Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
ных целей и задач предприятия и выработка программы действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [Chandler, 1962, р. 16]. В этот начальный период единственной была упрощенная рационалистическая концепция стратегического управления (сам термин еще не был известен, чаще говорили о «долгосрочном (или стратегическом) планировании») как поэтапного процесса формулирования стратегии, включавшего постановку целей, анализ внешней среды, идентификацию сильных и слабых сторон компании и ее конкурентов, выработку набора возможных стратегий, выбор лучшей из них и затем переход к ее реализации. Таков был подход, например, гарвардского учебника 1965 г. «Политика бизнеса» [Learned et al., 1965]. Наиболее полное изложение концепции стратегии как плана находится у Ансоффа [Ansoff, 1965], хотя идея рационального планирования имплицитно присутствовала и в определении Чандлера. В целом в 1960-е гг. господствовало толкование стратегии как рационально спроектированной целенаправленной аналитической конструкции.
В 1970-е гг. этот подход подвергся серьезной ревизии с двух сторон: в качестве альтернатив были выдвинуты концепция стратегического управления и трактовки стратегии как нелинейного процесса.
Первыми с новаторской концепцией предмета исследований стратегий выступили Д. Шендел и К. Хаттен из школы бизнеса университета Пурдью (США), которые ввели в 1972 г. понятие «стратегическое управление». Содержательная новизна их подхода заключалась в переносе акцента обсуждения с концепции стратегии на управление стратегическим процессом, предполагающее действия по формулированию и реализации стратегии в общеорганизационных масштабах. Вскоре Шендел и его единомышленники сделали следующий шаг: «стратегическое управление» разграничили не только с «политикой бизнеса», но и со «стратегическим планированием». Теперь суть стратегического управления виделась в его предпринимательской природе: «...предпринимательский выбор составляет суть концепции стратегии, и хороша та стратегия, которая гарантирует создание, обновление и выживание предприятия в целом, что, в свою оче-
54
1.3. Предметная область исследований
редь, ведет к интеграции функциональных областей фирмы, а не наоборот» [Hofer, Schendel, 1978, p. 6].
Второе направление ревизии классического подхода наиболее мощно было представлено концепцией «развивающейся» стратегии канадского ученого Г. Минцберга [Mintzberg, 1978]. Он предложил заменить рациональный подход к формулированию стратегии более прагматическим, исповедующим метод «проб и ошибок» процессом «развивающейся» стратегии. По мнению Минцберга, действительная стратегия компании есть нечто большее, чем то, что она намеревалась или планировала сделать. Такой подход ставил под серьезное сомнение линейные представления о стратегическом процессе, которые эксплицитно вытекали из привычной дихотомии между формулированием и реализацией стратегии. Одновременно схожий концептуальный вызов рациональному видению стратегического менеджмента был брошен английским ученым Э. Петтигрю, который обратил внимание на значение распределения и использования властных полномочий в определении характера принимаемых решений и результатов стратегий [Pettigrew, 1977]. Эта проблема тогда фактически игнорировалась в стратегической литературе.
Развитие в 1970-е гг. неортодоксальных подходов к стратегиям фирм происходило на фоне нарастания неадекватности их классических концепций качественным переменам в мировой экономике. Помимо многих неудач проектов диверсификации компаний (особенно конгломератов), после нефтяных кризисов 1973 г. началась эра макроэкономической нестабильности, к которой добавилась растущая международная конкуренция с участием японских, азиатских и европейских фирм. Как видно из представленной в табл. 1.1 истории развития проблематики и инструментов стратегического управления, в этих условиях его акцент сместился от планирования диверсификации и роста к достижению конкурентоспособности. Посему, несмотря на явное новаторство концепций Шендела, Минцберга и других авторов в теоретическом осмыслении стратегий фирм, ни одна из них не смогла сравниться в 1980-е гг. по своему влиянию на теорию и практику стратегического управления с концепцией конкурентных стратегий М. Портера [Портер, 2005а; б].
55
Таблица 1.1. Эволюция проблем и методов стратегического управления
Проблемы | 1950-е гг. и ранее | 1960-е гг. | Первая половина 1970-х гг. | Конец 1970-х — начало 1980-х гг. | Конец 1980-х — начало 1990-х гг. | Конец 1990-х — начало 2000-х гг. |
Доминирующая тема | Бюджетное планирование и контроль | Корпоративное планирование | Корпоративная стратегия | Анализ отрасли и конкуренции | Поиск конкурентного преимущества | Стратегические инновации и новая экономика |
Основные проблемы | Финансовый контроль путем операционного и капитального бюджетирования | Планирование роста | Диверсификация и портфельное планирование | Выбор отраслей, рынков и сегментов и позиционирование внутри них | Источники конкурентных преимуществ внутри фирмы | Конкурентные преимущества за счет стратегических инноваций. Конкуренция на основе знаний. Адаптация к новой сетевой экономике |
Главные концепции и инструменты | Финансовое бюджетирование. Инвестиционное планирование. Оценка проектов | Бизнес-прогнозирование. SWOT-анализ. Модели планирования инвестиций | Синергия. Стратегические бизнес-единицы. Матрицы портфельного планирования | Кривая опыта и доходы от рыночной доли. Анализ структуры отрасли и конкурентов. Анализ PIMS. Бенчмаркинг | Анализ ресурсов и ключевых компетенций. Комплексное управление качеством. «Шесть сигм». Управление стоимостью | Организационная гибкость и скорость реакции на изменение рынка. Управление знаниями и организационное обучение. Конкуренция за стандарты. Преимущество раннего хода |
Выводы для организационного развития | Ключевая роль финансового менеджмента | Рост отделов корпоративного планирования и среднесрочного формального планирования | Диверсификация. Многодиви-зиональные структуры. Поиск глобальной доли рынка | Большая избирательность отраслей и рынков. Реструктуризация отраслей. Акцент на управление активами | Корпоративная реструктуризация и реинжиниринг бизнес-процессов. Рефокусирование и аутсорсинг | Виртуальная организация. Фирма, основанная на знаниях. Альянсы и сети |
Составлено по: [Grant, 2002; Аакер, 2002].
1.3. Предметная область исследований
Концепция Портера была наиболее ярким воплощением нового, второго этапа в эволюции понимания стратегического управления. Благодаря трудам Портера, который видел залог успеха бизнеса фирмы в создании сильных рыночных позиций в конкретной отрасли, был уточнен предмет исследований стратегий. Акцент сместился на изучение конкурентных преимуществ фирмы, которые он определял в терминах ее рыночного позиционирования. Хотя с начала 1960-х гг. понятие конкурентных преимуществ использовалось при изучении стратегий, после выхода одноименной книги Портера (русский перевод см.: [Портер, 20056] оно обрело (благодаря интерпретации в терминах теории отраслевой организации) строгую концептуальную основу, и интерес к нему резко усилился.
Условия бизнеса большей части 1980-х гг. благоприятствовали значительной популярности у теоретиков и практиков стратегического управления идеологии школы позиционирования. Принятая в ней трактовка конкурентных преимуществ как имеющих источники в удачном выборе отрасли или положения в ней относительно других фирм получила бурное развитие в работах классиков теории маркетинга из США и Западной Европы (Ф. Котлер, Дж. Траут, Ж.-Ж. Ламбен и др.) и послужила основой таких модных концепций управления развитием компаниями, как стратегические группы, стратегические бизнес-единицы и бенчмаркинг. Несмотря на концептуальную и операционную привлекательность этого подхода, чисто рыночное толкование конкурентных преимуществ имеет два серьезных ограничения. С одной стороны, заявляемые здесь источники этих преимуществ носят краткосрочный характер, и с другой — поиск их всегда имплицитно подразумевает познаваемость и стабильность внешней среды, прежде всего отрасли и рынка, где действует фирма. Следует отметить, что в концепции Портера сохранялся определенный отголосок основных в 1960-70-е гг. концепций стратегий, для которых приоритетным был поиск «соответствий» и «состыковок» внешней среды и возможностей фирмы.
На рубеже 1990-х гг. в эволюции научных трактовок стратегий фирм обозначился третий этап, характерными особенностями которого явились, во-первых, поиск устойчивых конку-
57
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия
- Список таблиц
- Список рисунков
- Глава 1
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 2
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- 2.3. Периодизации исследований стратегий фирм: сравнение подходов
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- 2.4. Концепция эволюции теории стратегического управления
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 3
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 4
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины Рисунок 4.2. Три типовые конкурентные стратегии Портера
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.3. Неэкономические (организационные) концепции стратегий фирм Модель корпорации в концепции «Затраты — выпуск»
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап.: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 5
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 6
- Глава 6. Контуры четвертого этапа тсу
- Глава 6. Контуры четвертого этапа тсу
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- 6.2. Направления поиска новой парадигмы теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- 6.5. Динамические способности на практике: успешные стратегии российских университетов в 1990-2000-е гг.80
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Литература