logo
Не разобранные / Teoria_menedzhmenta_zachet

Школы менеджмента. Развитие управленческой мысли.

Как наука М. Появилась 100 лет назад, а в начале века Ф.Тейлор

сформулировал и опубликовал принципы управления. Школы М.: 1) школа

научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт,

Гант. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом

производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению

производительности труда; 2) административная (поведенческая) школа - 1920-

50 г.г. - А.Файоль, Урвик. Основная идея - существуют “универсальные”

принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой

организации; 3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мэйо, Фоллетт,

Маслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и

достаточно наладить межличностные отношения между работниками; 4)

поведенческая школа (1950-настоящее время), представители - Арджирис,

Лайкерт, Мак-Грегор, Блейк - “эффективность достижения целей организации

требует максимального использования человеческого потенциала на основе

данных психологии и социологии; 5) количественная школа (1950-настоящее

время) - оптимальные управленческие решения ищутся с помощью компьютеров на

основе использования математических моделей ситуации. Так сформировалась

современная наука, применение принципов которой на практике приносят

повышение эффективности производства. Символический ключ М. “цель человека

- эффективность”. Золотое правило М.: “эффективный М., обеспечивающий

выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на

человека: во внешней среде - на потребителя, во внутренней - на персонал”.

В науке современного М. Выделяются следующие черты: 1) системный подход к

управлению; 2) ситуационный принцип управления; 3) определяющая роль

организационной культуры; 4) механизация и автоматизация управленческих

процессов; 5) демократизация управления; 6) интернационализация М.