logo
Не разобранные / Teoria_menedzhmenta_zachet

Функции контроля: понятие, виды. Технологии контроля.

Контроль — одна из основных функций системы управления. Контроль осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования последней (измерение достигнутых результатов и соотнесение их с ожидаемыми результатами). На основе данных контроля осуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений. Функции контроля • Выявление отклонений от требований нормативных актов различных уровней. • Анализ причин отклонений (в том числе, кадровых). • Коррекция, то есть разработка предложений по устранению выявленных нарушений. • Профилактика, то есть разработка мер по недопущению таких нарушений в дальнейшем. • Правоохрана, то есть привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушения. Виды контроля Контроль необходим везде, где существует система, предназначенная для выполнения определённых задач и достижения определённых целей. Управленческий контроль (то есть контроль в деятельности организаций) может осуществляться по множеству различных направлений: • технический контроль, • энергетический контроль, • экологический контроль • санитарный контроль, • финансовый контроль и т. д. Технология контроля. В практике управления существует так называемая технология контроля, которая состоит из пяти групп: 1-я группа представляет собой процесс выбора концепции контроля и включает систему, процесс или частные проверки; определение предмета и цели контроля; определение контролирующего органа. 2-я группа представляет собой процесс определения норм контроля и содержит этические, правовые, производственные и другие нормы. 3-я группа представляет собой процесс определения объема и области контроля, который может быть полным, сплошным, эпизодическим, выборочным, финансовым и т.п. Контролю может подлежать качество продукции, производительность труда и т.д. Контроль качества продукции называют инспекцией качества и относят к контролю в узком смысле. 4-я группа объединяет в себе методы или виды контроля, например, предварительный (диагностический, терапевтический), текущий, заключительный и др. 5-я группа представляет процесс определения цели контроля, в который входят: целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля. Немецкий специалист по менеджменту Г. Шредер выявил следующие негативные проявления контроля: тот Лакт, что сотрудник находится под наблюдением, вынуж- дает его наблюдать за собой, но при этом человек начинает заду- мываться над своими автоматически протекающими действиями и теряет уверенность в себе; контроль является признаком разницы в статусе. Он идет вразрез с человеческой потребностью в признании и высокой оценке (тот, кого контролируют, является в большинстве случаев подчиненным); контроль особенно неприятен, когда наблюдаемый не знает точно, что именно контролируют; так как контроль узаконен, никто не может от него защититься; возникающее по этой причине раздражение «выливается» где-нибудь в другом месте; контроль зачастую субъективно воспринимается как придирки, хотя руководитель об этом не думает; контроль может восприниматься как недоверие, в этом случае он препятствует хорошим отношениям между руководителем и подчиненными.

  1. Типы (стадии) контроля. Основные требования в системе контроля: критерии и правила контроля.

  2. Коммуникации: определение, роль, процесс. Виды коммуникаций и организации. Коммуникационные барьеры.

  3. Информационное обеспечение: требования к качеству и своевременной информации.

  4. Группы в организации: определение, условия формирования.

  5. Конфликт: определения, типы, принципы и матрица разрешения.

КОНФЛИКТ — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей.

Конфликт – это различные виды противодействия, противоборства личностей или групп, по поводу рассогласованных, существенно значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий.

Типы:

1. Внутриличностный конфликт. Он возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Например, заведующий секцией может потребовать, чтобы продавец все время находился на рабочем месте и "работал" с покупателем.

2. Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, пожалуй, самый распространенный. Чаще всего это борьба руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее начальство выделить их именно ему, а не другому руководителю.

Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей, т.е. люди с разными характерами, несовместимыми темпераментами просто не в состоянии ладить друг с другом.

3. Конфликт между личностью и группой. В связи с тем, что производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки, бывает так, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности.

4. Межгрупповой конфликт. Как известно, организации состоят из множества как формальных, так и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между ними могут возникнуть конфликты.

Кроме того, конфликты классифицируют и по степени проявления: скрытый и открытый.

Скрытые конфликты затрагивают обычно двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют. Но как только у одного из них "сдают" нервы, скрытый конфликт превращается в открытый.

Различают также случайные, стихийно возникающие и хронические, а также

сознательно провоцируемые конфликты.