logo search
Катькало_книга_Эволюция_теории_стратегического_управления

Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе

терес к окружающей (прежде всего отраслевой) среде фирмы для изучения конкурентов в целях определения способов эф­фективного позиционирования относительно них. Более того, многие менеджеры-практики, поначалу воспринявшие ресурс­ную концепцию как откровение очередных гуру (обычно пост­роенное на отторжении опыта предшественников), быстро по­няли, что акцент исключительно на создание ресурсов без при­знания рыночного позиционирования является тщетным в ди­намичной среде.

Малоубедительны и попытки Портера либо приписывать ресурсной концепции отрицание отраслевых факторов [Porter, 1991],5l либо утверждать, что между ней и концепцией рыночно­го позиционирования нет принципиальных различий [Porter, 2002, р. 47]. Последний тезис перспективен лишь при реинтер-претации его как признания комплементарности этих двух пара­дигм стратегического управления. Действительно, сторонники ресурсного подхода считают, что в комбинации с разработанной ими логикой успешных стратегий анализ на основе «цепочки создания ценности» может быть очень полезным инструментом для идентификации тех специфичных ресурсов и способностей фирмы, которые могут стать источниками устойчивых конку­рентных преимуществ в конкретной конкурентной среде [Barney, 2002]. Отметим при этом, что в концепции рыночного позицио­нирования Портера и ресурсном подходе сопоставительное из­учение конкурентов имеет разную смысловую нагрузку. В первом случае оно является элементом пятизвенной модели анализа от­раслевой конкуренции, во втором — цель состоит в сравнении ресурсных потенциалов фирм.52

51 См. также его комментарии к русскому изданию «Конкурентной стра­ тегии» [Портер, 2005а, с. 16].

52 Значение сравнения ресурсов и способностей фирмы с соответству­ ющими достоинствами ее соперников для развития ресурсной концепции наиболее отчетливо показано в статье [Коллиз, Монтгомери, 2003]. Отметим и отличие ресурсной концепции от философии бенчмаркинга, которая ори­ ентирована на поиск и заимствование «лучшего опыта». Приоритетом же первой является опережающее развитие фирмой недоступных соперникам конкурентных преимуществ.

362

5.4. Традиционное и динамическое ответвления ресурсной концепции...

Между тем, если традиционная ресурсная концепция фак­тически ограничивается таким сопоставлением (см., напр.: [Коллиз, Монтгомери, 2003]), то концепция динамических спо­собностей, кроме того, фокусирует внимание на проактивной адаптации к изменениям внешней среды. Именно на это указы­вает ее определение динамических способностей фирмы как организационного потенциала интегрирования, создания и ре­конфигурации внутренних и внешних компетенций для соот­ветствия быстроизменяющейся среде [Тис и др., 2003]. Здесь вновь следует подчеркнуть, что в целом ресурсный подход по­зволяет соединить ранее мало пересекавшиеся подходы к созда­нию стратегий на основе изучения как внутрифирменных, так и внешних факторов.

Весьма схожий вывод можно сделать и относительно роли ресурсного подхода в преодолении дихотомии между предпри­нимательскими и административными аспектами теории стра­тегического управления. Оба ответвления ресурсного подхода, делая акцент на важность решений о выборе ресурсов и их ком­бинаций для создания экономических рент (в этих решениях проявляется предпринимательский аспект стратегий), одновре­менно уделяют большое внимание и внутрифирменным (адми­нистративным) механизмам, обеспечивающим долгосрочность извлечения таких рент. Ни одна из более ранних парадигм стра­тегического управления не учитывала совместно эти два его аспекта, хотя необходимость такого комплексного подхода была очевидна давно.53 Другим отличием ресурсного подхода была иная трактовка экономических основ стратегий, поскольку он предлагал акцентировать не минимизацию издержек, а создание новой ценности.

Вместе с тем в целях преодоления данной дихотомии более перспективной опять оказывается концепция динамических спо-

53 Уже в 1970-е гг. Хофер и Шендел определяли стратегическое управле­ние как «процесс, связанный с предпринимательской работой организации, с организационным обновлением и ростом и, более конкретно, с разработ­кой и реализацией стратегии, призванной придать направленность операци­ям организации» [Hofer, Schendel, 1979, p. 11].

363