Принципы динамической организации.
1) Направленность. В любой организации необходимы выработка четкого направления, системы ориентации, согласование ценностей и понятий. Возможно разделение процесса на более узкие, частные. При этом следует помнить, что разнонаправленные процессы труднореализуемы. 2) Эффективность – это отношение показателя на выходе к показателю на входе. Эффективность отражает степень достижения поставленной цели. 3) Результативность показывает степень достижения поставленной цели. Реализация процесса должна обеспечивать результат с количественными и качественными характеристиками. Если в итоге проведенной запланированной работы вы добились улучшения качества продукции по установленным параметрам (например, в пельменях фарш стал нежнее на вкус, тесто не разваривается при готовке), безусловно, вы добились поставленного результата. Можно говорить о том, что работа в данном случае является результативной. Но не всегда это одно и тоже, что эффективность. Например, при достижении поставленной руководством строительной компанией цели - рост объема продаж в будущем году на 7%, работу менеджеров в целом нельзя считать эффективной, так как этого будет недостаточно для компенсации роста затрат и потребности в инвестициях для строительства новых объектов. 4) Восприимчивость необходима для обеспечения управляемости процесса. Неуправляемые процессы невосприимчивы, как, например, ядерная реакция. 5) Информативность – это свойство процесса нести информацию. Иначе он становиться неуправляемым. Информация должна охватывать все фазы и сферы процесса, отражать изменение всех значимых характеристик, быть точной и достоверной, своевременной Менеджер постоянно должен ставить вопрос, а ничего ли он не забыл? 6) Прямоточность (целеполагание). К цели идти необходимо по кратчайшему пути, добиваясь минимизации отклонений, осуществляя быстрые переходы между фазами. 7) Параллельность. Одновременное осуществление отдельных частей общего процесса. Необходимое условие всех открытых систем (например, функций организма). При производстве какого-либо продукта, проведении ремонтных и других работ некоторые процессы можно осуществлять параллельно. Это экономит время, материальные и финансовые ресурсы, следовательно, повышает производительность труда и эффективность работы системы в целом. Так, бухгалтерия должна выписывать документы на отгрузку продукции или акты на оказание услуг одновременно с осуществление операции. Задержка чревата для компании негативными финансовыми последствиями. 8) Ритмичность. Означает, что процессы идут с заданным уровнем равномерности в течение определенных временных интервалов. Ритмичность в работе менеджера помогает повысить производительность и достигнуть поставленной цели. 9) Синхронизации. Выделяется центр синхронизации, под который подстраиваются другие процессы или подразделения компаний. 10) Асимметрия процессов заключается в том, что организационные процессы идут медленнее, чем дезорганизационные. Иллюстрацией служит пословица «ломать – не строить».
- Понятие организация в живой и неживой природе. Единство организационных методов для человека и природы.
- Предмет и методы теории организации. Теория организации в системе других наук.
- Понятие система. Организация как система. Система и несистема.
- Виды систем. Открытая и закрытая системы. Особенности проявления в социальных системах.
- Свойства систем. Целостность, иерархичность, упорядоченность.
- Свойства систем. Множественность описания, взаимосвязь структуры и среды.
- Свойства систем. Эмерджентность и гомеостазис.
- Понятие равновесия в системе. Способы достижения.
- Законы организации. Закон синергии. Природа синергетического эффекта. Проявление закона в менеджменте.
- Закон наименьших. Проявление закона в менеджменте. Закон развития. Закон самосохранения.
- Закон единства, анализа и синтеза.
- Закон информативности – упорядоченности.
- Закон композиции, Закон пропорциональности, Закон своеобразия
- Группы принципов организации
- Понятие структуры и состав. Виды структур и соединений.
- Принципы статической организации.
- Принципы динамической организации.
- Процессы в организации.
- Составные части процессов. Виды процессов в организации.
- Процессы расхождения форм и образования дополнительных связей.
- Разрешение системных противоречий в развитии организации. Образование связки. Выравнивание. Рокировка. Проявление в менеджменте.
- Принципы рационализации.
- Проектирование организационных систем. Стадии изменений для применения способов проектирования.
- Ситуационный подход к управлению и ситуационные переменные. Базовые ситуационные переменные.
- Метода проектирования. Области эффективного применения.
- Организация проектирования системы. Этапы и их содержание.
- Управление по целям.
- Создание структуры управления организацией. Понятие стратегические бизнес единицы и центры ответственности.
- Оценка эффективности проектирования организационных систем. Критерии. Способы.
- Организационная культура. Понятие с позиции теории организации.
- Функции организационной культуры. Основные элементы организационной культуры.
- Виды организационной культуры.
- Ок как инструмент управления в организации.
- Формирование устойчивой ок организации.
- Основные понятия менеджмента.
- Условия и предпосылки возникновения менеджмента. Знания о менеджменте в системе общественных наук.
- Управленческие отношения. Понятие. Положение в системе экономико-управленческих отношений на уровне хозяйствующего субъекта.
- Законы менеджмента. Комплекс методов исследования в менеджменте.
- Школы менеджмента. Развитие управленческой мысли.
- Функции менеджмента. Состав и общая характеристика.
- Планирование: роль и процесс. Горизонты планирования.
- Пирамида планирования и уровни стратегии.
- Внешняя среда: факторы прямого и косвенного воздействия. Характеристики внешней среды.
- Внутренние факторы организации и менеджмента.
- Функция организации: понятие, роль. Характеристики, определяющие организацию.
- Организационные структуры: понятия, типы, виды.
- Линейная структура. Области эффективного применения.
- Функциональная структура. Области эффективного применения.
- Линейно-функциональная, линейно-масштабная структуры. Области эффективного применения.
- Программно-целевая структура.
- Матричная структура.
- Условия эффективности и характеристики механических и органических структур.
- Делегирование полномочий. Понятие. Основные проблемы делегирования.
- Теории мотивации: содержательные, процессуальные.
- Функции контроля: понятие, виды. Технологии контроля.
- Власть и лидерство. Понятие. Роль в системе управления организацией.
- Государственное управление и муниципальный менеджмент. Объект и субъект управления.