенной целью. Элемент – это наименьшая составная часть системы с точки зрения решаемой задачи. Отношение – это ограничение свободы элементов. Среда – это совокупность всех объектов, изменение свойств, которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы. Фирма представляет собой открытую систему, выживание, которой во многом зависит от внешней среды, поэтому она должна постоянно приспосабливаться к изменяющимся условиям. Любая система является подсистемой для системы более высокого уровня и в свою очередь состоит из подсистем. Один из известных специалистов в области системного управления. Рассел Акофф полагает, что фирмы и организации создаются людьми для достижения своих целей более рациональными способностями и направлены на выполнение следующих обществ функций:-истина заключается в стимулировании производства знаний и информации для выбора наиболее эффективных средств достижения результатов;-изобилие направлено на обеспечение людей физическими и духовными ресурсами;-добро направлено на предотвращение конфликтов между целями одного человека и конфликтов между людьми;-красота предполагает постоянный процесс совершчеловека.Ситуационный подход основывается на предположении, что для решения проблем фирмы в конкретный период времени не может быть универсального метода, поэтому необходимо осуществить выбор требуемого метода в конкретной ситуации. Особое внимание менеджеров должно быть сконцентрировано на отношении между внешней и внутренней средой организации. В ситуационном подходе выд три основных вида огранич: технолог, чел, огран в постано задач.Технолог огран определ типом и гибкостью средств производства организации. В случае изменения производственных систем требуются значительный капитальные затраты и длительный период времени.Человеческие ограничения отражают способность людей благожелательно восприним предлагаемые решения.Организация в постановке задач предполагает возможность использования ресурсов в различных целях. Успех или неудача ситуационного подхода в значительной степени определяется способностью менеджмента выделить основные факторы, влияющие на достижение результата.
- 1. Эволюция определений и школ менеджм.
- 2. Школа научного менеджмента.
- 3.Школа административ менеджмента
- 4.Школа человеческих отношений
- 5. Школа науки управления
- 6. Методы и виды менеджмента
- 7. Особенн процессного, ситуационного, системного подходов в менеджменте
- 8.Функции менеджмента: их содержание и взаимосвязь
- 9. Планирование как фукция менеджмента
- 10.Управление в группе
- 11.Управление конфликтами в организации
- 12.Основные виды организационных структур управления предприятием
- 13.Организация как функция управления
- 14Прогнозирование в менеджменте
- 15.Содерж, струк и методы разр бизнес-плана
- 16Лидерские качества менеджера
- 17.Этапы процесса принятия управленческих решений
- 18. Самоменеджмент.
- 19. Подбор персонала
- 20. Влияние национального стиля на содержание менеджмента
- 21.Этика менеджмента
- 22.Переход к процессному управлению предприятием: реинжиниринг бизнеса
- 23.Этапы, правила и последствия применения реинжиниринга бизнес-процессов
- 24. Особенности управления знаниями.
- 25. Концепция производства «точно – во - время».
- 26. Контроль как функция управления.
- 27. Формирование организационной культуры.
- 28. Внутренняя и внешняя среда организации в менеджменте.
- 29.Особенности менеджмента в сфере услуг.
- 30.Моделирование в менеджменте.
- 31. Принципы стратегическ управления.
- 32. Этапы развития корпоративного планирования.
- 33. Долгосрочное и стратегическое планирование
- 34. Составл стратегич управл и стратег планиров в организациях.
- 35. Интеграция организаций: понятие и виды.
- 36. Методологические основы стратегического менеджмента.
- 38. Связь понятий стратегия и организационная структура.
- 39. Страт потенциал организации.
- 40.Особенности применения swot –анализа.
- 41. Использование метода сценариев будущего в стратегическом менеджменте.
- 42. Процесс выбора стратегии в стратегическом менеджменте.
- 43. Процесс стратегичес планирования.
- 44. Анализ сильных и слабых сторон организации.
- 45. Стратегические альтернативы и условия реализации стратегии.
- 46. Базовые стратегии развития.
- 47. Методы стратегического анализа .
- 49. Управление стратегическими изменениями в организации.
- 50. Система планов организации в стратегическом менеджменте.
- 51. Конкурентный анализ.
- 52. Цепочки изменений в стратегическом менеджменте.
- 54. Стратегия одиночного бизнеса.
- 55. Формирование стратегии развития венчурного бизнеса.
- 56. Управление стратегичес рисками.
- 57. Стратегии диверсификации.
- 59. Формирование социальной стратегии организации.
- 60. Особенности применения методики pims стратегическом менеджменте.
- 61. Осн функциональные компоненты управления проектами и их назначение.
- 62.Проектный анализ: содержание, задачи.
- 63. Основные задачи разработки концепции проекта
- 64. Технико-экономическое обоснование проекта.
- 65. Особенности бизнес - планирования в управлении проектами.
- 67. Коммуникационные процессы в организации.
- 68. Управление реализацией сводного плана проекта .
- 69. Управление стоимостью проекта.
- 70. Организация как социально – экономическая система.
- 71. Система управл производственными запасами: понятие, сущность, модели
- 72. Особенности кадрового планирования.
- 74. Система управления человеческими ресурсами.
- 75. Содержание государственной системы управления трудовыми ресурсами.
- 76.Цели и задачи кадрового менеджмента.
- 77. Сущность современной концепции управления персоналом.
- 78. Стили руководства, условия их применения.
- 80. Формы власти и влияния руковод
- 82. Способы комплектования организации персоналом.
- 83. Виды адаптации персонала и их содержание.
- 84. Система непрерывного образования персонала
- 85.Управление деловой карьерой персонала.
- 86. Показатели и технология аттестации персонала.
- 87.Виды кадрового резерва организации.
- 89. Инновации: сущность, классификации, особенности управления.
- 90. Процесс разработки инновационных продуктов.