Принципы рационализации.
Цель рационализации - повышение эффективности бизнес-процессов. Перечислим принципы рационализации 1) Выбор концепции (миссии) повышения организованности системы. Она формируется на основе видения организацией своего места во внешней среде. 2) Разработка алгоритма (стратегии) – программы действий, направленная на достижение целей. Она должна соответствовать миссии организации. 3) Стандартизация. Предполагает разработку системы стандартов, типовых видов элементов, единых для всей организации. Так поступал Г. Форд, создавая свой первый автомобиль - модель «Ти». До него все машины собирались вручную, единых стандартов на размеры деталей не было. Уже в 21 веке отсутствие общих стандартов на запчасти стало одной из причин кризиса в крупнейшем европейском авиастроительном гиганте Airbus (февраль 2007). 4) Концентрация. Основные усилия при рационализации необходимо направлять на главный объект, сферу, проблему. 5) Выравнивание потенциала. Все составляющие элементы в системе должны развиваться равномерно. Мы обращали на это внимание, рассматривая закон наименьших. 6) Унификация – введение многообразных конструктивных элементов к единообразию, к общему. Такие действия снижают энтропию в организации. Здесь нельзя забывать, что уменьшать разнообразие необходимо до определенного предела, иначе большое сужение возможностей приведет угасанию организации, замедлению прогресса. 7) Персонификация – четкое прикрепление полномочий и ответственности за структурами и персоналиями. 8) Самоорганизация. Это повышение упорядоченности в системе без специфического воздействия на нее извне. Под специфическим воздействием мы понимаем такое, которое навязывает системе определенную структуру или функционирование. Например, вода при нагревании приобретает в результате самоорганизации макроструктуру, образуя шестиугольные ячейки. Само по себе нагревание не навязывает молекулам воды выстраиваться в подобную структуру.
-
Содержание
- Понятие организация в живой и неживой природе. Единство организационных методов для человека и природы.
- Предмет и методы теории организации. Теория организации в системе других наук.
- Понятие система. Организация как система. Система и несистема.
- Виды систем. Открытая и закрытая системы. Особенности проявления в социальных системах.
- Свойства систем. Целостность, иерархичность, упорядоченность.
- Свойства систем. Множественность описания, взаимосвязь структуры и среды.
- Свойства систем. Эмерджентность и гомеостазис.
- Понятие равновесия в системе. Способы достижения.
- Законы организации. Закон синергии. Природа синергетического эффекта. Проявление закона в менеджменте.
- Закон наименьших. Проявление закона в менеджменте. Закон развития. Закон самосохранения.
- Закон единства, анализа и синтеза.
- Закон информативности – упорядоченности.
- Закон композиции, Закон пропорциональности, Закон своеобразия
- Группы принципов организации
- Понятие структуры и состав. Виды структур и соединений.
- Принципы статической организации.
- Принципы динамической организации.
- Процессы в организации.
- Составные части процессов. Виды процессов в организации.
- Процессы расхождения форм и образования дополнительных связей.
- Разрешение системных противоречий в развитии организации. Образование связки. Выравнивание. Рокировка. Проявление в менеджменте.
- Принципы рационализации.
- Проектирование организационных систем. Стадии изменений для применения способов проектирования.
- Ситуационный подход к управлению и ситуационные переменные. Базовые ситуационные переменные.
- Метода проектирования. Области эффективного применения.
- Организация проектирования системы. Этапы и их содержание.
- Управление по целям.
- Создание структуры управления организацией. Понятие стратегические бизнес единицы и центры ответственности.
- Оценка эффективности проектирования организационных систем. Критерии. Способы.
- Организационная культура. Понятие с позиции теории организации.
- Функции организационной культуры. Основные элементы организационной культуры.
- Виды организационной культуры.
- Ок как инструмент управления в организации.
- Формирование устойчивой ок организации.
- Основные понятия менеджмента.
- Условия и предпосылки возникновения менеджмента. Знания о менеджменте в системе общественных наук.
- Управленческие отношения. Понятие. Положение в системе экономико-управленческих отношений на уровне хозяйствующего субъекта.
- Законы менеджмента. Комплекс методов исследования в менеджменте.
- Школы менеджмента. Развитие управленческой мысли.
- Функции менеджмента. Состав и общая характеристика.
- Планирование: роль и процесс. Горизонты планирования.
- Пирамида планирования и уровни стратегии.
- Внешняя среда: факторы прямого и косвенного воздействия. Характеристики внешней среды.
- Внутренние факторы организации и менеджмента.
- Функция организации: понятие, роль. Характеристики, определяющие организацию.
- Организационные структуры: понятия, типы, виды.
- Линейная структура. Области эффективного применения.
- Функциональная структура. Области эффективного применения.
- Линейно-функциональная, линейно-масштабная структуры. Области эффективного применения.
- Программно-целевая структура.
- Матричная структура.
- Условия эффективности и характеристики механических и органических структур.
- Делегирование полномочий. Понятие. Основные проблемы делегирования.
- Теории мотивации: содержательные, процессуальные.
- Функции контроля: понятие, виды. Технологии контроля.
- Власть и лидерство. Понятие. Роль в системе управления организацией.
- Государственное управление и муниципальный менеджмент. Объект и субъект управления.