Школы менеджмента. Развитие управленческой мысли.
Как наука М. Появилась 100 лет назад, а в начале века Ф.Тейлор
сформулировал и опубликовал принципы управления. Школы М.: 1) школа
научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт,
Гант. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом
производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению
производительности труда; 2) административная (поведенческая) школа - 1920-
50 г.г. - А.Файоль, Урвик. Основная идея - существуют “универсальные”
принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой
организации; 3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мэйо, Фоллетт,
Маслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и
достаточно наладить межличностные отношения между работниками; 4)
поведенческая школа (1950-настоящее время), представители - Арджирис,
Лайкерт, Мак-Грегор, Блейк - “эффективность достижения целей организации
требует максимального использования человеческого потенциала на основе
данных психологии и социологии; 5) количественная школа (1950-настоящее
время) - оптимальные управленческие решения ищутся с помощью компьютеров на
основе использования математических моделей ситуации. Так сформировалась
современная наука, применение принципов которой на практике приносят
повышение эффективности производства. Символический ключ М. “цель человека
- эффективность”. Золотое правило М.: “эффективный М., обеспечивающий
выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на
человека: во внешней среде - на потребителя, во внутренней - на персонал”.
В науке современного М. Выделяются следующие черты: 1) системный подход к
управлению; 2) ситуационный принцип управления; 3) определяющая роль
организационной культуры; 4) механизация и автоматизация управленческих
процессов; 5) демократизация управления; 6) интернационализация М.
-
Содержание
- Понятие организация в живой и неживой природе. Единство организационных методов для человека и природы.
- Предмет и методы теории организации. Теория организации в системе других наук.
- Понятие система. Организация как система. Система и несистема.
- Виды систем. Открытая и закрытая системы. Особенности проявления в социальных системах.
- Свойства систем. Целостность, иерархичность, упорядоченность.
- Свойства систем. Множественность описания, взаимосвязь структуры и среды.
- Свойства систем. Эмерджентность и гомеостазис.
- Понятие равновесия в системе. Способы достижения.
- Законы организации. Закон синергии. Природа синергетического эффекта. Проявление закона в менеджменте.
- Закон наименьших. Проявление закона в менеджменте. Закон развития. Закон самосохранения.
- Закон единства, анализа и синтеза.
- Закон информативности – упорядоченности.
- Закон композиции, Закон пропорциональности, Закон своеобразия
- Группы принципов организации
- Понятие структуры и состав. Виды структур и соединений.
- Принципы статической организации.
- Принципы динамической организации.
- Процессы в организации.
- Составные части процессов. Виды процессов в организации.
- Процессы расхождения форм и образования дополнительных связей.
- Разрешение системных противоречий в развитии организации. Образование связки. Выравнивание. Рокировка. Проявление в менеджменте.
- Принципы рационализации.
- Проектирование организационных систем. Стадии изменений для применения способов проектирования.
- Ситуационный подход к управлению и ситуационные переменные. Базовые ситуационные переменные.
- Метода проектирования. Области эффективного применения.
- Организация проектирования системы. Этапы и их содержание.
- Управление по целям.
- Создание структуры управления организацией. Понятие стратегические бизнес единицы и центры ответственности.
- Оценка эффективности проектирования организационных систем. Критерии. Способы.
- Организационная культура. Понятие с позиции теории организации.
- Функции организационной культуры. Основные элементы организационной культуры.
- Виды организационной культуры.
- Ок как инструмент управления в организации.
- Формирование устойчивой ок организации.
- Основные понятия менеджмента.
- Условия и предпосылки возникновения менеджмента. Знания о менеджменте в системе общественных наук.
- Управленческие отношения. Понятие. Положение в системе экономико-управленческих отношений на уровне хозяйствующего субъекта.
- Законы менеджмента. Комплекс методов исследования в менеджменте.
- Школы менеджмента. Развитие управленческой мысли.
- Функции менеджмента. Состав и общая характеристика.
- Планирование: роль и процесс. Горизонты планирования.
- Пирамида планирования и уровни стратегии.
- Внешняя среда: факторы прямого и косвенного воздействия. Характеристики внешней среды.
- Внутренние факторы организации и менеджмента.
- Функция организации: понятие, роль. Характеристики, определяющие организацию.
- Организационные структуры: понятия, типы, виды.
- Линейная структура. Области эффективного применения.
- Функциональная структура. Области эффективного применения.
- Линейно-функциональная, линейно-масштабная структуры. Области эффективного применения.
- Программно-целевая структура.
- Матричная структура.
- Условия эффективности и характеристики механических и органических структур.
- Делегирование полномочий. Понятие. Основные проблемы делегирования.
- Теории мотивации: содержательные, процессуальные.
- Функции контроля: понятие, виды. Технологии контроля.
- Власть и лидерство. Понятие. Роль в системе управления организацией.
- Государственное управление и муниципальный менеджмент. Объект и субъект управления.